![]() |
|
|
Ответственность по административному правуОтветственность по административному правуСеверо-Кавказская Академия Государственной службы при Администрации Ставропольского края Курсовая работа на тему: “ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДИМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ” Работа выполнена Студентом (кой) ___ курса Группы ____ _____________ Научный руководитель
____________________ 1998 ПЛАН:
2. Историческое развитие , понятие , основные признаки , основание и особенности админис- тративной ответственности. - 7 3. Освобождение от административной ответ- ственности. - 14 4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. - 16 5. Понятие юридического состава административ- ного правонарушения. - 17 6. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения. - 19 7. Использованная литература. - 20 1. Ответственность по административному праву. Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности и в частности, ее разновидности - административной ответственности. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему (вероятно такое под силу лишь ученому), но считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать наиболее встречающим образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности. "К пониманию правовой ответственности во всем ее обьёме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая науки пути ее обеспечения" понятие "ответственность" прежде всего означает выбор такой линии поведения, которая соответствует необходимости. На всех стадиях правового регулирования общественных отношений юридическая ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного, политического и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно- политической активности каждого гражданина. Законодательство об ответственности постоянно совершенствуется. Юридическая ответственность проявляется как государственное принуждение, осуществляемое компетентными государственными органами в отношении нарушителя правовых норм. При отсутствии соответствующего акта компетентного органа юридическая ответственность не наступает. Ответственность - многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя сознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, оценку поведения и его социально значимых последствий, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она
связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. От каждого органа государственного управления, от каждого трудового коллектива сейчас требуется способность действовать инициативно, анализировать реально происходящие процессы, выявлять назревшие проблемы, своевременно и правильно их разрешать. Институт юридической ответственности, социальной ответственности в целом призван способствовать этому. В юридической литературе ответственность обычно связывается с правонарушением. Между тем законодательством предусмотрена и иная ответственность, наступающая при отсутствии конкретных правонарушений, а именно ответственность за действия, идущие в разрез с политикой государства, за неумелое ведение дела, недостаточную активность, за некомпетентность, за неправильные по существу решения. Это касается главным образом лиц начальствующего состава и выражается в снятии с руководящего поста, понижении в должности, не выставлении кандидатуры для избрания на новый срок полномочий. Эту ответственность в литературе часто называют политической ответственностью. Органы управления и должностные лица несут такую ответственность прежде всего перед Советами народных депутатов (эта ответственность регулируется нормами государственного права). Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). С учетом этого нужно различать понятия "ответственность по административному праву" и "административная ответственность". Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права - государственного, трудового, финансового, земельного и т.д. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности. 2. Историческое развитие, понятие, основные признаки, основание и особенности административной ответственности. До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими
полномочиями по изданию решений, предусматривающих административную
ответственность за их нарушение ("обязательных постановлений"). Административное право включает в себя большое количество различных обьектов, таким образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности. "К пониманию правовой ответственности во всем ее обьеме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая наука меняется, как правило, не судом, а органами государственного управления или (по отдельным категориям дел) народным судей единолично. Налагать административные штрафы могут также технические и правовые инспекции профсоюзов (за нарушение техники безопасности и охраны труда), т.е. должностные лица общественных организаций юридической ответственности. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные 3. Освобождение от административной ответственности. Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности. Освобождение от административной ответственности происходит в следующих случаях: 1. Согласно статье 18 КАП РФ не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действующие в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, Невменяемое лицо совершает лишь объективно противоправное деяние, а не административное правонарушение. В статье 20 КАП указывается, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими. Юридический критерий невменяемости заключается в наличии такого психического заболевания, которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. 2. Согласно ст. 18 КАП не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим. Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления. Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и другие. Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, то есть то же нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного проступка, предусмотренного ст. 118 КАП. 3.Согласно статьи 19 необходимая оборона не подлежит
административной ответственности лицо хотя и совершившее действие,
предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими
административную ответственность за административные правонарушения, но
действовавшие в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите
государственного и общественного порядка, собственности, прав и свобод
граждан, установленного порядка управления от противоправного
посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не
было допущено превышение пределов необходимой обороны. Право на
необходимую оборону способствует привлечению населения к активному участию
в борьбе с правонарушениями, их предупреждению и пресечению. Защита от
посягательства при необходимой обороне, в отличие от крайней необходимости
может осуществляться путем причинения вреда только посягающему, но не
третьим лицам. Например, один гражданин, увидев у другого свое ружье, из
которого последний, будучи в нетрезвом состоянии, стрелял в населенном
пункте, вырвал его у нарушителя. В данном случае посягательство на
охраняемые законом интересы заключалось в совершении административных
правонарушений: стрельбе из огнестрельного оружия в населенном пункте 4.В ст. 21 КАП указывается о том, что передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива. Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. 5.Возможность освобождения от А.О. при малозначительности
правонарушения совершенного административного правонарушения, орган 6. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Лица до 16 лет, совершившие проступки, не подлежат административной ответственности(ст.14). 7.Отсутствие события и состава административного правонарушения. 8. Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания. 9. Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 КАП. 10. Смерть лица в отношении которого было начато производство по делу. 4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. Законодатель обычно указывает определенные разграничительные линии и, пусть в известной мере и условные; иначе нельзя было бы юридически квалифицировать многие противоправные деяния. Поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых можно отличить друг от друга преступления и сходные с ними административные правонарушения. Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких
последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель
людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступления, а
если таких последствий нет, то как административное правонарушение. 5. Понятие юридического состава административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности долгое время не было кодифицированным и состояло из большого числа разрозненных нормативных актов. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о административных правонарушениях, на базе которых в союзных республиках в последующие годы были приняты кодексы об административных правонарушения. Административное правонарушение, как и всякое другое, - это противоправное деяние - действие или бездействие. Административное правонарушение - не только противоправное, но и виновное деяние. Вина имеет, как известно, формы умысла и неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее сознательно шло на это. Проступок является совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не знало и не сознавало, но должно было знать и сознавать, что поступает противоправно, или сознавало это, но легкомысленно рассчитывало предотвратить наступление противоправного результата. Административное правонарушение - понятие собирательное. Оно имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным видом является случай, когда сам гражданин или должностное лицо нарушает общеобязательные правила. Должностное лицо может это сделать двумя способами: первое, нарушив правила своими собственным действиями, во-вторых, путем дачи подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями административных правил, кроме того, должностные лица несут административную ответственность и тогда, когда они в порядке исполнения служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному выполнению установленных правил другими лицами, но не делают этого. Родители и лица их заменяющие, несут административную ответственность в связи с правонарушениями несовершеннолетних, то есть за то, что не контролировали поведение детей. Признаки административного правонарушения: 1. Действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена именно административная ответственность. 2. Противоправное. 3. Виновное (умышленное или неосторожное). 4. Посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на порядок управления. Основанием административной ответственности конкретного лица является
совершение им административного правонарушения, однако нужно учесть, что
его совершение вовсе не обязательно влечет административную
ответственность. Во-первых, органы и должностные лица, которым
предоставлено право налагать административные взыскания могут, вместо
наложения их сделать нарушителю предупреждение или передать материалы о его
поведении в товарищеский суд, либо в общественные организации по
месту работы или жительства для применения мер общественного воздействия. 6. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Актом, смягчающим ответственность за административное правонарушение,
является акт, исключивший из санкции более строгое взыскание или
снизивший размер взыскания либо исключивший дополнительное взыскание. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения обратной силы не имеют. Ииспользованная литература: 1. Учебник "Административное право". М., 1992. 2. Советское административное право. Учебник. М.: Юр. Лит., 1990. 3. Комментарий к Основам Законодательства СССР и союзных республик об административных право- нарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1983. 4. Комментарий к Кодексу РСФСР об административ- ных правонарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1989. 5. Д.И.Бернштейн. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. -1989. 6. Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп.-М.: Сов. энциклопедия, 1987. 7. Н.С.Малеин. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература". 1985. 8. С.С.Алексеев. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. -М., "Юр. лит-ра". -1989. 9. С.Н.Братусь. Юридическая ответственность и закон- ность. -М. "Юр. лит-ра". -1976. 10. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность по совет- скому праву. -М., Издательство МГУ. -1981. 11. Л.Н.Ковалев. Правонарушения и закон. "Правове- дение". -1991., N 1. 12. А.И.Денисов. Общая теория правонарушения и ответственности. -Л. , Изд. Ленинградского университета. -1983. 13. Л.С.Явич и др. Теория государства и права. Изд. Ленинградского университета 1987. 14. С.С.Алексеев. Проблемы теории государства и права Москва Юридическая литература 1987.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |