реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современная банковская система РФ

лишь к середине лета 1999 г., когда основная часть выделенных ему бюджетных

средств оказалась уже использованной. Отметим, что в странах Юго-Восточной

Азии финансирование агентств по банковской реструктуризации, хотя и

осуществлялось за счет государства и центрального банка, в значительной

мере проводилось путем выпуска облигационных займов, что в российских

условиях крайне затруднено.

Для реализации проектов реструктуризации кредитных организаций из

федерального бюджета было выделено 10 млрд. руб., составивших одновременно

уставный капитал АРКО. В 1999 г. АРКО уже приняло решение о направлениях

расходования 7,5 млрд. руб. Началась работа над 14 проектами, включившими

19 банков из 10 регионов. Ряд банков уже перешел под управление агентства

(СБС-Агро, АвтоВАЗбанк, «Российский кредит», Инвестбапк, Кузбассугольбанк,

банк «Петр Первый», РНКБ и Челябкомзсмбанк). Таким образом, АРКО в той или

иной мере контролирует около 7% активов банковской системы России.

В настоящее время АРКО работает главным образом с мелкими и средними

банками, реализуя сравнительно небольшие проекты. Основная часть средств

направлена не на повышение уровня капитализации банковской системы, а на

покрытие финансовых потребностей банков, то есть фактически на оказание

финансовой помощи владельцам банков.

Целый ряд серьезных вопросов связан с выбором Агентством банков для

проведения их реструктуризации. Так, одним из первых под контроль АРКО

перешел едва ли не самый проблемный банк Самарской области - АвтоВАЗбанк,

находившийся в тяжелейшем положении с 1996 г. Акционеры банка не только не

захотели ему помочь, но, более того, вывели из него все свои финансовые

средства. С того же времени «сигналы бедствия» подавали банк «Евразия»,

активнейшими лоббистами которого были республиканские власти Удмуртии,

категорически отказавшиеся помогать банку своими средствами, и

Тверьуниверсалбанк, которому АРКО решило не оказывать поддержки ввиду

улучшения его финансового состояния. В Челябинской области, не

испытывающей, как и Самарская, особого дефицита в банках, АРКО «взяло под

опеку» Челябкомзембанк, чьи накопленные убытки составляют 11 млн. руб., а

непокрытые обязательства - 68 млн. руб. Очевидно, в такой ситуации

выделенные Агентством 100 млн. руб. в значительной части уйдут на покрытие

потерь и обязательств, но не смогут существенным образом изменить положение

в банке.

Еще более странными выглядят решения АРКО о характере финансовой

поддержки московских банков. Выделение кредита Альфа-банку в определенной

степени оправдано планами банка расширить свою региональную сеть. Но выбор

регионов остался за банком, а не за государственными органами, которые

обещали ориентироваться на регионы, испытывающие дефицит в банковских

услугах. Большие сомнения вызывает проект реструктуризации другого

московского банка - РНКБ. Во-первых, Москва ни в коей мере не испытывает

недостатка в банковских учреждениях. Скорее, наоборот, переизбыток

коммерческих банков не позволяет ЦБР организовать нормальный надзор за ними

в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов. Во-вторых, АРКО

участвует в проекте санации РНКБ совместно с Банком Москвы, который сам

осенью 1998 г. не смог устоять «на ногах» без получения кредита Банка

России и до сих пор еще не рассчитался по нему. В-третьих, разделив

финансовое бремя по восстановлению РНКБ с Банком Москвы, АРКО получает

миноритарную долю в капитале реструктурируемого банка.

Особую озабоченность вызывает проект в отношении банка СБСАгро.

Очевидно, масштаб убытков банка настолько велик, а его реальные активы так

незначительны, что восстановление этого банка нецелесообразно. Однако под

давлением правительства и Банка России АРКО взялось за решение проблем СБС-

Агро и начало расплачиваться с его кредиторами за счет своих средств.

Учитывая, что финансовый разрыв между активами и обязательствами СБС-Агро

составляет, по разным оценкам, от 30 млрд. до 50 млрд. руб., федеральный

бюджет может еще долгие годы расплачиваться по чужим обязательствам.

Реально попытка восстановления СБС-Агро может обернуться предоставлением

возможности собственникам банка уйти от ответственности и избежать

процедуры банкротства.

2.6. Стратегия реструктизации и рекапитализации

Для реализации стратегии реструктуризации и рекапитализации банков

государство должно использовать ряд методов укрупнения банковских

институтов, включая:

. проведение мероприятий по реструктуризации отдельных крупных

банков, имеющих ограниченные финансовые проблемы[18];

. участие государства в рекапитализации крупных банков, которые

смогли сохранить финансовую устойчивость в период кризиса, но

утратили значительную часть собственных средств;

. инициирование слияний и объединений банковских учреждений, включая

принятие мер принуждения, особенно в отношении контролируемых

государством банков. Целесообразно рассмотреть вопрос о переходе от

преобладающего сейчас оказания финансовой поддержки и

реструктуризации региональных банков силами государства к передаче

таких банков в управление устойчивым банковским структурам или

присоединение к ним на правах филиалов;

. целенаправленное привлечение иностранного капитала к восстановлению

жизнедеятельности многофилиальных банков, оказавшихся банкротами,

но имеющих относительно небольшой объем обязательств, таких, как

Промстройбанк и Мосбизнесбанк. Объем средств, необходимых для

покрытия убытков подобных банков, составляет 60-100 млн. долл., что

несравненно меньше тех затрат, которые понесет любой инвестор при

создании банковской сети аналогичного масштаба.

Рост капитализации российских банков можно ускорить путем

значительного расширения деятельности иностранных банков в России,

взаимодействия отечественной банковской системы с мировым рынком капитала.

Государственные органы должны предпринять меры, обеспечивающие участие

иностранного капитала в российской банковской системе:

. повышение требований к капитализации филиалов иностранных банков,

действующих на российском рынке, которые потеряли часть капитала в

ходе финансового кризиса;

. предложение иностранным банкам вместе с государством участвовать в

банковской реструктуризации в России;

. выработка нормативных актов, побуждающих иностранные банки к

расширению своего бизнеса в России, базирующегося на наращивании

банковского капитала и расширении спектра банковских услуг.

В настоящее время Банк России считает возможным и необходимым

повышение доли иностранных участников в банковском капитале путем

капитализации долгов российских банков перед нерезидентами. Конкретно речь

идет о преобразовании требований иностранных кредиторов в участие в

уставном капитале банка[19]. Однако с учетом того, что механизмы конверсии

долгов, предложенные Банком России, пока не продемонстрировали свою

работоспособность, вряд ли можно рассчитывать на особую активность

иностранных инвесторов.

Специфика российского банковского кризиса и источников потерь

российских банков (курсовые риски и срочные операции) не позволяет

использовать такой традиционный метод рекапиталнзации банковской системы,

как выкуп «плохих» активов[20]. В России преодоление кризиса связано с

необходимостью ставить «диагноз» каждому банку, с которым государство

собирается работать, определяя причины и характер его неплатежеспособности,

подбирая, если это возможно, соответствующие инструменты для разрешения

сложившейся ситуации. Очевидно, набор инструментов не всегда может быть

одинаковым. Учитывая реальные условия работы российских банков, можно

выделить ряд типичных проблем, которые могут обусловить включение банка в

программу реструктуризации АРКО, и соответствующие инструменты их

решения[21] (см. табл. 13).

Таблица 13

|Проблема и ее причины |Возможные инструменты |

|Недостаток банковского |1.Установление на фиксированный срок |

|капитала. Это может быть |индивидуальных пруденциальных нормативов, |

|следствием понесенных |которые исходят из напряженного, но |

|убытков и нс обязательно |реалистичного графика увеличения собственных |

|влечет за собой утрату |средств банков. |

|платежеспособности банка. |2. Приобретение государством доли в капитале |

|Банк может выполнять все |банка |

|свои текущие обязательства.|(предоставление ему субординированного |

|Проблемы банка сводятся к |кредита) для восстановления размеров капитала|

|нарушению пруденциальных |до уровня, обеспечивающего выполнение |

|нормативов. |надзорных нормативов. Для предотвращения |

| |инфляционных эффектов банк направляет |

| |полученные средства на приобретение |

| |долгосрочных низкопроцентных государственных |

| |ценных бумаг. Дополнительными условиями |

| |(опционами) может быть предусмотрено право |

| |владельцев/менеджеров банка на выкуп акций до|

| |момента погашения госбумаг. В случае их |

| |отказа от использования этого права |

| |государство продает принадлежащую ему делю в |

| |капитале банка. |

|Текущая нехватка |1. Выкуп государством работающих активов с их|

|ликвидности. Это - |последующей продажей другим банкам. |

|результат либо ошибок |Привлечете банков, в капитале которых |

|менеджмента банка при |преобладает доля государства, к участию в |

|контроле за соответствием |фондировании хороших долгосрочных активов. |

|сроков активов и пассивов, |Предоставление кредитов на поддержку |

|либо продажи банком своих |ликвидности. |

|ликвидных активов для | |

|исполнения резко | |

|возрастающего объема | |

|требований клиентов. В | |

|таком случае банк обладает | |

|долгосрочной устойчивостью,| |

|хорошими по качеству | |

|активами, которые могут | |

|обеспечить нормальное | |

|функционирование банка. | |

|Недостаток текущих доходов.|Привлечена банка к участию в государственных |

|Это - следствие утраты |программах, таких, как кредитование: АПК, |

|банком части работающих |обслуживание счетов ГТК кредитование |

|активов, связанное либо с |экспортных поставок государственных компаний.|

|необходимостью исполнять | |

|обязательства перед |Перевод в банк на обслуживание |

|клиентами, либо с резким |государственных предприятий и организаций, |

|падением качества |находящихся в данном регионе. |

|активов (неспособностью |Выкуп части филиальной сети банка, затраты на|

|заемщиков выполнить свои |функционирование которой не соответствуют |

|обязательства по уплате |доходам банка в данном регионе. При этом в |

|про- |филиале сохраняются соответствующие |

|центов банку). |«региональные» активы. В последующем |

| |государство может использовать этот филиал |

| |для присоединения к банкам, которые оно хочет|

| |видеть в качестве активно работающих в данном|

| |регионе. |

| |Выкуп активов, работоспособность которых |

| |резко упала. |

| |5. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных сенных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

|Убытки банка, возникшие в |Перевод часта обязательств банка в банки, |

|результате резкого роста |контролируемые государством. Одновременно |

|стоимости обязательств |необходимо гарантировать обязательства |

|(курсовые переоценки, |проблемного банка перед банком, принимающим |

|форвардные операции) или |на себя его обязательства перед клиентами |

|утраты активов (банкротство|(схема перевода частных вкладов в Сбербанк |

| |осенью 1998 г.). |

|заемщика). |2. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных ценных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

Во всех случаях, когда государство оказывает финансовую помощь банку,

его собственники должны принимать на себя жесткие обязательства

относительно периода восстановления капитала банка. Так, если банк получает

кредиты по ставкам ниже рыночных, то вся получаемая им прибыль от разницы в

процентных ставках должна направляться на приращение капитала. То же самое

может относиться к случаям участия банков в государственных программах.

Невыполнение обязательств, принятых собственниками, должно приводить к

переходу прав собственности на банк к государству. Соответствующий механизм

может гарантироваться залогом акций или конвертируемыми облигациями,

которые необходимо передавать государству в начале программы

реструктуризации.

Рефинансирование убытков неплатежеспособного банка не может

превращаться в самоцель, так как, в конечном счете, рекапитализация

должна стать основой последующего восстановления активных операций

банка. Ограниченность ресурсов АРКО ставит жесткие пределы кредитованию

банков в целях покрытия их убытков и выдвигает на первый план кредиты на

улучшение качества активов и повышение их доходности. Полагаем, что АРКО

нужно не столько спасать неплатежеспособные или проблемные банки, сколько

содействовать снижению рисков их активных и пассивных операций и облегчать

(направлять) процесс договоренности банков со своими кредиторами и

заемщиками.

2.7. Результаты реструктуризации и общая оценка текущей ситуации

в банковской системе

(XI съезд Ассоциации российских банков)

Главным итогом работы по преодолению последствий финансового кризиса

стало то, что с повестки дня сняты наиболее острые проблемы, вызванные

событиями августа 1998 года. Решены по существу принципиальные задачи,

определенные в ноябре 1998 года документом “О мерах по реструктуризации

банковской системы Российской Федерации”, одобренным Советом директоров

Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации, а именно:

- банковская система расчищена от неплатежеспособных банков,

сохранено и рекапитализировано ее жизнеспособное ядро, клиентам

предоставляется базовый комплекс услуг;

- практически восстановлен докризисный уровень доверия к

банковской системе со стороны клиентов, в том числе частных

вкладчиков;

- достаточно успешно в рамках закона о реструктуризации кредитных

организаций осуществляется реструктуризация отдельных крупных

банков;

- сохранены банковские технологии и имущественные комплексы для

ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

- к участию в капиталах банков привлечены новые участники и

акционеры.

Общая оценка текущей ситуации в банковском секторе России на

сегодняшний день заключается в констатации относительной стабильности

системы, достижения в целом приемлемого уровня финансового состояния

кредитных организаций и темпов развития банковского дела. Относительный

характер оценки специально подчеркивается с учетом того, что все результаты

функционирования банковской системы можно рассматривать как позитивные

исключительно в рамках тех общеэкономических и правовых условий, в которых

работают российские кредитные организации. Банковский сектор является

частью единой экономической системы страны, и состояние этой системы в

основном и главном определяет характер и динамику развития ситуации в

банковском секторе.

В настоящее время доля финансово стабильных банков в активах

действующих кредитных организаций, по оценкам Банка России, составляет

88,6%. По итогам 2000 года прибыль получили более 93% действующих кредитных

организаций (для сравнения: в реальном секторе экономики прибыльны 6 из

10 организаций).

Банковский сектор пока не вышел на уровень середины 1998 года по ряду

объемных параметров банковской деятельности — активам, капиталу, вкладам

населения. Однако соотношение совокупных банковских активов и ВВП на начало

2001 года превышает соответствующий докризисный показатель (34,0% против

30,4%). Удельный вес доходов, доверяемых населением банковской системе,

также несколько выше предкризисного уровня и составляет 12,2% (против 11,9%

до кризиса). Кредиты реальному сектору экономики превысили предкризисный

уровень в реальном исчислении почти на 10%.

Оценивая общее состояние банковской сферы, можно тем не менее

констатировать, что, несмотря на улучшение состояния дел, продолжают

действовать факторы ее системной неустойчивости. Банковская система по-

прежнему играет скромную роль в экономических процессах. Требует

значительного повышения уровень корпоративного управления и

транспарентности банков.

Понимая слабости российской банковской системы, мы одновременно не

являемся сторонниками попыток их революционного устранения. С нашей точки

зрения, гораздо важнее не мешать развитию нормального банковского бизнеса,

создавая для него надлежащие условия, чем пытаться навязать кажущиеся кому-

то идеальными формы организации банковского дела. Наиболее характерным для

некоторых экспертов является желание определить направления специализации

отдельных кредитных организаций, административно отрегулировать величину

банков, создать привилегированные условия для отдельных отраслей,

привлекающих банковские услуги, или отдельных клиентов банков. Между тем

рыночные принципы организации банковского дела предопределяют, а практика

показывает, что наиболее эффективно эти вопросы решаются не

непосредственным вмешательством государства в таинства бизнеса, а через

создание ему адекватных благоприятных условий развития.

Задачи реформирования банковской системы

Позиция Банка России в отношении дальнейшего развития банковского

сектора отражена в проекте документа “Концептуальные вопросы развития

банковской системы Российской Федерации”. Подготовленные материалы вызвали

живой интерес. Банк России получил комментарии, в том числе Ассоциации

российских банков, многих других заинтересованных организаций. Сейчас стоит

задача найти общее понимание некоторых принципиальных направлений развития

банковского дела в России. В этой связи остановимся на ряде проблем.

1. Укрепление устойчивости банковской системы, исключение возможности

системных банковских кризисов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.