|
Понятие и система органов исполнительной властиПонятие и система органов исполнительной властиконтрольнаЯ РАБОТА по курсу административное право на тему “Понятие и система органов исполнительной власти” Научный руководитель: доцент Дорохов Н.И. 1. Вступление 2. Понятие и классификация органов исполнительной власти. 3. Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти. 4. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти. 5. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти. 6. Органы исполнительной власти субъектов федерации. 7. Заключение. Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно- властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права.[i] Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в
законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные
изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Новый Основной закон государства внес существенные изменения в
легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Из сказанного выше можно сделать вывод, что существует большое
количество вопросов, требующих скорейшего разрешения, для обеспечения
нормального функционирования системы исполнительной власти в Российской Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской # # # Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти. Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные. Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах. Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно- распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно- политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.[ii] Существует различные основания для классификации органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. К федеральным относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации. Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.). По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор). Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции. Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти
является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку
выделяют: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на
коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их
состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия); б)
единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их
руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др. Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений. # # # Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако
он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-
распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное
подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается
в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только
его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту
принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней
политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы
назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и
персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность
ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в
полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не
согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а
если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству,
то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, в которую входят министерства Российской Председатель Правительства систематически информирует Президента о
работе Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов
исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной численности этих органов согласовываются с Правительством. В экстренных случаях Президент вправе создавать дополнительные структуры исполнительной власти. В качестве примера такого органа можно назвать Временную чрезвычайную комиссию при Президенте по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Для разрешения разногласий между органами государственной власти Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент становится субъектом административного права на четыре года
в результате всенародных выборов. Он приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока
его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует # # # Правительство осуществляет государственную власть в Российской Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы. Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Председатель Правительства Российской Федерации назначается Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы сведения
о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных
бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе,
принадлежащем им на праве собственности. На членов Правительства
распространяются ограничения, связанные с пребыванием в составе Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской В соответствии с Федеральным конституционным законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий. Кроме того Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений. Одной из основных функций Правительства является организация
исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением
органами исполнительной власти всех уровней и прин6ятие необходимых мер по
устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и
характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на
основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу. Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за
выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений
образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. # # # Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.[v] Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» и др. В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.[vi] Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства. Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств. Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета. Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов. Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие
органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы
исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных
сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России. К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной
власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или
обновляется. Тем не менее в настоящее время число действующих комиссий
достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток
координационных функций основных структур исполнительной власти. В
основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют
аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров. Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства». Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.[viii] В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы
соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с
администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт–Петербурга. Те же вопросы на территории автономного
округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. # # # Что касается органов исполнительной власти субъектов Федерации, то
они, в соответствии со ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется
самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы
исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими
федеральными актами, в частности. Законом от 5 марта 1992 г. «О краевом,
областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций. [ix] В соответствии с указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по
укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»
главы исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того,
назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными В целях создания условий для реализации принципа народовластия, а
также обеспечения формирования Совета Федерации в 1996 г. были проведены
выборы ранее назначенных Президентом глав администраций субъектов В основе практической деятельности органов исполнительной власти
субъектов Федерации лежит Положение об основных началах организации и
деятельности органов государственной власти краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. В 1991 г. были учреждены представительства республик при Президенте и его представительства в республиках. Специальными указами Президента был создан институт полномочных
представителей Президента России в субъектах федерации. Представитель главы
государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента # # # Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации
существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной
власти. Нельзя забывать о том, что прежде всего она является подсистемой
государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого
целого организационно-правового механизма государственной организации
общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное
строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных прежде
всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов
ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство
законодательной базы. Например, до сих пор отсутствует связь между
конституционными положениями о гарантиях единства экономического
пространства, широким кругом «ведения» Российской Федерации, «совместного
ведения федерации и субъектов Российской Федерации» и применяемых практикой
органов исполнительной власти понятий «государственное регулирование», Подобные вопросы должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений. От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед. Список использованной литературы: Туманова. – М.: Юристъ 1997. – 448 с. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – 432 с. 1994. – 458 с. 27.05.1993 г. 14.08.1996 г. -----------------------
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |