реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система

активнейшими лоббистами которого были республиканские

власти Удмуртии, категорически отказавшиеся помогать банку своими

средствами, и Тверьуниверсалбанк, которому АРКО решило не оказывать

поддержки ввиду улучшения его финансового состояния. В Челябинской области,

не испытывающей, как и Самарская, особого дефицита в банках, АРКО «взяло

под опеку» Челябкомзембанк, чьи накопленные убытки составляют 11 млн. руб.,

а непокрытые обязательства - 68 млн. руб. Очевидно, в такой ситуации

выделенные Агентством 100 млн. руб. в значительной части уйдут на покрытие

потерь и обязательств, но не смогут существенным образом изменить положение

в банке.

Еще более странными выглядят решения АРКО о характере финансовой

поддержки московских банков. Выделение кредита Альфа-банку в определенной

степени оправдано планами банка расширить свою региональную сеть. Но выбор

регионов остался за банком, а не за государственными органами, которые

обещали ориентироваться на регионы, испытывающие дефицит в банковских

услугах. Большие сомнения вызывает проект реструктуризации другого

московского банка - РНКБ. Во-первых, Москва ни в коей мере не испытывает

недостатка в банковских учреждениях. Скорее, наоборот, переизбыток

коммерческих банков не позволяет ЦБР организовать нормальный надзор за ними

в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов. Во-вторых, АРКО

участвует в проекте санации РНКБ совместно с Банком Москвы, который сам

осенью 1998 г. не смог устоять «на ногах» без получения кредита Банка

России и до сих пор еще не рассчитался по нему. В-третьих, разделив

финансовое бремя по восстановлению РНКБ с Банком Москвы, АРКО получает

миноритарную долю в капитале реструктурируемого банка.

Особую озабоченность вызывает проект в отношении банка СБСАгро.

Очевидно, масштаб убытков банка настолько велик, а его реальные активы так

незначительны, что восстановление этого банка нецелесообразно. Однако под

давлением правительства и Банка России АРКО взялось за решение проблем СБС-

Агро и начало расплачиваться с его кредиторами за счет своих средств.

Учитывая, что финансовый разрыв между активами и обязательствами СБС-Агро

составляет, по разным оценкам, от 30 млрд. до 50 млрд. руб., федеральный

бюджет может еще долгие годы расплачиваться по чужим обязательствам.

Реально попытка восстановления СБС-Агро может обернуться предоставлением

возможности собственникам банка уйти от ответственности и избежать

процедуры банкротства.

2.6. Стратегия реструктизации и рекапитализации

Для реализации стратегии реструктуризации и рекапитализации банков

государство должно использовать ряд методов укрупнения банковских

институтов, включая:

. проведение мероприятий по реструктуризации отдельных крупных

банков, имеющих ограниченные финансовые проблемы[18];

. участие государства в рекапитализации крупных банков, которые

смогли сохранить финансовую устойчивость в период кризиса, но

утратили значительную часть собственных средств;

. инициирование слияний и объединений банковских учреждений, включая

принятие мер принуждения, особенно в отношении контролируемых

государством банков. Целесообразно рассмотреть вопрос о переходе от

преобладающего сейчас оказания финансовой поддержки и

реструктуризации региональных банков силами государства к передаче

таких банков в управление устойчивым банковским структурам или

присоединение к ним на правах филиалов;

. целенаправленное привлечение иностранного капитала к восстановлению

жизнедеятельности многофилиальных банков, оказавшихся банкротами,

но имеющих относительно небольшой объем обязательств, таких, как

Промстройбанк и Мосбизнесбанк. Объем средств, необходимых для

покрытия убытков подобных банков, составляет 60-100 млн. долл., что

несравненно меньше тех затрат, которые понесет любой инвестор при

создании банковской сети аналогичного масштаба.

Рост капитализации российских банков можно ускорить путем

значительного расширения деятельности иностранных банков в России,

взаимодействия отечественной банковской системы с мировым рынком капитала.

Государственные органы должны предпринять меры, обеспечивающие участие

иностранного капитала в российской банковской системе:

. повышение требований к капитализации филиалов иностранных банков,

действующих на российском рынке, которые потеряли часть капитала в

ходе финансового кризиса;

. предложение иностранным банкам вместе с государством участвовать в

банковской реструктуризации в России;

. выработка нормативных актов, побуждающих иностранные банки к

расширению своего бизнеса в России, базирующегося на наращивании

банковского капитала и расширении спектра банковских услуг.

В настоящее время Банк России считает возможным и необходимым

повышение доли иностранных участников в банковском капитале путем

капитализации долгов российских банков перед нерезидентами. Конкретно речь

идет о преобразовании требований иностранных кредиторов в участие в

уставном капитале банка[19]. Однако с учетом того, что механизмы конверсии

долгов, предложенные Банком России, пока не продемонстрировали свою

работоспособность, вряд ли можно рассчитывать на особую активность

иностранных инвесторов.

Специфика российского банковского кризиса и источников потерь

российских банков (курсовые риски и срочные операции) не позволяет

использовать такой традиционный метод рекапиталнзации банковской системы,

как выкуп «плохих» активов[20]. В России преодоление кризиса связано с

необходимостью ставить «диагноз» каждому банку, с которым государство

собирается работать, определяя причины и характер его неплатежеспособности,

подбирая, если это возможно, соответствующие инструменты для разрешения

сложившейся ситуации. Очевидно, набор инструментов не всегда может быть

одинаковым. Учитывая реальные условия работы российских банков, можно

выделить ряд типичных проблем, которые могут обусловить включение банка в

программу реструктуризации АРКО, и соответствующие инструменты их

решения[21] (см. табл. 13).

Таблица 13

|Проблема и ее причины |Возможные инструменты |

|Недостаток банковского |1.Установление на фиксированный срок |

|капитала. Это может быть |индивидуальных пруденциальных нормативов, |

|следствием понесенных |которые исходят из напряженного, но |

|убытков и нс обязательно |реалистичного графика увеличения собственных |

|влечет за собой утрату |средств банков. |

|платежеспособности банка. |2. Приобретение государством доли в капитале |

|Банк может выполнять все |банка |

|свои текущие обязательства.|(предоставление ему субординированного |

|Проблемы банка сводятся к |кредита) для восстановления размеров капитала|

|нарушению пруденциальных |до уровня, обеспечивающего выполнение |

|нормативов. |надзорных нормативов. Для предотвращения |

| |инфляционных эффектов банк направляет |

| |полученные средства на приобретение |

| |долгосрочных низкопроцентных государственных |

| |ценных бумаг. Дополнительными условиями |

| |(опционами) может быть предусмотрено право |

| |владельцев/менеджеров банка на выкуп акций до|

| |момента погашения госбумаг. В случае их |

| |отказа от использования этого права |

| |государство продает принадлежащую ему делю в |

| |капитале банка. |

|Текущая нехватка |1. Выкуп государством работающих активов с их|

|ликвидности. Это - |последующей продажей другим банкам. |

|результат либо ошибок |Привлечете банков, в капитале которых |

|менеджмента банка при |преобладает доля государства, к участию в |

|контроле за соответствием |фондировании хороших долгосрочных активов. |

|сроков активов и пассивов, |Предоставление кредитов на поддержку |

|либо продажи банком своих |ликвидности. |

|ликвидных активов для | |

|исполнения резко | |

|возрастающего объема | |

|требований клиентов. В | |

|таком случае банк обладает | |

|долгосрочной устойчивостью,| |

|хорошими по качеству | |

|активами, которые могут | |

|обеспечить нормальное | |

|функционирование банка. | |

|Недостаток текущих доходов.|Привлечена банка к участию в государственных |

|Это - следствие утраты |про |

|банком части работающих |граммах, таких, как кредитование: АПК, |

|активов, связанное либо с |обслуживание счетов ГТК кредитование |

|необходимостью исполнять |экспортных поставок государственных компаний.|

|обязательства перед | |

|клиентами, либо с резким |Перевод в банк на обслуживание |

|падением качества |государственных предприятий и организаций, |

|активов (неспособностью |находящихся в данном регионе. |

|заемщиков выполнить свои |Выкуп части филиальной сети банка, затраты на|

|обязательства по уплате |функционирование которой не соответствуют |

|про- |доходам банка в данном регионе. При этом в |

|центов банку). |филиале сохраняются соответствующие |

| |«региональные» активы. В последующем |

| |государство может использовать этот филиал |

| |для присоединения к банкам, которые оно хочет|

| |видеть в качестве активно работающих в данном|

| |регионе. |

| |Выкуп активов, работоспособность которых |

| |резко упала. |

| |5. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных сенных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

|Убытки банка, возникшие в |Перевод часта обязательств банка в банки, |

|результате резкого роста |контролируемые государством. Одновременно |

|стоимости обязательств |необходимо гарантировать обязательства |

|(курсовые переоценки, |проблемного банка перед банком, принимающим |

|форвардные операции) или |на себя его обязательства перед клиентами |

|утраты активов (банкротство|(схема перевода частных вкладов в Сбербанк |

| |осенью 1998 г.). |

|заемщика). |2. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных ценных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

Во всех случаях, когда государство оказывает финансовую помощь банку,

его собственники должны принимать на себя жесткие обязательства

относительно периода восстановления капитала банка. Так, если банк получает

кредиты по ставкам ниже рыночных, то вся получаемая им прибыль от разницы в

процентных ставках должна направляться на приращение капитала. То же самое

может относиться к случаям участия банков в государственных программах.

Невыполнение обязательств, принятых собственниками, должно приводить к

переходу прав собственности на банк к государству. Соответствующий механизм

может гарантироваться залогом акций или конвертируемыми облигациями,

которые необходимо передавать государству в начале программы

реструктуризации.

Рефинансирование убытков неплатежеспособного банка не может

превращаться в самоцель, так как, в конечном счете, рекапитализация

должна стать основой последующего восстановления активных операций

банка. Ограниченность ресурсов АРКО ставит жесткие пределы кредитованию

банков в целях покрытия их убытков и выдвигает на первый план кредиты на

улучшение качества активов и повышение их доходности. Полагаем, что АРКО

нужно не столько спасать неплатежеспособные или проблемные банки, сколько

содействовать снижению рисков их активных и пассивных операций и облегчать

(направлять) процесс договоренности банков со своими кредиторами и

заемщиками.

3. Банки Ростова-на-Дону в условиях современной переходной экономики

3.1. Донские банки: активность и прибыльность

В 2000 году работающие на Дону банки в 2.5 раза увеличили объем

кредитных вложений в экономику Ростовской области. Сегодня для них это

единственный способ повысить эффективность своей работы. Однако уже сейчас

кредитная активность многих и прежде всего, местных банков упирается в

размеры их собственного

капитала. Его они могут увеличивать только за счет прибыли или привлечения

новых акционеров. Однако вот уже который год областной минфин и

законодатели не хотят пересмотреть свою экономически вредную позицию в

отношении прибыли банков.

которую они облагают. используя максимально высокую налоговую

ставку. Тем самым областная власть попросту тормозит развитие

местной банковской системы. Ведь если прибыльность банков невысока, то это

препятствует привлечению ими акционерного капитала и. следовательно,

ограничивает их кредитную активность. В прошлом году прибыльность активов

местных банков

по сравнению, скажем, с 1991 годом снизилась ровно в 9 раз.

При этом большинство местных банков имеют даже избыточную ликвидность.

Отчасти это объясняется жесткостью нормативов Центрального банка, отчасти

крайне осторожной политикой самих банков.

Прошлый год банковская система Ростовской области может занести себе в

актив. Это был только второй год подъема после трех лет спада (1996-98

гг.). Суммарный рост основных показателей работающих на Дону банков

опередил темпы инфляции, которые в прошлом году официальная статистика

оценила в 20,2 % (см. таблицу № 9). Энергичнее всего местные банки

наращивали активы, депозиты (в т. ч. вклады населения) и кредитные

вложения. Темпы роста этих показателей превысили прошлогодние (см. таблицу

№ 10). А вот рост капитала банков и прибыли замедлился. Снижение ставки

рефинансирования ЦБ при сохранении прежних рисков в экономике не позволило

многим банкам сохранить прибыль даже на уровне прошлого года.

В числе событий, негативным образом отразившихся на деятельности

банков, многие отметили снижение ставки ЦБ и рост цен. Ответной реакцией

банков на эти изменения стало небольшое увеличение доли краткосрочных

кредитов. Если в начале прошлого года доля кредитов, размещенных на срок до

1 года, в кредитных портфелях местных банков составляла 72%, то по итогам

2000 года она достигла 82%. Таким образом, банки пытаются компенсировать

потери, вызванные снижением кредитных ставок. Тем более что рост цен на

многие товары и услуги позволяет коммерческим предприятиям более охотно

обращаться к банкам за помощью. В прошлом году число тех, к кому можно

обращаться за помощью, в Ростовской области выросло: на Дону открыли свои

филиалы 9 российских банков («Альфабанк», «Возрождение», «Диалог-оптим»,

«КБ инвестиций и технологий», «ИБГ НИКойл», Россельхозбанк, «Центральное

ОВК», «Югинвест-банк» — в Ростове, «ФондСервисБанк» — в Новочеркасске).

Появление такого количества новых банков не замедлило сказаться на

экономике.

В 2000 году кредитные вложения банков в донскую экономику увеличились

в 2,5 раза.

Наибольший вклад в этот прирост внесли Сбербанк и филиалы крупных

российских банков. В начале Прошлого года объем их совместных кредитных

вложений был ниже, чем у банков с местной пропиской. Но за год ситуация

изменилась (см. таблицу № 11). Более чем в два раза увеличил свой кредитный

портфель в Ростовской области Сбербанк, за счет, видимо, работы с крупными

предприятиями. И в 4,5 раза нарастили объем выданных кредитов филиалы.

Гораздо скромнее были темпы роста кредитных вложений у местных банков, но

их отправные цифры год назад были гораздо более внушительные, чем у

филиалов и Сбербанка. Впрочем, соперничество здесь между, как принято

считать, местными и неместными банками весьма условное, поскольку

потенциальный спрос на банковские услуги в России в целом и в Ростовской

области в частности намного превышает реальные возможности отечественных

банков. Банковский сектор по прежнему играет в экономике России весьма

скромную роль. Соотношение активов банковской системы и ВВП в России не

превышает 35%, что позволяет характеризовать российскую банковскую систему

как слаборазвитую. В то же время следует отметить, что уровень развития

российской банковской системы адекватен общему развитию рыночной экономики

и финансового хозяйства в стране. По уровню монетизации экономики,

определяемому как отношение объема денежной массы (М2) к ВВП (не более

16%), Россия занимает одно из последних мест в мире. (Из материалов ЦБ

России «Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской

Федерации»)

Поэтому чем больше будет банков и чем быстрее они будут расти, тем

благоприятнее будет экономическая среда. Для серьезных позитивных изменений

необходимо значительное увеличение удельного веса банковских кредитов в

экономике.

3.2. Налогообложение прибыли банков Ростова-на-Дону

Для банков одним из стимулов увеличения активности могло бы стать

снижение ставки налога на прибыль до уровня всех остальных предприятий.

К этому автор этих строк призывает местные власти уже не первый год. В

прошлом году о необходимости снижения налоговых ставок заговорил

уже начальник ГУ ЦБ по Ростовской области Виктор Баско. Наконец, в этом

году пункт об уменьшении ставки налога на прибыль банков до единого с

другими предприятиями уровня появился в концепции реформирования

российской банковской системы, вышедшей из недр ЦБ России. Но от местных

властей банки, видимо, вряд ли получат избавление от интенсивной ставки

налога на прибыль.

В этом году местные кредитные учреждения заплатят в консолидированный

бюджет области примерно 18,4 млн. рублей, т. е. 27% от прибыли (кроме этого

они, разумеется, платят все остальные налоги). Если бы сейчас они заплатили

по общей ставке в 19%, то консолидированный бюджет недополучил бы всего-

навсего 5,5 Млн. руб., или 0,035% от планируемой доходной части (прибыль

Сбербанка пока не опубликована, однако и она вряд ли в состоянии серьезно

изменить указанные цифры, разумеется, как и прибыль филиалов Других

российских банков). Таким образом, для бюджета эти средства не являются

судьбоносными, зато для банков эта сумма означает целых 8% от суммарной

прибыли. Это лишний раз подчеркивает несоразмерность налогового пресса

масштабам и

эффективности банковской деятельности. Областные чиновники часто говорят об

ограниченности собственных полномочий в плане регулирования и

стимулирования экономики. Но абсурд с интенсивным налогообложением прибыли

банков продолжается уже не первый год. С 1994 года суммарная прибыль

местных банков ни разу не превышала их капитал. Не говоря уже о том, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.