|
Административная жалоба как средство защиты прав граждн от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органахАдминистративная жалоба как средство защиты прав граждн от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органахСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОЛЛЕДЖ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ кафедра государственного права Выпускная работа бакалавра: Тема: «Административная жалоба как средство защиты граждан от незаконных действий должностных лиц» студента 4-го курса Ёлкина Ильи Сергеевича Научный руководитель: Воронков Владимир Александрович Санкт-Петербург 2002 г. План 1. Введение Введение Любые общественные издержки, будь то бедность или преступность, есть
издержки общественной организации, издержки организации общественных
институтов, каковыми являются государство и государственный аппарат. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан. За долгие годы господства административно-командной системы государственный аппарат оказался поражен тяжкими недугами, губительно сказавшимися на жизнеспособности всего общества, пошатнувшими основы общественного устройства и национальную безопасность. Злоупотребление властью, казнокрадство стары как войны, эпидемии и
проституция. Если имеется доступ к социальным благам, всегда возникает
соблазн использовать их в личных интересах, что отмечал еще Ш.-Л. Мир тесен. Сегодня от качества работы государственного аппарата, компетентности, добросовестности, честности его должностных лиц зависят судьбы миллионов людей. К сожалению, нормы законодательства, устанавливающие ответственность
для должностных лиц государства, во многом устарели и не отвечают задачам
общественного развития, стоящим на сегодняшний день. Практическую базу
составили указы Президента Российской Федерации, федеральные законы,
кодифицированные законодательные акты в части, удовлетворяющей цели данной
работы, и разъяснения Пленума Верховного Суда, безусловно - Конституция
Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной
власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами,
предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо,
по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность
органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного
служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция
устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона. Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный. В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество
жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. В своем поручении 5
февраля 2001 г.[2] к руководителям органов исполнительной власти субъектов Данное Поручение Президента Российской Федерации ориентирует федеральные органы исполнительной власти на критический анализ накопленного опыта работы с обращениями граждан как важнейшей составляющей реализации их конституционных прав. Указывается на необходимость сосредоточения усилий на повышении качества труда, укрепления исполнительской дисциплины, модернизации форм и методов работы, глубокого изучения и учета настроений, мнений различных категорий групп населения при подготовке управленческих решений и законодательных инициатив. Неотъемлемым условием совершенствования работы с обращениями граждан является осуществление ее с учетом отраслевых и функциональных принципов управления, верховенства правовых и экономических рычагов, в соответствии с утвержденными положениями о федеральных органах исполнительной власти. Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утверждено Положение В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесенными В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения палат Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть подана в течении одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её к рассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу, действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию не подлежит. При проведении проверки Уполномоченный имеет право посещать любые органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия и учреждения и т.д., получать все необходимые документы, проводить проверку деятельности любых государственной органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу. При проведении проверки также все руководители различных органов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любых организационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного. В обязанности Уполномоченного входит: После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, он имеет
право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так же
участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с
ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного
производства или уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с
ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда
или постановления суда. Уполномоченный также вправе обратиться в Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному. Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются без удовлетворения (по неофициальным данным это около 35%). Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Следует также учитывать и то, что пока действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующими изменениями от 4 марта 1980 г.) лишь в самой общей форме определяет особенности этого вида юрисдикционного производства. Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы – иска повышаются. Однако закон[3] предусматривает альтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрого исправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям. В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца,
равной стороны. Обязанность давать объяснения суду возлагается на
должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В
ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и
мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны
истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко[4] еще в стадии
предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица
пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина
и тем самым не доводят дело до суда. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности[6]. Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответ неполучен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по
своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки; три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц — со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе
в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи
жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут
демократической организации государства, общества. Оно обусловлено
особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах
неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая
властными полномочиями, имеет право решать вопросы, Опыт развития
человеческого общества свидетельствует о том, акты субъектов власти могут
быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего
варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности В гражданско-правовых отношениях, построенных на правовом равенстве, защита прав сторон обеспечивается главным образом средствами договора и судебными исками. В административно-правовых отношениях, права невластного субъекта, гражданина защищается главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы следует поделить на два типа: административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК, ГПК. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными. Сразу же необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями (ст. 109 УПК), апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом , не адресатом, а порядком рассмотрения. Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее
название – судебная жалоба - является в определенной степени условным. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела. Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и
специальная жалобы. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным,
неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный
гражданин может подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |