![]() |
|
|
Государственное управление и административное правоp> Объекты государственного управления: понятие, виды, организация, закономерности, управленческие возможности.Управляемые объекты ГУ - деятельность людей по производству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни на которых воздействуют субъекты управления. Уровни управляемых объектов. I. В компонентно-структурном отношении: человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности; коллективы и объединения людей; общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. II. В зависимости от социальных функций объекты ГУ делятся на виды: экономические - соединение рабочей силы и средств производства; социальные - потребление материальных и социальных продуктов и одновременное историческое воссоздание человека ; духовные - выработка идей, взглядов, освоение их сознанием; политические и т.д. Особенности управляемых объектов: Свойства управляемых объектов: Функциональная структура государственного управления: сущность и виды функций, их организация. ГУ - управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально- актуального ведения любых видов человеческой деятельности. Функции ГУ:
политическая - обеспечение целостности и сохранности общества, формой
которого выступает государство;
социальная - обеспечение на территории государства соблюдения прав
гражданина;
экономическая - создание предпосылок для экономического развития общества. В переходный период социальная функция должна повернуть экономику к человеку, комплексному развитию социальной инфраструктуры, всестороннему учету национальных требований в организации социальной жизни, обеспечению социальной справедливости и социальной защищенности, гарантировании социальных прав и свобод личности. Функция управления - виды властных, целеорганизующих и регулирующих
воздействий государства и его органов на общественные процессы. ФУНКЦИИ Функции ГУ реализуются посредством управленческих функций,
обозначающие конкретное воздействие юридически описанные в их компетенции. Все функции образуют сложную функциональную подсистему. В рамках ее действует отдельный гос. орган или поддается регуляции управляемый орган. Правило согласования при построении функций структуры: - предоставление подсистем неуправленческих функций, совместимых по направленности, предмету, содержанию и формам осуществления. К общим функциям относятся; организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль. К специфическим; финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и ЗРП, кредитование. Организационная структура государственного управления. Целостность управления и разделение осуществления власти. Субъектом государственного управления выступает государство в целом. В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий. Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций. Основу организационной структуры государственного управления
составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль:
федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов
федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому. Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки: слабо выражены обратные связи. Функциональное основание: формирование государственных органов,
специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Линейно-функциональное основание - соединение линейного и функционального. Программно -целевое основание - в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа. Матричное основание - совмещает линейное и программно - целевое управление. Связано с территориальным управлением. Целостность управления и разделения власти. Конституция РФ. р1, г1,
ст2. 1.Государственную власть РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное
собрание (СФ и ГД), Правительство и Суды РФ. 2. Государственную власть в
субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти Единство системы ГВ подразумевает, что органы ГВ субъектов РФ должны создаваться на основе принципов демократического правового государства с республиканской формой правления (ст.1), а также социального (ст.7) и светского (ст.14) государства: что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью не только Федерации, но и всех субъектов (ст.2). Принцип разделения властей (ст.10) распространяется не только на организацию ГВ на федеральном уровне. Система органов ГВ субъектов РФ тоже должна строится на его основе. Разделение единой ГВ на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть
осуществляет Федеральное собрание, исполнительную Правительство, а судебную Персонал государственного управления. Управленческая и профессиональная подготовка: содержание, формы. Развитие персонала управления. Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане
в той или иной мере сопричастны ГУ (обращения граждан в госорганы, участие
в выборах). В обществе готовится и из общества пополняется персонал ГУ. Особенности труда персонала государственного управления: ими выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, конкретной организации и регулирования общественной жизнедеятельности, сознания, поведения и деятельности миллионов людей; их труд - интеллектуальный, психологически насыщенный, состоящий в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческое; во всех их усилиях внутренне проявляется государственная власть; их труд формирует особый духовно-материальный продукт; это высокопрофессиональный труд с особыми требованиями к подготовке, личности, поведения и общения с людьми. Классификация персонала управления: по административно-правовым критериям (представители власти, должностные лица, технические исполнители); по функциональным критериям (руководители, специалисты, технические исполнители. Костяк персонала управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие от имени государства - “кадры государственного управления “ Требования, предъявляемые к персоналу государственного управления первичные - которыми должен обладать человек: общекультурный аспект - опыт общения с людьми, культура речи; в деловом аспекте - компетентность в вопросах управления, трудовая активность; в личном аспекте - дисциплинированность, моральная устойчивость, честность, инициативность, коммуникабельность, надежность. приобретаемые, формируемые в процессе - общекультурный аспект - знание истории страны, ораторское мастерство, опыт общественной и государственной деятельности, чувство лидерства, в деловом аспекте - организованность, умение направлять и контролировать деятельность других умение разбираться в достижениях НТП; в личном аспекте - мужество, принципиальность, умение убеждать, образцовое поведение в любых ситуациях. Социальная эффективность государственного управления Определить результат управления и оценить приносимый им эффект сложно. Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Наиболее обобщающий и определяющий класс составляют критерии общей социальной эффективности ГУ. На их основе определяется связанность общества и ГУ и подготовленность ГУ к обеспечению динамичного и гармоничного развития общества. Виды критериев общей социальной эффективности:
уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его
соответствующим видам;
темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые в методике Для анализа и оценки состояния организации функционирования самого государства, как субъекта управления общественными процессами используют критерии специальной социальной эффективности: целеориентированность (целесообразность) организации и функционирования гос. управляющей системы; затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций; стиль функционирования государственной системы, ее подсистем; сложность организации объектов ГУ; общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. издержки на содержание и функционирование управленческо-государственной системы. Критерии конкретной социальной эффективности каждого управленческого органа (гос. орган, орган местного самоуправ.): степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа гос. должности (каждый должен заниматься своим делом); законность решений и действий госорганов и органов местного самоуправления; реальность управленческих воздействий;
соответствие содержания управленческих актов запросам и нуждам людей;
характер и объем взаимосвязей органов ГУ и должностных лиц с гражданами Источники и факторы рациональности государственного управления: универсальные и специфически российские. Управляемым процессам необходимы: адекватные организационные формы, связанные с соответствующими конкретными видами деятельности, соответствующие конкретными видам деятельности, четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность, нормы, нормативы, правильно регулирующие внешние ( для общества, для других процессов) параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности, ресурсное и научно-техническое обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы или создающие для этого основу и меры ответственности, демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности. Резервы рационализации: 1. Ими обладает коллегиальность как форма организации управленческой деятельности. (“мозговые атаки”) Осуществляется в рамках субординации и призвана ее укреплять. Это средство интеграции интеллектуальных и организационных усилий, не подменяет индивидуальной деятельности и ответственности, на основе коллективно выраженной воли соответствующий организатор имеет самые широкие полномочия и может действовать как единоначальник. 2. Таким резервом является также анализ и оценка состояния и качества управленческой деятельности: имеют цель выяснить правду об управленческом процессе. На поиск истины должны быть направлены усилия самих управленческих кадров. 3. Развитие коммуникативности управляющих компонентов с гражданами,
обществом - это важнейшая внешняя сфера с огромным разнообразием
политических и социально-психологических рецепторов. Принцип контактов
может быть только один: на равных, с подлинным уважением к человеку. Неформальные и внеслужебные контакты - при них должностное лицо тоже воспринимается с соответствии со своим статусом - нужно стремиться к тому, чтобы эти контакты способствовали укреплению авторитета должностного лица и того органа, который он представляет. Местное самоуправление как подсистема государственного управления. Местное самоуправление есть явление демократии, форма народовластия, и его
необходимо развивать в системе демократии и с позиций обеспечения
принадлежности власти народу. В организационной структуре государственного управления местное
самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами
управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-
финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими
элементами. Но только эта подсистема, которая “снизу” связана с населением Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования. Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное установление и практическая деятельность. Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам. Структура: 1. Управленческая компетентность - синтез познаний (теоретической подготовки) и практического опыта в области управления вообще и государственного управления в особенности. 2. Информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях, происходящих в сфере управления, особенно государственного. Управленческая культура, т.е., уровень компетентности и информированности, предполагает также развитие заинтересованности граждан участии в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или в непосредственном ведении управленческих дел. Общество не может освоить открывающиеся в связи с экономическими и политическими преобразованиями возможности, если оно не будет вовлекать в управленческие процессы как можно больше людей и не заинтересует их в активном приложении своих управленческих знаний, дарований и устремлений. Управленческая культура граждан как комплексное явление формируется и реализуется также комплексно. Его формирование - процесс воспитательный, образовательный, идеологический и информационный, связанный с сознанием. Два взаимосвязанных проявления управленческой культуры граждан: активное и пассивное. Активное проявление выражается в непосредственном, постоянном и заинтересованном участии в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Пассивное проявление - характеризует отношение гражданина к требованиям, нормам, заданиям, поручениям, исходящим от субъектов управления, т.е. в позитивном восприятии управляющих воздействий. заключение Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е.
целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности
государственного управления выступает социальность – насыщенность, Если нет соответствия государственного управления и его основного проявления – управляющих воздействий – потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность. Государственное управление, которое мы получили в наследство от предыдущих этапов социалистического строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественно-историческому движению, пытается его тормозить, а если это не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям. Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего,
восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности
между государством и гражданами, между государственными органами и всеми
общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия
между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни , ее
опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и
самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации
государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится,
сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его
свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Список литературы:
М.: Юридическая литература, 1990. РАГС, 1995. Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |