![]() |
|
|
Субъекты административного праваСубъекты административного праваС П И С О К Л И Т Е РАТУ Р Ы 1.Учебник. Административное право, Москва, 1996 год , под редакцией П Л А Н 1.Понятие и виды субъектов административного права и его правовой статус . 2.Граждане как субъекты административ- ного права . 3.Общественные объединения как субъек-ты административного права . 5.Государственные служащие как субъек-ты административного права . 6.Эпилог .
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства. В административном праве нормы реализуются гражданами Полномочия , которыми наделены субъекты административного права , имеют определенные особенности по своему характеру , объему , формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут
выражать право гражданина на получение высшего образования
или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности Правовой статус - категория комплексная , отражающая взаимоотношения личности и общества , гражданина и государства , индивида и коллектива. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы
общие для всех субъектов , например , нормы о праве обращения
субъектов в государственные и иные органы с заявлениями , жалобами Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административго права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус . Субъекты административного права разделяются на две группы : физические лица и организации . В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса , так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации . Физические лица , как субъекты административного права , категория
родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин,
иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения
этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный
от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации
один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего
на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ Организации как субъекты административного права , так же должны быть разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные . Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные предприятия и учреждения ( образовательные , научные , учреждения культуры и другие ). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются , профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности . Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций . Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных , например, в профсоюзах , спортивных организациях и других . СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Физические лица Организации Государственные Организации не 1.Личность организации государственные 2.Гражданин РФ 1. Гос. органы 1.Объединения 3.Иностранные
граждан 2.Гос. предприятия 2.Кооперативы 4.Лица
без гражданства 3.Гос.учреждния Органы местного са- моуправления. 2. Граждане как субъекты административного права . В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства
правовое регулирование положения личности,человека должно занимать
центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих
органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества , его членов. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений- это конкретные участники , стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами
административных правоотношений, если имеются три условия: Главной особенностью граждан как участников административных
правоотношений является то ,что оно выступают в качестве частных лиц, то
есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере
исполнительной власти а не права государственных или не государственных
организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения
между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно -
властными полномочиями , могут складываться в связи : Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной
власти составляют часть прав свобод и обязанностей , закреплённых в На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами
государства как не посредственно , так и через своих представителей.( ст. Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст.33). Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право
свободно передвигаться , выбирать место пребывания и жительства, свободно
выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27). КоАП установлен определённый процессуальный порядок, который
является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к
административной ответственности за их не правомерные действия в сфере
исполнительной власти. Например : Российская Федерация гарантирует
государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45). Административно- правовое положение граждан может быть различным . Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности
в хозяйственной ,социальной, культурной и административно - политической
сферах . Однако это правоспособность может быть частично или временно
ограничена в случаях и в порядке , определённых законодательством . Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания
возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься
определенной деятельностью в течении соответствующего срока , а также
лишения воинского или специального звания .Ст.24 КоАП предусмотрена
возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему
права, например, права управления транспортными средствами. Законом РСФСР
от 17 мая 1991 года “О чрезвычайном положении” (Ведомости. 1991. №22. ст. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность. Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет. Граждане, как правило , обладают равной административной
дееспособностью , однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть
признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными. Ст.18 Конституции определено, что права и свободы человека и
граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не
всегда соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые
и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных
переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание
незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это
ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти
правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема
правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в
некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных
актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и
ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в
вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не
изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и
свобод. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о
порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённым Указом
Добровольность формирования- важнейший признак общественного
объединения, при этом граждане имеют право создавать по своему выбору
общественные объединения без предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать
в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Объём административной правоспособности общественных объединений
может быть различным. Во-вторых , общественные объединения участвуют в осущевстлении отдельных управленческих функций.. Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на
определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской 4.Органы исполнительной власти как субъекты административного права . Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая Классификация органов исполнительной власти производится по
территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции . С учётом
территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут
быть двух уровней: Правовое положение Президента Российской Федерации определено в гл.4 Субъектом административного права Президент становится на 4 года в
результате всенародных выборов при вступлении ,в должность он приносит
народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными
силами России. Совет безопасности Российской Федерации , как консультативный орган Правительство издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Каждый орган исполнительной власти как субъект административ-ного права имеет определённые организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчинеными органами управления и внутреннее построение отдельных органов .Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом . 5.Государственные служащие как субъекты административного права . До недавнего времени под государственными служащими понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных организациях. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года было утверждено Положение о федеральной государственной службе (САПП.1993. №53.ст.5073.),которым к числу государственных служащих отнесён более узкий круг работников федерального уровня , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач и функций государственной власти. Федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная ) единица , отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета .Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности , характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе , необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права. В связи с распадом СССР и созданием СНГ в органах исполнительной власти в первую очередь на федеральном уровне , необходимо сформировать служащего нового типа, способного эффективно и правомерно действовать не в замкнутой аппаратной среде , а общаясь с представителями других независимых государств- субъектов федерации, организаций, основанных на различных формах собственности . Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов : законности ; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц , принятых в пределах их компетенции , для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы ; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных ( служебных ) обязанностей ; социальной защищённости государственных служащих ;стабильности государственной службы. Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц , которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе , а также установление форм и методов решения этих вопросов . Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм , которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке , подбору , расстановке и оценке деятельности государственных служащих. Государственно -служебные отношения делятся на внутренние Внутри- организационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности . Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность. Внутриорганизационными являются также отношения , возни-кающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы , распределения обязанностей , поощрения и ответственности и тп. Внешними считаются те государственно - служебные отношения ,
которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами (
гражданами , государственными и не государственными организациями ) в
связи с осуществлением им своих должностных полномочий . Эти правоотношения
возникают с момента замещения гражданином государственной должности . Но в
качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот
служащий , который по занимаемой должности наделён государственно -
властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не
имеющие таких полномочий , могут быть участниками лишь внутренних (
внутриорганизационных ) отношений. В зависимости от объёма полномочий
государственные должности делятся на высшие , главные , ведущие , старшие Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно -служебных отношений. Установление обязанности делает необходимым существования права ;
совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно -
служебных отношений . Обязанности и права устанавливаются не для каждого
государственного служащего , а для должности , поэтому зависят от задач и
функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и
права : руководителей других должностных лиц , а также всех государственных
служащих. Прекращение государственной службы может происходить по таким
основаниям , как : Особыми видами федеральной государственной службы являются: Соответствующие государственно служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |