![]() |
|
|
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельностиАдминистративно-правовое регулирование предпринимательской деятельностиЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: Административно – правовое регулирование предпринимательской деятельности. Челябинск 1998 ПЛАН. Введение. 1.Понятие и сущность административно – правового регулирования. 2.Методы регулирования предпринимательской деятельности. 3.Взаивоотношения предпринимателя с административной властью. Заключение. Введение. Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических и
социальных основ нового общества. Быстро и безболезненно по воле отдельных
личностей, партии аппарата управления преобразовать огромную страну
невозможно. Хотя ушла в прошлое жестко централизованной структуры
управления, но остается идеология людей, которую очень сложно перебороть. В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль
предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. 1. Понятие и сущность административно – правового регулирования. Чтобы раскрыть сущности административно – правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов»[1]. Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь. Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни. В нормативно – правовом акте, установленном государственной властью
различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия,
обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы,
раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические
права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция Приступая к рассмотрению административно – правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем – либо кем – либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление. Термин «государственное управление» широко используется в отечественное
и зарубежное литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года
заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы
государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного
аппарата государственной власти или государственной администрации,
являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а
также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М. Государственно – управленческая деятельность – это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций. Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности (в известных пределах). Однако между государственным управлением и государственным
регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей
сути регулирование непременный элемент государственно – управленческой
деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном,
большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они: - разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая); - установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции); - управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; - регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; - координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства; - обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; - осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер[4]. По мнению К.С. Бельского государственное управление «знаменует собой проявление множества управленческих связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную под отрасль административного права – управленческое право»[5]. Административно правовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Административно – правовое регулирование следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину, термину административно правового регулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление в этих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране воцарит хаос и беспредел. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»[6]. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования. Методы регулирования предпринимательской деятельности. Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно
недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде
нормативно – правовых актах. Нормативное определение предпринимательства
впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской
деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую
деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную
деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и
осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность
в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия»[7]. Но
предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного
рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого
в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит: Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества. Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти. По содержанию, общий государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности».[9] По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежит Министерству экономики РФ. Министерство экономики: Также для государственно-правового регулирования экономики и
предпринимательской деятельности используются различные средства. К их
числу Ю.А. Тихомиров относит: (регистрация, лицензирование и т.д.); Одним из методов административно-правового регулирования, является
налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20
законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой
системы Российской Федерации». Остальные законы посвящены видам налогов. В Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений. Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов В юридической литературе выделяется административный надзор как составная часть государственного управления. Вот что говорит о свойствах административного надзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер»[13]. Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор»[14]. Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций любого предпринимателя в рамках государственной специализированной деятельности. Существует несколько видов функционального контроля и надзора: Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно–правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Государственная инспекция по торговле (Госторгинспекция), качеству товаров и защите прав потребителей, и т.д. Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности. Взаимоотношения предпринимателя с административной властью. Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее число видных экономистов и предпринимателей считают необходимым признание роли государства в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности. Так как опыт последних лет по «разгосударствлению» экономики и предпринимательской деятельности наглядно показал неэффективность данного метода ведения экономики. Сейчас происходят значительные перемены в структуре государственной власти. А именно «отказ от отождествления государства с административным аппаратом, децентрализация управления, демократизация государственных институтов, усиление начал самоуправления, признание ведущей роли законодательного регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня, класса работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических, консультативных звеньев»[15]. Именно претерпевая данные изменения, которые должны проходить повсеместно, на всех уровнях государственных органов (весь аппарат управления), государство сможет По-новому воздействовать на экономические процессы и разумно регулировать предпринимательскую деятельность. Какими же должны быть основные линии воздействия? Во-первых, введение общих правил экономической деятельности (согласование интересов хозяйствующих субъектов и оценка результатов их деятельности). Во-вторых, содействие формированию благоприятной экономической среды и условий для нормального функционирования рынка (создание и функционирование единой денежной, финансово - кредитной систем, установление налогов, которые будут стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей мощью, и иных обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование важнейших государственных программ). В-третьих, обеспечение социальных гарантий трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан. В- четвертых, предотвращение образования монополистических явлений в экономике, борьба с коррупцией, преступностью в сфере экономики. В-пятых, введение законодательного запрета государственным органам вмешиваться в деятельность предприятий, без основательных причин, введение ответственности за принятие ошибочных решений и за причиненные убытки. Сейчас уже происходят некоторые изменения в государственном механизме управления. Хотя как не прискорбно, но при выработке теории управления государственные органы действовали «методом проб и ошибок», разовым отказом от командно-административной системы без какой – либо выработанной концепции и в результате разгул коррупции, произвол местных властей, и т.д. и т.п. Сейчас исполнительные органы стали единственными властными структурами, влияющими на экономику. Государство расширяет свою помощь малому предпринимательству. В
соответствии с законом от 12 июня 1995 г. – это государственные программы
поддержки, это признание фондов поддержки малого предпринимательства, это
привлечение для оказания «услуг» государству, это производственно-
техническая поддержка, это содействие образованию и деятельности союзов В чем же разница между совокупным доходом и валовой выручкой? Сам законодатель определяет это в ст. 3 Закона. «2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование» т.д. и т.п. то есть все затраты. 3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от
реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества,
реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов»[16]. И
областная дума, во главе с господином Давыдовым В.Ф., принимает Заключение Вот и закончена курсовая работа по рассмотрению административно- правового регулирования предпринимательской деятельности. Проблема административно-правового регулирования возникла сравнительно недавно, с момента перехода от административно-командной системы к рыночной. Целью данной работы являлось рассмотрение методов административно-правового регулирования, возможности сужения или наоборот расширения влияния государства на предпринимательскую деятельность. В последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности, все более насущней становится потребность в регулировании предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но данное регулирование должно исходить из требований и потребностей предпринимателя, а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития предпринимательства, у государства существует огромное количество способов и методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны решаться не путем установления необдуманных и нерациональных «правил игры» одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов. Уже сейчас государство, в лице государственных органов, начинает осознавать всю важность решения различных проблем путем согласования интересов, (консультации и круглые столы хорошее тому подтверждение). Функции государства не замыкаются только в регулировании, государство должно еще и поддерживать предпринимательство (в особенности малое) для формирования среднего класса. Помощь субъектам предпринимательства может быть весьма разнообразной по своим формам. Она осуществляется и на государственном уровне и в регионах путем признания государственной поддержки одним из важнейших направлений экономической реформы. Для поддержки используются как комплексные программы, так и налоговые льготы, выделение кредитных ресурсов на льготных условиях. Организуется информационное и консультативное обслуживание. Сейчас необходимым является изменение отношения власти к предпринимателю, нужно всеми силами осуществлять поддержку предпринимательства, ведь предприниматель является основой продвижения общества к более высокоразвитому, индустриальному государству, которое является основой благосостояния каждого гражданина страны. Список использованной литературы. 1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления», М., Юридическая литература, 1997. 2. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью», 3. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993 4. Бельский Н.С. «К вопросу о предмете административного права», 5. Козлов Ю.М. «Административное право РФ», М., Зерцало, 1992. 6. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и право, 1997. 7. Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон», М., Экономика, 1996. 8. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996. 9. Яни П.С. «Правоохранительные органы и предприниматель», М., Бизнес- школа, 1997. Список использованных нормативно-правовых источников. 1. Конституция Российской федерации 1993 г. 2. Гражданский кодекс Российской федерации 1994 г. 3. Закон Российской федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90. 4. Закон Российской федерации «Об обеспечении единства измерений», от 27.04.93. 5. Закон Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», от 9.10.92. 6. Закон Российской федерации «Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», от 29.12.95. 7. Закон Российской федерации «Об основах налоговой системы в РФ», от 27.12.91. 8. Закон Российской федерации «О стандартизации» «О сертификации продуктов и услуг», от 10.06.93. 9. Закон Российской федерации «Об охране окружающей природной среды», от 19.12.91. 10. Закон Российской федерации «О недрах», от 21.02.92. 11. Закон Российской федерации «О плате за землю», от 11.10.91. 12. Закон Российской федерации «О таможенных тарифах», от 21.05.93. 13. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики», от 23.05.94. 14. Постановление Челябинской обл. Думы «О введении упрощенной системы учета и отчетности … на территории Челябинской области», от 21.11.96. ----------------------- [3]Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.23 [4] Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.21 [16] Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |