![]() |
|
|
Место и роль органов исполнительной власти в системе государственных органовМесто и роль органов исполнительной власти в системе государственных органовВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РФ Второе высшее образование Юридический факультет РЕФЕРАТ на тему № 4 Место и роль органов исполнительной власти в системе государственных органов по курсу Административное право Слушатель Семёнов В.Г. Преподаватель Москва 1999 год. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ ЕЕ И СУБЪЕКТОВ 6 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 ОТНОШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ 14 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 16 ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВВЕДЕНИЕ Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) и
устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в В самом общем понимании государство представляет собой аппарат
управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны
других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную
структуру и включает, в частности, представительные (законодательные)
органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы
исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 В статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических
государств. Суть его в том, что демократический политический режим может
быть установлен в государстве при условии разделения функций
государственной власти между самостоятельными государственными органами. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы,
определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной
власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной
власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса
о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть:
организует исполнение законов, различными способами влияет на
законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность
заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения
дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Судебную систему РФ составляют Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды РФ. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится
ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти. Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается
на перечисленные выше федеральные органы государственной власти. Перечень
федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11,
является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ ЕЕ И СУБЪЕКТОВ Федеральное правительство в целях единства государственного управления
осуществляет общее руководство деятельностью правительств субъектов Федеральные органы исполнительной власти направляют для согласования
органам исполнительной власти субъектов Федерации проекты нормативных
правовых актов и иных документов, затрагивающих интересы субъектов Федеральные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в
исключительную компетенцию органов исполнительной власти субъектов Правительство Федерации информирует органы исполнительной власти
субъектов о подготавливаемых проектах своих постановлений, распоряжений и
привлекает представителей субъектов Федерации к подготовке конкретных
решений, затрагивающих их интересы. Органы исполнительной власти субъектов Законодательные и исполнительные органы государственной власти
республик и соответствующие органы других субъектов Федерации могут
обжаловать решения федерального Правительства Президенту России, в Высший Разногласия между Правительством России и субъектами Федерации по
требованию конкретного субъекта разрешаются Президентом Российской Если коллизия остается, субъект Федерации может обратиться в Высший Центральные отраслевые и межотраслевые органы федеральной
исполнительной власти, подведомственные как Правительству, так и Президенту Должностные лица территориальных и межтерриториальных подразделений центральных федеральных органов исполнительной власти назначаются руководителями министерств, ведомств. В Конституции РФ закрепляются возможность передачи части полномочий
федеральных органов исполнительной власти аналогичным органам субъектов Взаимная передача Федерацией и ее субъектами своих полномочий в сфере исполнительной деятельности служит средством децентрализации властных функций в разумных пределах без ущерба для управляемости страной. Это договорный способ перераспределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Возможность передачи своих полномочий служит формой выражения равноправия участников федеративных отношений и направлена на выравнивание различий между регионами по уровню жизни и условиям экономического развития. Передача полномочий при этом: - затрагивает сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов - касается только одной ветви власти - исполнительной; - допускается только на определенное время, т.е. не может иметь постоянного характера, ибо это привело бы к неконституционному перераспределению полномочий между Федерацией и ее субъектами; - требует взаимного согласия сторон; - предполагает контроль за реализацией делегированных полномочий. Правительство России координирует деятельность правительств республик и администраций других субъектов Федерации; осуществляет общий контроль за реализацией актов органов исполнительной власти. Центральные органы отраслевого и межотраслевого управления осуществляют аналогичные функции по вопросам своего ведения. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность
системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает
статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от
прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство
исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность В современном облике Правительства более последовательно выражены
прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения
властей, ответственность Правительства за проведение социально -
экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной
политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению От других федеральных органов Правительство отличается прежде всего
предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу. На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу
министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом
отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих
органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих
в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических преобразований и наше движение вперед. Исключив верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально
изменила взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, а
также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив
самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство
из своеобразного двойного подчинения. В то же время конституционный выбор,
сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу сильных прерогатив Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Очевидно и другое. Конституция закрепила ряд функций непосредственного
государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое На практике и после принятия новой Конституции Президент неоднократно
издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности
об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов, повышении
минимального размера оплаты труда, введении различных социальных выплат и
льгот. Оценка таких актов Президента с точки зрения конституционных
полномочий и прерогатив различных органов власти - предмет специального
рассмотрения. Заметим только, что для эффективного управления страной и
исключения коллизий в законодательстве проблема разграничения компетенции Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не
охватывают всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном
регулировании. Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального
конституционного закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно
определены правовые основы и организация его деятельности, порядок
формирования и состав Правительства, отношения с Президентом, палатами Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Суть упомянутой конституционной формулы состоит, во-первых, в том, что Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в
ведении Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных
полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности Осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивается в соответствии с Конституцией Президентом и Правительством на всей территории страны. Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации. Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период. Правительство Российской Федерации возглавляет его Председатель. В
состав Правительства входят также заместители Председателя Правительства,
федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства. В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. ОТНОШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ Отношения Федерального Собрания с Правительством строятся по трем основным направлениям, где они тесно взаимодействуют. Прежде всего они реализуются через принимаемые парламентом законы, которые Правительство как исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь. Другое направление проходит в согласовании их интересов при утверждении
федерального бюджета. Для парламента это активный рычаг воздействия на Третья, энергично развивающаяся область сотрудничества Правительства с
палатами Федерального Собрания касается законопроектной работы. Как субъект
законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку
значительной части законопроектов, вносит их в Государственную Думу,
назначает своих официальных представителей, участвует в согласительных,
рабочих и иных комиссиях по доработке законопроектов. Правительство дает
заключения по законопроектам, которые вносятся в Государственную Думу
другими субъектами права законодательной инициативы и в соответствии с За последние два года Правительство достаточно активно проявило себя как участник законодательной инициативы, ответственный прежде всего за экономический блок законопроектов, создающих правовую основу развития реформ и обеспечивающих социальную защищенность граждан. Вместе с тем выявились некоторые негативные моменты "использования" законотворческих предложений Правительства. Значительная часть законопроектов, внесенных Правительством после незначительных корректировок в комитетах Государственной Думы, рассматриваются и фигурируют как депутатские законопроекты. Нередко депутаты используют в качестве основы для своих законопроектов те наработки, которые сделаны в министерствах и ведомствах. Выражение недоверия Правительству представляет собой высшую точку противостояния Государственной Думы и Правительства. В парламентской практике России такое встречается не столь часто, как, к примеру, в Италии и других западноевропейских странах. Правительство и другие структуры исполнительной власти не могут
эффективно работать вне рамок единой системы. В унитарном государстве
исполнительная вертикаль действует "в чистом виде", т.е. на основе строгой
иерархии и подчиненности. В федеративном государстве система органов
законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается
ими самостоятельно, сам механизм действий администрации, правительств
республик, краев, областей находится в постоянном взаимодействии, сцепке с
федеральными властями, и прежде всего с Правительством и его органами. Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую
самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы
центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию состава Правительства. Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст. 112 В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается также порядок
формирования персонального состава Правительства Российской Федерации. При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением
главы Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Назначение на должность заместителей Председателя и других членов Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе
отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции Согласно Конституции РФ Правительство РФ осуществляет в России
исполнительную власть. Правительство выступает как самостоятельный
институт, существующий наряду с институтом президента. Такая
конституционная конструкция отличает российскую форму правления от Еще одно отличие состоит в том, что в России Правительство несет
ответственность также и перед парламентом. Правда, такая ответственность
имеет свои пределы. Отношения Правительства с Государственной Думой
начинаются с утверждения ею Председателя Правительства, назначаемого Потенциал Правительства очень значителен, но для того, чтобы его
полнее использовать, необходимо укреплять его самостоятельность и повышать
его ответственность. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // Российская газета Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3, с.15. В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997. Переломов А.С. “Конфуций и доктрина разделения властей” (размышления
по прочтении книги Петра Баренбойма “3000 лет доктрины разделения властей.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |