![]() |
|
|
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления - как субъекты административного праваОрганы исполнительной власти и органы местного самоуправления - как субъекты административного права
2. Административно-правовой статус органов местного самоуправления. Литература Указ Президента РФ от 22.09.98г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (СЗ № 18-98г). Указ Президента РФ от 5.10.95г. “О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ (СЗ № 41-95г). Указ Президента РФ от 10.06.94г. “Об обеспечении взаимодействия Президента Федеральный закон РФ от 28.08.95г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (СЗ № 35-95г). Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. ”Административное право”. Агапов А.Б. “Федеральное административное право России”. Курс лекций, Коренев А.П. “Административное право”. Учебник, 2000г. Бахрах Д.Н. “Административное право”. Учебник, 2000г. Тихомиров Ю. А. “Курс административного права и процесса”. Учебник, 1998г. Труханович Л.В. “Административное право”. Пособие для подготовки к
экзаменам (конспект лекций). М., 1998г. - имеет свою структуру (которую определяет Правительство - посмотреть - имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории - администрация НСО); - образована в соответствии с законодательством (Закон “О местном самоуправлении”); - выступает от имени государства (например, когда Правительство осуществляет свою деятельность за пределами РФ); - осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в
хозяйственной, социально-культурной, административно-политической). Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Характерные черты органов исполнительной власти - наделены оперативной самостоятельностью; - имеют, как правило, постоянные штаты; - как правило, образуются вышестоящими органами; - наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера); - подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления. При этом
органы государственного управления могут действовать в рамках двойного
подчинения - вертикальном и горизутальном. В тех отраслях управления, где
требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует Виды органов исполнительной власти - региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на
территории определенных регионов, т.е. на части территории России. - органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие
деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев,
областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных
округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства,
министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города
федерального значения и автономного образования исполнительная,
управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией,
руководимой ее главой (губернатором, мэром). - органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления); - органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами
управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики,
стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др. - единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются
единолично руководителем данного органа исполнительной власти Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие
сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и
других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят
руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а
также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы
управления отраслью. - создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов Принципы построения органов исполнительной власти. Этот принцип обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем: - компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними
определяются на основе нормативно-правовых актов (Указ Президента РФ от - Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации); - одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация - сосредоточение большой части государственных функций в
ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Цент - Децентрализация - означает закрепление предметов ведения и полномочий за
тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без
вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью
децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части
своих полномочий подчиненному органу. Этот принцип проявляется прежде всего в том, что все органы исполнительной власти, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и другие акты государственного управления. Система органов исполнительной власти - Правительство РФ; - федеральные министерства; - государственные комитеты, службы; - федеральные комиссии, надзоры; - российские агенства. - Правительства республик с управлениями, отделами, комитетами...; - администрации краев и областей; - администрации автономных областей и автономных округов; - мерии городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Правительства республик образуются либо представительными органами государственной власти (Советами), либо Президентами республик (назначаются с дальнейшим утверждением Советами). Примерно так-же образуются и соответствующие администрации. Структура администрации определяется Уставом данного субъекта РФ, или в установленном им порядке. Например, по Уставу Новосибирской области администрация области состоит из губернатора, первого заместителя и заместителей главы администрации, которые исполняют полномочия исполнительной власти в конкретных сферах управления. Но не во всех областях руководитель субъекта РФ является главой администрации. Например, руководитель администрации Курганской области назначается губернатором, с согласия областной Думы. Вообще структуры и системы органов исполнительной власти субъектов РФ многообразны. Как правило, возглавляют их в республиках - Президенты и главы Правительств, в администрациях - губернаторы. Но в некоторых республиках исполнительную власть возглавляет и
коллегиальный орган. Например, в Дагестане Правительство возглавляет Должность главы администрации замещается путем выборов. В тех субъектах, в которых выборы глав еще не состоялись, они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Рассмотрим полномочия определенных органов исполнительной власти в
государственном управлении. Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. - он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Правительства РФ и федеральных министров; -принимает решение об отставке Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - назначает и освобождает высшее военное командование; - является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ; - утверждает военную доктрину РФ; - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; - в установленном законом порядке может вводить чрезвычайное или военное
положение и т.д. Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования
определяются Конституцией и Федеральным Конституционным законом от 17
декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". В своей
деятельности Правительство руководствуется также указами и распоряжениями Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган. В состав Правительство Российской Федерации согласно Конституции обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства: - Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; - осуществляет управление федеральной собственностью; - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности и борьбе с преступностью и пр. По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти). В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Федеральные министерства функционируют в различных сферах
жизнедеятельности. Так, в сфере экономики действуют Министерство экономики. Образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления. В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в
государственном комитете образуется коллегия в составе председателя
комитета (председатель коллегии), заместителей председателя по должности,
руководящих работников комитета и других организаций. Государственные
комитеты функционируют в разных сферах. В экономике, например,
функционирует Государственный комитет Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике и др. В социально-культурной сфере
действуют Государственный комитет Российской Федерации по печати, В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаются К указанным органам относятся: - Федеральная архивная служба России: - Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию; - Служба внешней разведки Российской Федерации; - Федеральная пограничная служба Российской Федерации; - Российское космическое агентство: - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации; - Федеральная служба охраны Российской Федерации и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ. 2. Распоряжаются и управляют имуществом. 3. Разрабатывают и реализуют программы в сфере управления. 4. Осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. 5. Осуществляют меры по охране общественного порядка, ведут борьбу с преступностью. 6. Осуществляют учет и контроль за деятельностью различных сфер деятельности. 7 Осуществляют управление в сферах экономического, социально-культурного
развития и т.д. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами
в соответствии с уставом муниципального образования. А лица, осуществляющие
службу на должностях в органах местного самоуправления, являются
муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы,
включающая требования к должностям, статус муниципального служащего,
условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой,
определяются уставом муниципального образования. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами (должностными лицами), их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Ответственность должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству, уставу муниципального образования. (глав администраций может отстранить от должности губернатор или Президент). Административно-правовой статус органов местного самоуправления 2. Их общий статус. принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены правом. 3. они могут вступать в различные административно-правовые отношения. 4. Они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями 5. Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью. 6. Общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть
произвольно ограничены какими либо органами государственной власти. Конец формы
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |