![]() |
|
|
Соотношение преступления и административного правонарушенияp> Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (ст. 3 УК). Преступление же на лицо тогда, когда в действиях виновного содержатся все указанные в законе признаки конкретного состава преступления. Таким образом, если фактическим основанием уголовной ответственности является совершение общественно опасного деяния (преступления), то юридическим – наличие в этом деянии состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормойОсобенной части УК. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, если в деянии отсутствует состав преступления (п.2 ст. 5 УПК). Это принципиальное положение является одной из важнейших гарантий соблюдения законности в борьбе с преступностью. Состав преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу от грабежа, грабеж от хулиганства и т.п. Установление в деянии состава того или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную юридическую квалификацию действий виновного. Квалификация преступления – это установление точного соответствия
признаков совершенного деяния (преступления) признакам того или иного
конкретного состава преступления, предусмотренного диспозицией статьи Квалификация преступления производится по соответствующей статье, части или пункту статьи Особенной части УК, предусматривающей данный состав преступления (например, ч.3 ст. 148, ч.1 ст. 144 или п. «б» ст. 102 УК). В случаях, когда преступление было пресечено на стадии приготовления или покушения, оно квалифицируется дополнительно по ст. 15 УК, а при совершении преступлений в соучастии действия соучастников квалифицируются дополнительно по ст. 17 УК. Важнейшей задачей уголовного судопроизводства является обеспечение правильного применения законов с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Правильная квалификация совершенных преступлений – непременное условие соблюдение законности. Таким образом, состав преступления всегда конкретен. Признаки того или иного состава преступления указаны в законе. В теории российского уголовного права на основе обобщения признаков конкретных составов преступлений создается общее учение о составе преступления. Оно помогает глубже уяснить содержание норм уголовного закона, сущность и взаимосвязь описанных в этих нормах признаков составов преступлений. Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории
уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие
объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти
четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления. Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступление причиняет или может причинить существенный вред. Субъект преступления – это лицо, которое совершило преступление и способно нести за него уголовную ответственность. Само преступное посягательство (деяние) рассматривается в теории уголовного права двояко: с объективной стороны и с точки зрения отношения субъекта к своим действиям, т.е. со стороны субъективной. К объективной стороне преступления относятся характеристика самого деяния (действие или бездействие), последствий этого деяния, т.е. причиненного преступлением ущерба, и некоторые другие объективные признаки деяния. К субъективной стороне преступления относятся психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям (вина в форме умысла или неосторожности), а также мотив и цель преступления. Совокупность всех четырех групп признаков образует состав преступления. Состав преступления образует только наличие всех четырех его элементов. VI РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ПО ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ В теории и на практике часто возникает вопрос о соотношении административного правонарушения с преступлением, дисциплинарным проступком. В литературе высказаны различные мнения относительно социально- правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) они вредны для общества, но не общественно опасны; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными. Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности. Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; Во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»; В-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; В-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству (ст. 14). В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; В-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; В-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; В-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушении в особенности. Разграничение составов преступления и административного правонарушения можно показать на примере конкретных норм. Например, В ч. 1 ст. 141 УК установлена ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Кроме того, в ст. 141 УК выделена часть вторая, где наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления отнесены к квалифицирующим признакам. В УК РСФСР при некотором отличии такого рода способов и обстоятельств они перечислялись в одной статье в качестве характеристики объективной стороны преступления. В ст. 141 УК речь идет фактически о трех преступлениях: 1)
воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий ознакомлению со списками избирателей, подаче заявления о включении в списки избирателей, получению открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов, явке на избирательный участок, получению бюллетеня для голосования и т. д. Аналогичные незаконные действия могут оказаться препятствием для участия гражданина в референдуме. Воспрепятствование осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления может состоять, например, в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве кандидата в депутаты Государственной или областной думы либо органа местного самоуправления; в создании препятствий для ведения свободной агитации самому кандидату или его доверенным лицам; в незаконном отказе кандидату в выступлении в средствах массовой информации. Воспрепятствование работе избирательных комиссий может состоять в создании препятствий работе членов избирательной комиссии на избирательном участке или избирательной комиссии на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении возможности для членов избирательной комиссии работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных правонарушений или преступлений, посягающих на общественный порядок, и т. п. Санкция части 1 данной статьи, предусматривает штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года. По части 2, этой же статьи, лицо наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Но в тоже время, по ст. 40.1 КоАП, воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо права участвовать в референдуме, а равно нарушение тайны голосования, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда. Или в соответствии со ст. 40.2 КоАП, воспрепятствование должностными лицами работе избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) либо вмешательство должностных лиц в работу указанных комиссий или в деятельность членов избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), связанную с исполнением ими своих обязанностей, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда. Непредставление избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума) должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов или невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, мы видим, что за совершение практически одинаковых преступлений, наступает различная ответственность. Следовательно, даже если объект и субъект преступления и правонарушения одинаковы, то наказание назначается в зависимости от общественной опасности правонарушения, т.е. законодатель проводит грань между составом преступления и административного правонарушения, основываясь на признаке объективной стороны. Вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных
преступлении и административных правонарушений имеет важное практическое
значение, поскольку административная ответственность за правонарушения
наступает лишь при условии, что они не влекут за собой в соответствии с
действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 10 КоАП Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном
законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне,
субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. VII КРИТЕРИЙ РАЗМЕРА УЩЕРБА, КАК ОСНОВАНИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА Как уже говорилось в предыдущем вопросе, основанием разграничения преступления и административного правонарушения может являться общественная опасность совершенного проступка. Но это если объектом совершенного деяния является непосредственно личность, ее права и свободы. Если же объектом является какое-либо имущество, то в данном случае, в основу разграничения ложится критерий размера причиненного ущерба. Для примера, можно сопоставить несколько статей уголовного, административного и таможенного кодексов. Например, в ст. 41 КоАП говорится о нарушении законодательства о труде
и законодательства об охране труда, а ст. 143 УК, предусматривает
ответственность за нарушение правил охраны труда. На первый взгляд, данные
статьи говорят об одном и том же правонарушении, но санкции статей
различны. В соответствии со ст. 41 КоАП, нарушение должностным лицом
предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности
законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской То есть, здесь главное не допустить ошибки во время определения
квалифицирующих признаков преступления, важно четко определить размер
причиненного ущерба, кроме того, для наступления уголовной ответственности
необходимо установить, какие конкретно правила техники безопасности или
иные правила охраны труда были нарушены. Следователь и суд, формулируя
обвинение, обязаны назвать пункты соответствующих правил охраны труда,
которые были нарушены. Также, для ответственности по ч. 1 ст. 143 УК
необходимо установить наступление указанных в ней последствий. При этом
является обязательной причинная связь между допущенными нарушениями правил
охраны труда и наступившими последствиями. Субъективная сторона
характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Таким образом, мы видим, что в зависимости от квалифицирующих признаков преступления и причиненного ущерба, законодатель проводит грань между преступлением и административным правонарушением, т.е. здесь свою роль играет критерий размера ущерба. Следующим примером может послужить статья 167 УК, где речь идет об умышленном уничтожении или повреждение имущества вообще. Итак, умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Таким образом, следует сделать вывод, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества признается уголовно наказуемым при условии причинения значительного ущерба. Вопрос о значительном ущербе следует решать с учетом конкретных обстоятельств содеянного. Значимость уничтоженного или поврежденного имущества определяется не только стоимостью, но и его количеством или особой ценностью. Стоит заметить, что предметом преступления может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое. Уничтожение чужого имущества предполагает противоправное приведение имущества в полную непригодность относительно его целевого назначения, когда оно полностью утрачивает свою хозяйственно- экономическую ценность. Повреждение имущества предполагает также приведение его в частичную непригодность. В результате повреждения имущество утрачивает лишь часть своего целевого назначения. При этом имущество не может быть пригодно к использованию без его восстановления и исправления. Также необходимо подчеркнуть, что данное преступление может быть
совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотивы и цель действий
виновного не имеют значения. Тем не менее, их установление необходимо для
отграничения данного преступления от административного правонарушения. Далее, говоря о критерии размера ущерба, можно сопоставить статью 158 В статье 158 УК, говорится о краже, как о тайном хищении чужого имущества. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет. Говоря о хищении, необходимо обратить внимание на его сущность. Она
состоит в том, что в результате такого посягательства собственник или иной
владелец теряют возможность пользоваться и распоряжаться имуществом по
своему усмотрению, а виновный получает возможность использовать чужое
имущество в целях личной наживы. Исходным моментом при рассмотрении хищения
является его предмет, т. е. имущество. В отличие от объекта, которым
являются отношения собственности, предмет хищения всегда материален, так
как служит частью материального мира. Не могут быть предметом хищения
достижения человеческого разума (идеи, взгляды), лишенные признака вещи. Объективные признаки хищения выражаются в изъятии чужого имущества для
последующего обращения его в пользу виновного или других лиц. Изъятие
заключается в переводе чужого имущества из владения собственника или иного
законного владельца в фактическое обладание виновного. Имеется в виду
обладание, которое позволяет виновному осуществить хотя бы первоначальное
распоряжение имуществом - спрятать его, унести, передать соучастнику. Субъективная сторона хищения предполагает прямой умысел на изъятие
чужого имущества. Виновный осознает общественную опасность своих действий и
отсутствие у него права на похищаемое имущество, предвидит неизбежность
причинения собственнику или иному законному владельцу имущественного ущерба
и желает его наступления. Подобная направленность умысла отличает хищение
от преступлений, при которых хотя виновный и получает противоправно и
безвозмездно чужое имущество, но устремления его направлены не на
преступную наживу, а на достижение иных целей (например, на получение
средств по подложному больничному листку в целях оправдания прогула, на
удержание вверенного имущества в счет причитающейся в будущем зарплаты). Общее понятие хищения определило стремление законодателя унифицировать квалифицирующие признаки различных форм хищения. Так, для всех форм хищения квалифицированными видами являются совершение группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, а особо квалифицированными - совершение хищения в крупном размере, организованной группой, лицом, ранее два или более раза судимым за хищение или вымогательство. Для кражи, мошенничества, присвоения, растраты и грабежа квалифицирующим обстоятельством служит также причинение значительного ущерба гражданину, а для кражи, грабежа и разбоя - незаконное проникновение в жилище, помещение или иное хранилище. Субъективная сторона кражи выражается в прямом умысле. Виновный осознает не только противоправность и безвозмездность изъятия чужого имущества, но и тайный способ своих действий. Именно на этом построен его расчет на завладение имуществом. При этом виновный преследует корыстную цель (незаконное получение наживы), которая также является признаком субъективной стороны данного преступления (как и иного хищения). Статья 49 КоАП предусматривает мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты и влечет наложение штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Следующим примером разграничения преступления и административного правонарушения, может послужить ст. 192 УК и ст. 46.1 КоАП. Статья 192 УК предусматривает ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Здесь говорится об уклонении от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Если это деяние совершено в крупном размере, то оно наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней признается преступлением, совершенном в крупном размере, если стоимость указанных в ст. 192 предметов, не сданных или не проданных государству, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 46.1 КоАП предусматривает ответственность за самовольную добычу
янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт
незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде и влечет
наложение штрафа в размере от трех до десяти ставок минимальной заработной
платы, установленной законодательством, с конфискацией незаконно добытого. Для разграничения преступления и правонарушения, можно сопоставить статьи уголовного и таможенного кодексов. Так, например, в ст. 188 УК речь идет о контрабанде. Здесь говорится, что контрабанда - это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Уголовная ответственность по данной статье наступает, если данное преступление было совершено в крупном размере. Деяние, предусмотренное данной статьей, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда. Статья 249 таможенного кодекса предусматривает ответственность за
нарушение режима зоны таможенного контроля. То есть речь идет о перемещение
товаров, транспортных средств и лиц, включая должностных лиц
государственных органов (кроме таможенных), через границы зоны таможенного
контроля и в ее пределах, либо совершении иных действий, нарушающих режим
зоны таможенного контроля. Совершение действий, признаки которых
сформулированы данной статьей, влечет предупреждение или штраф в размере до Таким образом, следует сделать вывод, что в зависимости от квалифицирующих признаков преступления и причиненного ущерба, законодатель проводит грань между преступлением и административным правонарушением, т.е. здесь свою роль играет критерий размера ущерба. Если причинен крупный ущерб, то данное деяние будет являться преступлением, если же причинен мелкий ущерб, то это правонарушение. VIII ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ Административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествить ее с любым вариантом государственно- управленческой деятельности вообще. В то же время границы административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера определены таким образом, что в ее порядке происходит не только защита, но и реализация требований не только материальных административно-процессуальных норм, но и такого же рода правовых норм других отраслей российского права. Административная юрисдикция зависит от особенностей субъекта, уполномоченного на ее осуществление. По этому критерию можно выделить такого рода юрисдикцию, осуществляемую непосредственно исполнительными органами, т.е. в управленческом порядке, и осуществляемую судебными органами. В административном праве западных стран проблемы административно-
процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемой
судебными органами, занимают приоритетное положение. Законодательство
многих из стран широко ориентируется на специфический институт
административно-юрисдикционной деятельности – административную юрисдикцию. В Российской Федерации пока еще система административной юрисдикции не оформилась, хотя ее определенные элементы всегда наблюдались, а в последнее время они получают заметное развитие. В числе подобных элементов: судебные решения жалоб на неправомерные действия исполнительных органов; рассмотрение и разрешение судами индивидуальных дел об административных правонарушениях; разрешение споров между органами исполнительной власти различных уровней в судебных органах. Таким образом, специального субъекта административной юрисдикции у нас пока нет. Налицо реализация функций юрисдикции по административным делам во внесудебном или судебном порядке. Вопросы, связанные с осуществлением административной юрисдикции в судебном порядке, имеют существенное значение в аспекте становления правового государства. IX СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. 2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. 3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1999. 4. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993г. 5. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1997. 6. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов «Административное право РФ». М., 1999. 7. Д.М. Овсянко «Административное право». М., 1996. 8. М.П. Журавлев, Г.Г. Криволапов, С.И. Никулин «Уголовное право (общая часть)». М., 1996.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |