реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление промышленостью

Акты Федерального Собрания (Верховного Совета) РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др.). Число законов расширяется и число административных правоотношений, закрепленных законом становится больше.

Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ.

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.

3. Приказы, постановления министерств и других централь­ных федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов Федерации:

Законы субъектов Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов Федерации.

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1.Указы, распоряжения Президентов (губернаторов).

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Фе­дерации.

3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации.

4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федера­ции, руководителей предприятий, учреждений субъектов Феде­рации, действие которых ограничено рамками формирования.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, на­пример, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, та­моженного контроля, дорожного движения. Можно предположить, что этот тип источников административного права имеет пер­спективное будущее.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отри­цательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Еди­ного административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огром­ное количество норм, которого требует правовое регулирование управления. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнитель­ной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений. Необходимо также учитывать и мобильность административных правоотношений.

 

Основные направления государственной промышленной политике

 

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономи­ки страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Это лицо страны и показатель уровня ее развития, так как является средоточием ее научно-технического интеллектуального потенциала.

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Основными механизмами реализации структурной политики в среднесрочный период будут комплекс разрабатываемых федеральных целевых программ, осуществление гибкой таможенной тарифной политики, применение благоприятных таможенных режимов использования импортного технологического оборудования, долгосрочные кредиты Российского банка развития, расширение использования финансовой аренды (лизинга).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 N 388)

Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

-сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса;

-выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных технологических укладов.

На начальной стадии реализации будут проведены институциональные преобразования, активизирована политика реформирования предприятий, направленная на совершенствование системы управления, повышение ответственности руководителей за последствия принимаемых решений, формирование эффективных собственников, снижение издержек, улучшение финансово - экономических результатов деятельности.

Будут созданы условия для производства конкурентоспособной авиационной техники, обновления парка воздушных судов и продвижения российских самолетов на зарубежные рынки. Приоритетное значение будет иметь организация системы лизинга отечественной авиационной техники с обеспечением государственной поддержки в форме государственных гарантий по привлекаемым кредитам, субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, участия государства в капитале лизинговых компаний, финансового оздоровления предприятий, участвующих в лизинговых проектах.

С целью повышения экономической эффективности авиационной промышленности и оптимизации производственных затрат будут приняты меры по ее реструктуризации:

до конца 2002 года - образование системообразующего ядра авиастроения на базе корпоративных структур, объединяющих предприятия по разработке и производству авиационной техники, ориентированных на создание приоритетных типов гражданских и военных воздушных судов, пользующихся спросом на внутреннем и международном рынках;

2003 - 2005 годы - консолидация созданных структур в крупные многопрофильные авиастроительные корпорации холдингового типа, обеспечивающие реализацию всех этапов жизненного цикла авиационной техники военного и гражданского назначения.

В дальнейшем на базе улучшившегося финансового положения предприятий всех отраслей экономики будет проводиться широкомасштабная модернизация производственного аппарата.

Важнейшей особенностью этого этапа роста является переход к непрерывному инновационному процессу. В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство.

Результатом реализации указанных направлений должно стать:

-обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

-позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: военно-промышленный (или обо­ронный), лесопромышленный, топливно-энергетический, атомный, агропромышленный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объ­единения, предприятия и организации.

В условиях рыночной экономики важной формой организации промышленности стало создание финансово-промышленных групп, действующих на основе Федерального закона от 30 ноября 1995г, Финансово-промышленная группа формируется в целях объедине­ния материальных и финансовых ресурсов ее участников для по­вышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных свя­зей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-техни­ческого прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций Постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. функции уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвида­ции финансово-промышленных групп возложены на Министерство экономики РФ.

Однако основной точкой приложения сил экономических преобра­зований и реформ являются предприятия. Большинство из них в ре­зультате приватизации перестали быть собственностью государства.

За долгие годы в России сложился мощный военно-промышлен­ный комплекс (ВПК), вобравший в себя лучшие научные и производ­ственные силы. О его возможностях можно судить хотя бы по тому-факту, что на" предприятиях ВПК проводилось более 60% всех нацио­нальных научных исследований и разработок военного и гражданского характера. Был создан целый ряд уникальных высоких технологий, по которым наша страна даже в нынешних сложных условиях продолжает опережать ведущие страны мира на много лет. Особое значение для выживания и расцвета оборонного комплекса имеет увеличение экспорта российского оружия и военной техники. У России есть все возможности для того, чтобы занять лидирующее положение на международном рынке оружия. Этому должно способст­вовать образование новых управленческих структур в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. — федеральных служб по военно-техническому сотрудничеству, по оборонному заказу, по техническому и экспортному контролю.

Учитывая, что в России нет госструктуры, которая управляла бы российским ВПК, а мировой опыт свидетельствует о целесообразности развития космической промышленности, как источнику высоких технологий, обеспечения научно-технической, инновационной и производственной деятельности в космосе, исследования и использования космического пространства в мирных целях, международного сотрудничества в реализации совместных проектов и программ в ракетно-космической деятельности, проведения работ по ракетно-космической технике военного назначения и боевой ракетной технике стратегического назначения. Необходимо  объединение под одной крышей ракетной и космической промышленнос­ти, где выполняются схожие задачи, в апреле 2004 г. вопросы координа­ции и регулирования деятельности промышленности в области космоса были переданы от Российского авиацион­но-космического агентства (было упразднено) к Федеральному космическому агентству. Положение об агентстве утверждено поста­новлением Правительства от 8 апреля 2004 г.

Сегодня топливно-энергетический комплекс — это «половина страны». В объеме промышленного производства доля ТЭК составля­ет 40%.

Значительная часть федерального бюджета (42%) формируется за счет поступлений от организаций топливно-энергетического комплек­са, основная деятельность которых связана с производством электри­ческой, тепловой энергии, добычей и транспортировкой природного газа, нефти и нефтепродуктов! Поэтому государство уделяет особое внимание обеспечению бесперебойной работы этих организаций, со­вершенствованию системы управления топливно-энергетическим комплексом, сбережению энергоресурсов. Это нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлениях Правительства от 20 но­ября 1997 г. «О совершенствовании управления угольной промышлен­ностью», от 5 июля 1999 г. «Об обеспечении надежного энергоснабже­ния стратегических организаций» и правительственной программе «Энергоснабжение России в 1998 — 2005 годах».

Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений — таких, как РАО «Газпром», АО «Нефтяная компания «ЮКОС» и т.п.

Сейчас экономика России посажена на «нефтяную иглу». Добывае­мое в отдаленных районах топливо становится изначально дорогим, а необходимость использования в России только сухопутного транспор­та увеличивает стоимость горючего. Ни одна страна в мире не допускает

подобной монозависимости. Затраты на производство энергии, как и транспортные расходы, уже давно превысили мировой уровень.

К тому же упала добыча нефти и угля в России, нарушились хозяй­ственные связи и, как следствие, возникли спорные вопросы, препят­ствующие развитию топливно-энергетических комплексов стран СНГ. Обострились проблемы экспорта и транзита энергоресурсов, встал во­прос о статусе Каспия. Поэтому постановлением Правительства от 6 марта 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Топливо и энергия» на 1996—2000 годы, которая имеет своими целями обеспе­чение надлежащего энергоснабжения экономики на новом этапе ее развития и особенно в энергодефицитных регионах, повышение эф­фективности использования топливно-энергетических ресурсов и со­здание устойчивого экспорта энергоносителей как главного источника валютных поступлений.

В условиях ужесточающейся конкуренции на мировых рынках электроэнергия может стать для России одним из наиболее привлека­тельных экспортных товаров. Причем наиболее прибыльными, с этой точки зрения, являются, прежде всего, атомные киловатты, себестои­мость которых в России примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Однако в атомной энергетике, которая является стратегичес­ки важной отраслью промышленности, в последние годы сложилось кризисное финансово-экономическое положение. Причины кризи­са — общее состояние экономики страны, а также неплатежи за отпу­щенную атомными станциями электрическую энергию. Поэтому в целях недопущения дальнейшей дестабилизации атомной энергетики постановлением Правительства от 21 июля 1998 г. утверждена Про­грамма развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года. Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса страны-е размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство. Предусматривается повышение безопасной эксплуата­ции действующих АЭС, замещение выбывающих АЭС и ТЭС энерго­блоками АЭС нового поколения, экономия органического топлива и улучшение экологической обстановки.

 

 

Полномочия органов государственного управления по видам предприятий

 

Поскольку в целом организационно-правовой статус предприятий и объединений охарактеризован ранее, целесообразно обратить вни­мание на некоторые новые моменты, имеющие достаточно прин­ципиальное значение.

1. Казенные заводы (фабрики, хозяйства) создаются в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий» на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Правительство Российской Федерации 12 августа 1994 года ут­вердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятель­ности в данной сфере управления. Такой орган утверждает индивиду­альный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заво­дом самостоятельной хозяйственной деятельности. По этому поводу издается приказ (распоряжение), определяющий конкретные виды то­варов (работ, услуг), на производство и реализацию которых распро­страняется разрешение.

Типовой устав казенного завода определяет цели и предмет дея­тельности завода; имущество завода, являющееся федеральной собст­венностью; основы организации его деятельности; систему управ­ления заводом (директор, действующий на принципах единоначалия, назначаемый уполномоченным Правительством Российской Феде­рации органом, утвердившим устав завода; заместители директора, им назначаемые по согласованию с органом, утвердившим устав); основы учета, отчетности и контроля за деятельностью казенного за­вода; процедуру ликвидации и реорганизации завода (по решению Правительства Российской Федерации).

2. Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) типа, например, Российской государственной корпорации по производству лесобумажной продукции, действует широкая сеть акционерных об­ществ. В 1993 году Правительство Российской Федерации учредило Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвердило его устав, в котором раскрывались особенности такого рода объединений. В настоящее время действует федеральный Закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».

Акционерное общество — коммерческая организация открытого или закрытого типа. Учредительным документом общества является его устав.

Общество подлежит государственной регистрации. К сожалению, в законе практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ; создается впечатление об их пол­ной автономии, что неверно. Государственный надзор за их деятель­ностью осуществляется фактически соответствующими органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т.п., т.е. во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для всех хозяйствующих субъектов любой формы собст­венности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. В этом отношении более значимы пози­ции, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации (например, ст. 51, 49, 56, 57).

О конкретных целях, задачах и предметах деятельности акцио­нерных обществ можно судить на примере РАО «Газпром». Оно обеспечивает на договорной основе снабжение потребителей Российской федерации газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти; обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосудар­ственным и межправительственным соглашениям; строит и финанси­рует газопроводы-отводы высокого давления; получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции; контролирует функционирование единой системы газоснабжения и т.п.

Правительство Российской Федерации оказывает определенное воздействие на АО. Так, им было принято постановление «О государ­ственной поддержке акционерного общества «Горьковский авто­мобильный завод»; для представления интересов государства по принадлежащим Российской Федерации пакетам акций в РАО «ЕЭС России» оно назначило своих представителей; им было принято специальное постановление «О мерах по обеспечению государственно­го управления закрепленной в федеральной собственности акциями РАО «ЕЭС России», в соответствии с которым была образована кол­легия представителей государства, которой предлагался круг вопросов для включения в повестку для ближайшего собрания акционеров; им принимаются решения об утверждении уставов АО (например, откры­того АО «Нефтяная компания «Роснефть» и т.п.

3. Актуальной в последнее время стала проблема несостоятель­ности промышленных предприятий. Для решения такого рода вопро­сов образована Федеральная служба России по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению.

Основная цель данного органа — создание организационных, эко­номических и иных условий для реализации актов о несостоятель­ности в отношении государственных предприятий. Управление про­водит государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности промышленных (как и иных) предприятий; пред­ставляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; оказывает помощь предприятиям, имеющим признаки несостоятельности.

Федеральная служба выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в случаях, когда проце­дурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривает­ся участие собственника такого предприятия; принимает в установ­ленных случаях решение о направлении предприятием-должником заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности; участвует в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий; осуществляет руководство своими территориальными органами и т.п.

Федеральная служба вправе принимать решения о необходимости санации (то есть недопущения банкротства) предприятий; участво­вать в осуществлении контроля за использованием средств на поддер­жку предприятий; издавать обязательные для исполнения акты по вопросам, отнесенным к ее ведению и т.п.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 го­да «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятель­ности (банкротстве) предприятий» установлено, что Федеральная служба представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных го­сударственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее также возложено рассмотрение финансового состояния предпри­ятий и принятие решения о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являю­щихся неплатежеспособными; принятие обязательного для предпри­ятия-должника решения о внесении им в арбитражный суд заявления о возбуждении производств по делу о несостоятельности. В случае неподачи такого заявления предприятием, Федеральная служба сама обращается в арбитражный суд с ходатайством о признании пред­приятия-должника банкротом. Кроме того, она определяет условия участия уполномоченных государственных органов и организаций в проведении санации предприятия-должника, вносит в арбитражный суд заявление об открытии конкурсного производства.

Территориальные органы Федеральной службы — отделения.

Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с федеральным За­коном от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации мес­тного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление порядка управления и распоряжения ее объектами. В состав муниципальной собственности входят муниципальные предприятия. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и лик­видации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утвер­ждают их уставы, назначают руководителей, заслушивают их отчеты. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном со­циально-экономическом развитии своих территорий. К их полномо­чиям также отнесено: получение от предприятий, расположенных на территории района, необходимых сведений о проектах их планов и осуществление обязательного их согласования; внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, свя­занным с удовлетворением потребностей населения; рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; конт­роль за состоянием у них учета и отчетности; создание за счет име­ющихся средств промышленных предприятий смешанного типа; на­значение и освобождение руководителей муниципальных пред­приятий; подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной терри­тории; создание предприятий для осуществления хозяйственной дея­тельности; определение порядка их деятельности, утверждение их ус­тавов, заслушивание отчетов о их деятельности.

 

Государственный контроль и надзор в промышленности


Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров;

под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и от­раслевой компетенции в различных формах и по различным направ­лениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью можно обнаружить и специфические организационно-правовые формы контроля (надзора).

Федеральная служба по технологическому надзору осуществляется в процессе государственного регу­лирования в области обеспечения промышленной безопасности, а так­же при реализации специальных разрешительных, надзорных и конт­рольных функций в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации 8 апреля 2004 года.

Его основные задачи связаны с организацией и осуществлением государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуа­тации оборудования. Федеральная служба по технологическому надзору устанавливает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повы­шенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Она осуществляет государственный надзор по вопросам своей компе­тенции в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, оборонной промышленности, в частности, за проектированием, строительством и безопасной эксплуатацией продуктопроводов.

Федеральная служба по технологическому надзору выдает лицензии на отдельные виды работ, свя­занные с повышенной опасностью промышленных производств. Ему предоставлены широкие полномочия: проведение беспрепятственной проверки подконтрольных предприятий; дача обязательных для руко­водителей промышленных предприятий предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о приостановке работ, ведущихся с нарушением правил и норм безопасности; привлечение должностных лиц к административной ответственности; внесение обязательных представлений руководителям промышленных предприятий об осво­бождении от занимаемой должности должностных лиц, систе­матически нарушающих правила и нормы по безопасности работ. Пос­тановления Госгортехнадзора по вопросам его компетенции обяза­тельны для исполнения объединениями и предприятиями.

Свои функции и полномочия Госгортехнадзор реализует непос­редственно или через образуемые региональные органы (округа и уп­равления).

Федеральная служа по атомному надзору — орган государственного управ­ления, организующий и осуществляющий государственное регу­лирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно опасных объектов и населения, зашиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Фе­дерации. Она подчинен непосредственно Президенту Российской Феде­рации.

Федеральная служа по атомному надзору: устанавливает правила и нормы в области ядер­ной и радиационной безопасности; осуществляет надзор за соблю­дением законодательства Российской Федерации в области производ­ства, обращения и использования атомной энергии, ядерных матери­алов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовле­нии, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия; проводит экспертизу безопасности ядерно- и радиационно опасных объектов и производств; выдает лицензии на виды деятель­ности, связанные с использованием ядерно- и радиационно опасных веществ и материалов; осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов.

Федеральная служа по атомному надзору: инспектирует состояние ядерной и радиа­ционной безопасности; выдает обязательные предписания об устране­нии выявленных нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий; приостанавливает работы, проводимые с нарушениями указанных правил и требований, изымает лицензии; запрещает применение изделий и материалов, не обес­печивающих ядерную и радиационную безопасность и т.д.

Федеральная служа по атомному надзору имеет свои территориальные (региональные) орга­ны — округа и инспекции. Свою деятельность осуществляет во взаи­модействии с международным агентством по атомной энергии (МА­ГАТЭ).

Федеральная служба по тарифам в Российской Федера­ции осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок пот­ребителей электрической и тепловой энергии, рациональным исполь­зованием этой энергии на предприятиях, в организациях и учреж­дениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм соб­ственности. Органы Федеральной службы по тарифам, систему кото­рых возглавляет Главный государственный инспектор, контролируют соблюде­ние обязательных для всех потребителей электроэнергии и тепла пра­вил технической эксплуатации соответствующих установок и техники безопасности; проведение пот­ребителями мероприятий по сбережению энергии.

При осуществлении государственного энергетического надзора го­сударственные инспектора вправе давать обязательные для потребите­лей энергии предписания о ликвидации нарушений действующих пра­вил; требовать от руководителей предприятий, организаций и учреж­дений немедленного отключения, электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять опасность для человека; давать обязательные указания об отстранении от работы нарушителей правил и т.д.

Конечно, названные контрольно-надзорные органы реализуют свои функции и полномочия не только в промышленной сфере, но именно она для них, как правило, наиболее показательна. Об этом мо­жет свидетельствовать и пример с Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, положение о котором Правительство Россий­ской Федерации утвердило 8 апреля 2004 года. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществ­ляет государственное управление стандартизацией, государственное регулирование и межотраслевую координацию по сертификации (удо­стоверение качества продукции). Так, он организует и проводит рабо­ты по обязательной сертификации промышленной продукции; осуще­ствляет государственный контроль и надзор за соблюдением обяза­тельных требований государственных стандартов, правил метрологии (единство средств измерения) и сертификации в сфере промышленно­го производства, проводит проверку и государственные испытания средств измерения; осуществляет государственный метрологический контроль (надзор). При этом он вправе направлять предписания об ус­транении нарушений обязательных стандартов, о снятии с производ­ства, прекращении выпуска и реализации товаров, изготовленных с нарушением стандартов, а также об отзыве их от потребителя. Предсе­датель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии России является Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации промышленных объединений предприятий.

Следует также отметить важное значение различных вариантов государственного контроля (надзора) в области промышленности, осу­ществляемого природоохранными органами.

При осуществлении функций государственного контроля (надзо­ра) в сфере промышленного производства контролирующие органы в соответствии с Кодексом Российской Феде­рации об административных правонарушениях уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях и нало­жение административных взысканий. Это — нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышлен­ности (ст. 88) по хранению, использованию и учету взрывчатых ма­териалов и отраслях промышленности (ст. 89), расточительное расхо­дование электрической и тепловой энергии (ст. 90) и т.п. Штрафные санкции налагаются на виновных, как правило, должностными ли­цами территориальных и местных инспекций, начальниками управ­лений округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Управляющее воздействие со стороны государства на промышлен­ность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер обще­го регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отноше­нии объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство, в значительной мере действует не как собственник-монополист, а ско­рее в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет ос­новы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме го­сударственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее прин­ципиальным вопросам развития отечественного промышленного про­изводства в его государственной, муниципальной, акционерной и час­тно-предпринимательской формах. При этом следует учитывать, что широкомасштабная приватизация фактически привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор стал преоблада­ющим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004.//

2. Постановление Правительства РФ «Вопросы министерства промышленности и  энергетики РФ» от 07.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1472.

3. Постановление Правительства РФ «Вопросы федерального агентства по атомной энергии» от 06.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1456.

4. Постановление Правительства РФ «Вопросы федеральной службы по атомному надзору» от 07.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1483.

5. Постановление Правительства РФ «Вопросы федеральной службы по техническому регулированию и метрологии» от 08.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1476.

6. Постановление Правительства РФ «Вопросы федеральной службы по технологическому надзору» от 07.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1473.

7. Постановление Правительства РФ «Вопросы федерального космического агентства» от 08.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1487.

8. Постановление Правительства РФ «Вопросы федерального агентства по промышленности» от 08.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1484.

9. Постановление Правительства РФ «Вопросы федерального агентства по энергетике» от 08.04.2004 г.// Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1489.

10.        Кодекс РФ об административных правонарушениях. – Владивосток, 2002. – 328 с.

11.        Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992. - №21. – Ст. 1731.

12.        Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право.—М.:ООО «ТК Велби», 2003.—480с.

13.        Указ Президента РФ «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» от 11.09.1997 г. //  Собрание законодательств РФ. -1997. - №37. – Ст. 4269.

14. Административное право: Л.Л. Попова. –М.: Юристъ, 2002. 697с.

15. Постановление Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казённых заводов» от 06.10.1994 г. // Собрание законодательств РФ. -1994. - №25. – Ст. 2701.

16.  Лончаков А. П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики: Учебное пособие. – Хабаровск, 1999. – 240 с.

17. Лончаков А. П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в промышленности: Учебное пособие. – Хабаровск, 1989. – 261 с.

18. Лончаков А. П. Организация управления и правовое регулирование экономической системы Российской Федерации: Учебное пособие. – Хабаровск, 1996. – 159 с.

19. Лончаков А. П.Предприятие в системе субьектов управления промышленностью. – Хабаровск, 1999. – 240с.

20. Андреев В. Виды финансового контроля за предпринимательской деятельностью // Российская юстиция. – 1998. - №10. – С. 13-14.

21. Рудашевский В. Д. Правовое положение финансово-промышленных групп. // Государство и право. -1998. - №2. – С. 35-42.



Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.