![]() |
|
|
Муниципальный социально-экономический мониторингМуниципальный социально-экономический мониторингРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ВОЛОГОДСКИЙ НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЦЭМИ РАН ОБЗОР научной литературы по теме «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Исполнитель: Аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН Э.О Прокофьева. Вологда 2000 СОДЕРЖАНИЕ Введение Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием
роли и значения информации в управлении социально-экономическими
процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о
процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности
города, является необходимым условием организации эффективного управления
его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и
управления стоят проблемы: Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга
социально-экономического развития 1.Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально- экономического мониторинга. По мнению автора, слабая разработанность теоретических проблем рационального социально-экономического мониторинга, рекомендации, носящие фрагментарный характер, не доведенные до уровня практического использования, затрудняют проведение работ по созданию систем информационно- аналитической поддержки управленческих решений. В настоящее время решение проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии. Под мониторингом понимают систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории. Главная цель функционирования системы мониторинга, по мнению автора, состоит в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации. Основными задачами являются: Основные принципы организации мониторинга: Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает: Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся в районе в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных. Информационной основой регионального социально-экономического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемологического благополучия и среды обитания человека, и т.п., данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.п. Мониторинг качества жизни населения включает в себя: Мониторинг здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, мониторингом уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха. Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду. Мониторинг уровня медицинского обслуживания населения предполагает оценку его обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационарной сетью, соответствии численности медперсонала принятым нормам, наличие и доступность лекарств, медикаментов. Мониторинг уровня обеспеченности жильем предполагает помимо оценки обеспеченности, оценку уровня благоустройства жилья, характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим требованиям. Основным показателем качества питания населения является обеспечение им
необходимого количества килокалорий и граммов белка. В рамках мониторинга
необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов
питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо,
сахар, масло растительное, картофель, овощи и бахчевые, хлебные продукты. При мониторинге сферы рекреации и досуга оценивают уровень
физкультурного движения, уровень и тенденции развития городских зон
массового отдыха, условия для проведения мероприятий рекреационного
характера и доступность этих мероприятий. Среди основных индикаторов,
характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной
сферы в городе, можно указать число коллективов физкультурников, объем
реализации платных услуг населению, состояние материально-технической базы
объектов физкультуры и спорта, измерение мощности (вместимости) объектов
оздоровительного отдыха. Реальные общие доходы населения есть личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или предоставляемых на льготной основе услуг с поправкой на изменение потребительских цен. Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные доходы с поправкой на изменение потребительских цен. Личные доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимися в виде вознаграждения за работу по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из общественных фондов потребления. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Денежные доходы населения включают все поступления финансовых средств населению от предприятий, безналичные перечисления и суммы, удерживаемы в уплату налогов, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов. Средний доход и средняя заработная плата работников начисляется исходя из суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого. Важнейшим показателем уровня жизни населения являются покупательная способность средней заработной платы, потребительские расходы населения, объем денежных сбережений населения, величина накопленного имущества. Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество товаров и услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату. При мониторинге уровня жизни населения необходимо также оценить
состояние и уровень изношенности объектов ЖКХ, обеспеченность населения
услугами бытового характера, наличие и доступность этих услуг, которые
потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату Мониторинг уровня занятости населения включает в себя помимо определения количественных и качественных показателей рынка труда, определение структуры занятости по отраслям экономики, выявление динамики структуры отраслей. Мониторинг обеспечения общественного порядка предполагает определение уровня преступности, числа совершенных преступлений, числа лиц, совершивших преступления. Мониторинг социального самочувствия населения проводится с целью выявления отношения населения к уровню своего материального благополучия, состояния здоровья , степени личной безопасности, ходу экономических реформ готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, политическим свободам и т.д. Оценка этих показателей производится на основе ответов горожан на вопросы социологических исследований. Социальная напряженность в обществе является одной из важнейших составляющих мониторинга образа жизни населения. Индикаторами социальной напряженности являются: чувства, настроения по поводу действующих способов удовлетворения потребностей, распределения благ, чувства, настроения по поводу деятельности институтов, отвечающих за обеспечение способов реализации потребностей и интересов, готовность социальных групп защищать и отстаивать свои основные потребности и интересы. Выход России на внешний рынок, развитие интеграционных процессов в Мониторинг социально-экономического потенциала региона позволяет оценить возможности, резервы, территории при задействовании всего комплекса разного рода ресурсов, имеющихся в регионе. Выделяют базовый ресурсный потенциал региона и блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона. Блок ресурсных потенциалов включает в себя Блок обеспечивающих потенциалов объединяет локальные потенциалы, которые
призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов и включает
в себя следующие потенциалы: Отдельно выделяют потенциал преобразования. Индикаторами этого потенциала могут быть полнота и глубина разработки проекта тех или иных изменений, готовность региона (социально-психологическая, правовая организационная, техническая, информационная, научно-методическая и т.п.) к практической реализации намечаемых трансформаций. 2.Основы местного самоуправления в городах России / под ред. А.Е. Когута Организация регионального (городского) мониторинга входит в состав функциональных подсистем системы местного самоуправления наряду с организацией маркетинговой деятельности, эффективного предпринимательства, финансовой деятельности, програмной деятельности и контролем за выполнением решений. Под социально-экономическим мониторингом в городе понимается оценка, прогноз, система наблюдения и анализа экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории, а также постановка рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений. Задачи социально-экономического мониторинга сводятся к: Основными направлениями социально-экономического мониторинга, по мнению
авторов, являются: Выделение этих направлений мониторинга обусловлено целями развития любого города, достижением необходимого качества жизни населения и обеспечения требуемого вклада в решение областных, межтерриториальных и федеральных проблем. Мониторинг качества жизни населения предполагает рассмотрение уровня и образа жизни населения, состояния общественного здоровья. Мониторинг уровня жизни населения предполагает оценку доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами просвещения, культуры, искусства, состояния уровня жизни социально-незащищенных слоев населения, а также сравнение существующего уровня с принятым стандартом жизни. Мониторинг здоровья осуществляется при помощи оценки уровня медицинского обслуживания, качества питания, жилищных условий, а также доступностью занятий физической культурой, рекреационных услуг и полноценного досуга. Мониторинг образа жизни включает оценку занятости населения, состояния правопорядка и безопасности граждан, оценку социального самочувствия населения. Мониторинг вклада города в решение областных, федеральных и межрегиональных проблем социально-экономического развития может выражаться как в продукции материального производства, так и в услугах нематериальной сферы (подготовка кадров, выполнение научной и инновационной деятельности, выполнение роли какого-либо центра). Мониторинг хода социально-экономических изменений в городе обусловлен необходимостью своевременной корректировки законодательной базы реформ, разработка мер по поддержке экономических преобразований, социальных реформ и др. Мониторинг социально-экономического потенциала города предполагает мониторинг собственно величины потенциала города, а также мониторинг эффективности его использования. Мониторинг величины потенциала города необходим для формирования научной обоснованной стратегии развития территории, разработки и реализации местной экономической и социальной политики. Мониторинг эффективности использования социально-экономического потенциала города необходим для решения задач регулирования социально- экономического развития территории, обоснования предложений по необходимости осуществления государственной поддержки Организация процесса мониторинга требует определить: При рассмотрении структуры социально-экономического потенциала города автор, помимо выделенных в [1] выделяет: а)потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал; б) потенциал рыночной инфраструктуры; в) административно-управленческий потенциал, характеризующий возможности улучшения деятельности всех составляющих системы управления регионом – механизма, структуры и процессов управления. 3.В.Н.Лексин, В.Е.Селиверстов, А.Н.Швецов О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации Под мониторингом социально-экономической, национально-этнической и
политической ситуации в регионах Российской Федерации в данной работе
понимается специально организованная и постоянно действующая система учета Главная задача регионального мониторинга, по мнению авторов, состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов. Система регионального мониторинга должна стать информационно-аналитической базой для решения следующих задач: 1. обоснование целей и приоритетных задач государственной региональной политики в Российской Федерации; 2. предупреждение кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов; 3. оценка результативности деятельности федеральных органов, территориальных органов федеральных министерств и ведомств; 4. обоснование мер государственной поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий; 5. подготовка ежегодных государственных докладов о региональной социально- экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетных направлениях региональной политики в Российской Федерации. Для достижения этих задач система регионального мониторинга должна обеспечить учет, сбор, анализ и распространение информации правового, экономического, социального и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (города и районы). Предметом регионального мониторинга в рассматриваемом издании, являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно- ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально- этнического потенциалов территории. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей. Неотъемлемой частью индикаторов региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории, а также характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть: (а) системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи, (б) структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы. Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии её составляющих. Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть
количественными или качественными. Количественные оценки предполагают
наличие таких параметров (характеристик) региональных ситуаций и
региональных проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью
численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки Организация общероссийской системы регионального мониторинга может быть
осуществлена в двух вариантах: централизованном (предполагающем
сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуаций и
проблем в едином центре) и децентрализованно-централизованном Важным организационным условием для создания системы регионального мониторинга является упорядочение и координация деятельности по формированию первичных баз данных. Наличие хотя бы минимально структурированного системного регионального мониторинга могло бы заметно поднять престиж региональной политики в современной России, усилить объективность, значимость и научную доказательность предлагаемых решений в области государственного регулирования территориального развития. 4.Развитие местного самоуправления в России (Научный доклад) Научный руководитель А.Е.Когут Реализация всех направлений социально-экономического мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения будет производиться с учетом местной специфики. Однако некоторые виды обеспечения сходны. Ведение муниципального социально-экономического мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационный фонд социально- экономического мониторинга может представлять накопленные данные об экономической и социальной обстановке, справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных. Укрупнено информационный фонд социально-экономического мониторинга может состоять из данных, характеризующих здоровье населения. Уровень жизни населения, социально-экономический потенциал муниципального образования. Информационной основой муниципального мониторинга могут служить базы данных Федеральных органов исполнительной власти, местных органов, предприятий и международных организаций; базы данных специфических министерств и ведомств; данные государственной статистической отчетности материалы обследований, программ, проектов. Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы муниципального мониторинга должно осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения альтернативных источников финансирования. 5.Дованков А.Ю. Методика оценки социально-экономического образования
административно-территориального образования субъекта Федерации/ Комплексная оценка социально-экономического состояния территории
строится на основе оценки действия различных факторов. Экспертным путем
устанавливается весомость факторов. В случае высокой остроты проблемы
количественное значение индикатора становится равным 0, при низкой –2. Для более четкого разграничения индикаторов, они объединены в 4 группы: По каждой группе индикаторов определяется среднее значение. Оно
представляет собой относительную интегральную оценку территории. 6.Социально-ориентированное местное управление: опыт городов Германии для В сегодняшних условиях количество жизни в том или ином городе определяется не столько наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного управления сейчас шире и помимо перечисленных включают в себя формирование благоприятных условий для экономики, инвестиций, малого и среднего бизнеса, обеспечение достаточного числа рабочих мест в городе, возможность жителей повышать свою квалификацию, достаточность качества и доступность жилья в городе, обеспечение атмосферы общественного консенсуса между различными группами населения, формирование имиджа города. Одним из основных правил стратегического планирования является оценка. При разработке городской концепции и программы маркетинга выделяют 4 этапа: анализ ситуации, разработка идеального представления и высших целей, формулирование частичных целей, стратегий и мероприятий, а также осуществление и контроль. 7.Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга В.М. Матросова, В.К. Левашова Разработка национальной стратегии устойчивого развития требует
обоснования показателей (индикаторов) устойчивого развития. Авторами
предложен базовый набор индикаторов, подготовленный для обсуждения
комиссией ООН по устойчивому развитию. Он включает в себя поднаборы
индикаторов, отражающих нынешнее состояние различных сфер
жизнедеятельности, происходящих изменений и корректирующих действий. Необходимость в определении системы показателей социально-
экономического развития отдельных муниципальных образований, а также
интегрального показателя социально-экономического состояния муниципальных
образований признается и научными сотрудниками ВНКЦ ЦЭМИ РАН. Так, к
примеру, С.Н. Дубов в своей работе [8] говорит о том, что: "Требуется
определить систему показателей, которые наиболее объективно отражали бы...
положение дел в экономике, а также финансовое состояние муниципальных
образований". Уже существует ряд методик определения таких показателей и В каждом блоке выделено по 5-8 показателей, которые в разной степени Далее С.Н. Дубов говорит, что предложенная система показателей слишком громоздка и для расчета многих показателей не хватает статистической информации. Поэтому предлагается провести анализ исходной системы и исключить ряд индикаторов. В результате исключения остаются 2 группы показателей: показатели развития социальной сферы (которые включают ряд показателей из 1 и 2 разделов), и показатели развития и эффективности экономики (включают несколько показателей 3 и 4 разделов). Основным источником информации для наполнения системы являются данные Вологодского областного комитета государственной статистики. Работниками ВНКЦ уже проводилась работа по прогнозированию основных
макроэкономических показателей социально-экономического развития Помимо мониторинга основных показателей социально-экономического
развития области, работниками ВНКЦ были разработаны и проводятся
мониторинги: состояния промышленности области (М.М. Поляков, М.Э. Заключение Подводя итоги обзора научной литературы по теме «Разработка системы
мониторинга социально-экономического развития муниципального образования»
можно сделать ряд выводов: Список использованных источников 1.Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-
экономического мониторинга – ИСЭП РАН, С-Пб:1995 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |