реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деньги. Кредит. Банки

совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с

условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе)

готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных

шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей

Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот

порядка 145,3 млрд. СДР.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются

два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств

странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических

финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет

кредитные операции только с официальными органами - казначействами,

центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на

покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки

экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)

или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет

МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,

предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»

соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них

нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих

валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от

суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за

предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре

кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую

страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной

и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-

заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-

экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,

направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в

противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может

ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование

первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму

немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ

соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет.

Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ

практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство,

механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для

кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импортерах. Появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

. с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно

экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате

падения мировых цен на сырье;

. с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,

нефтепродуктов и природного газа:

. с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи

странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30%

квоты).

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов

для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это

ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по

сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью

МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам

часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях

сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации

процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при

обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более

низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх

резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992

г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита

определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с

учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и

структурной перестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных

преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к

рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение

поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на

рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение

стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-

третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном

случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких»

макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение

стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать

средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50%

их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с

интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для

стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к

рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования

МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это

дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных

фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее

национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для

получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически

создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем

международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные

средства из различных внешних официальных источников. К временным

специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976

гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных

расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.

Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры

нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей

кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми

государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были

жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);

обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной

энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся

стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они

покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--

-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части

золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее

развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-

заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной

валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти

условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55

стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была

передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда —

предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,

испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и

исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8

млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-

членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого

фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда

дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда

предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы

неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами

их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в

средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех

кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более

продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при

большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись

собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у

других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд

прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной

перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим

развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в

целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной

перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,

имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,

или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение

10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.

Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных

доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.

предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда

структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.

СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является

преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения

кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,

включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993

г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет

возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при

исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для

заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в

дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки

— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7

млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.

СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим

займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании

этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут

осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания

социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных

расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —

до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут

предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем

заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений

процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного

регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль

посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных

стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.

Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-

заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами

своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой

валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную

организацию, добился широкого признания в качестве главного

наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных

отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора

межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-

заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений

«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном

формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной

координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд

зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,

накопил большой и полезный опыт.

Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой.

Когда деньги используются как средство осуществления оплаты за товары и

услуги, мы говорим, что они используются в качестве средства обращения.

Значение денег как средства обращения трудно преувеличить, поскольку они

позволяют уйти от бартерной формы торговли.

Деньги как средство обращения используются для оплаты приобретаемых

товаров. При этом особенностью такой функции денег служит то, что передача

товара покупателю и его оплата происходя одновременно. В этой функции

употребляются наличные денежные знаки. Следует иметь в виду, что в РФ ее

может выполнять лишь российская валюта (рубли)

Как средство оплаты приобретаемых товаров деньги используются

кратковременно. Одни и те же денежные знаки могут применяться

многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сделок к

другим. Здесь большое значение приобретает скорость обращения денег: чем

быстрее совершается оборот, тем меньше нужно денег для обращения товаров.

Соответственно скорость обращения денег важная для регулирования массы

денег, необходимых для обращения.

В участии денег в качестве средства обращения заложены возможности

воздействия на экономические отношения между продавцами и покупателями.

Так, покупатель товара предварительно должен убедиться в том, что

потребительная стоимость предлагаемого товара соответствует предъявляемым

требованиям. Без соблюдения этого требования реализация не осуществляется.

Покупатель подвергает также контролю цену предлагаемого товара. При этом

учитывается уровень цен, соотношение спроса и предложения по товару,

намечаемому к реализации, а также уровень цен на товары, которые могут

заменить предлагаемый товар.

Размер оплаты приобретаемого товара может регулироваться сторонами,

участвующими в реализации (продавцом и покупателем) и отклоняться от

первоначально запрашиваемой цены.

Со своей стороны, продавец должен убедиться в наличии средств у

покупателя.

Все это означает, что в функции средства обращения деньги могут

использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по

реализации товара.

Совокупный обьем оборота, в котором участвуют деньги в функции средства

обращения, относительно невелик и составляет лишь часть объема совокупного

денежного оборота.

При выполнении деньгами функции средства обращения и поддержании

стабильности цен важно, чтобы обьем платежеспособного спроса соответствовал

предложению товаров. Соблюдение такого требования обусловлено стремлением

предотвратить задержку реализации товаров в связи с недостаточностью

средств обращения, а также возможностью необоснованного роста цен и

влиянием искусственного превышения платежеспособного спроса над

предложением товаров. Именно поэтому снабжение оборота необходимой массой

денежных знаков приобретает большое значение. Однако решение такой задачи

сопряжено с немалыми трудностями. Прежде всего имеющиеся рекомендации по

этому вопросу не позволяют определить действительную потребность в деньгах.

Это относится к закону количества денег в обращении, который характеризует

зависимость потребности в наличных деньгах от объема реализации товаров,

сумм платежей и скорости обращения денег. Правильная характеристика

зависимости потребности оборота в наличных деньгах оказывается

недостаточной для конкретного расчета такой потребности.

В современных условиях определить действительную потребность в деньгах

сложно по различным причинам. Одна из них состоит в том, что границы

налично-денежного обращения и безналичных расчетов “размыты”. Так,

предприятия осуществляют расчет наличными деньгами в сравнительно крупных

размерах и предусмотреть обьем таких операций сложно. Наряду с этим

расширяются денежные обороты населения с помощью пластиковых карточек.

Предвидеть обьем оборотов, осуществляемых с помощью таких карточек, вместо

оборота наличных денег очень трудно. Нужно учесть и то, что нередко в

России поступление наличных денег в оборот задерживается, в том числе и в

связи с платежным кризисом.

Все это свидетельствует о целесообразности мер по улучшению использования

денег при выполнении ими функции средства обращения.

Единство денег безналичного оборота и наличных денег обусловило

возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под

которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного

оборота. В Федеральном законе “О Центральном банке РФ’ от 12 апреля 1995 г

предусмотрено следующее: « банк России может устанавливать ориентиры роста

одного или нескольких показателей денежной массы…” (ст.43).

Речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги

безналичного оборота и наличные деньги.

Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата

М2 в состав которого включаются наличные деньги в обращении (М0) – деньги

вне банков, а также деньги безналичного оборота: остатки на расчетных и

текущих счетах, вклады до востребования (М1), депозиты предприятий и

организаций, вклады населения в банках.

Сравнительно недавно в РФ для характеристики величины денежной массы стал

применяться показатель М2Х, в состав которого помимо величины М2 включаются

также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте – Х).

При этом для характеристики относительной обеспеченности оборота денежной

массой используется коэффициент К2=М2Х./ ВВП. Величина этого коэффициента

(К2) призвана характеризовать относительную обеспеченность оборота

платежными средствами. В РФ величина К2 в 1995 г составила 0.16, в то время

как в других (развиты) странах его величина достигает 0.6 – 1.0. Это

свидетельствует об относительно невысокой обеспеченности оборота платежными

средствами в РФ, что косвенно проявляется в росте неплатежей в хозяйстве,

задержках в выдаче заработной платы и пенсий.

Совокупный объем денежной массы, в том числе и ее прирост во многом

определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны

величина денежной массы в обращении представляет собой результат денежно-

кредитной политики.

В РФ структура денежной массы характеризуется сравнительно большим

удельным весом наличных денег, который достигает в отдельные периоды свыше

30% ее совокупного объема, что намного больше, чем в развитых странах.

Поэтому по мере развития безналичных расчетов будет улучшаться, и структура

денежной массы в направлении уменьшения доли наличных денег и повышения

удельного веса безналичного оборота.

Для характеристики объема и слагаемых денежной массы в РФ приведем

следующие данные:

Денежная масса в РФ ( трлн. руб.)

01.07.1996

1. Наличные деньги вне банков 80.8

98.4

2. Безналичные денежные остатки 140.0 168.5

3. Денежная масса (строки 1+2) 220.8

226.9

Эти данные подтверждают сравнительно большой удельный вес наличных денег

в совокупном объеме денежной массы, достигшей к 01 июля 1996 почти 37%.

Вместе с тем приведенные данные характеризуют наличие значительных резервов

экономии с помощью замещения налично-денежных оборотов безналичными

расчетами.

Важно и то, что применение большой массы наличных денег обусловлено

значительным объемом расчетов наличными, благодаря чему появляется

возможность освобождения некоторых операций от налогообложения. Поэтому

получение бюджетом причитающихся ему доходов способствует усилению

заинтересованности общества в развитии безналичных расчетов и,

соответственно, в снижении массы наличных денег в обороте.

Таким образом, денежная масса представляет собой результат

взаимодействия двух потоков. Один поток- выпуск денег, означающий

распределение платежных средств через банки среди экономических агентов,

испытывающих потребность в деньгах; другой – возврат денег должникам,

имеющий место при уменьшении долговых требований в активах банков из-за

уплаты долгов.

Регулирование объемов денежной массы осуществляется с помощью мер денежно-

кредитной политики, проводимых ЦБ РФ.

В состав мер, предусмотренных денежно-кредитной политикой, можно отметить

изменение учетной ставки при предоставлении ресурсов ЦБ в порядке

рефинансирования коммерческих банков, установление норм образования Фонда

обязательных резервов коммерческих банков, подлежащих хранению в ЦБ,

применение нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков,

ограничения операций коммерческих банков в ЦБ и т.д. Эти меры призваны

предотвратить чрезмерный рост денежной массы.

Взаимосвязь наличной и безналичной форм денежной системы.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего

возникновения претерпели значительные изменения в переходе от применения

одних видов к другим, а также в изменении условий их функционирования и в

повышении их роли. Развитие обмена, его интенсивность обусловили

выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой

которых явились драгоценные металлы и прежде всего золото. Особенность

таких денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью и не

подвержены обесцениванию.

При переходе от применения полноценных денег к денежным знакам прежде

всего появились в обороте разменные на золото кредитные билеты. В процессе

замещения полноценных денег бумажными денежными знаками возникла проблема

увязки совокупной массы таких денежных знаков в потребностями оборота.

Значение решения подобной проблемы было обусловлено тем, что при выпуске в

обращение денежных знаков сверх потребности в них возникает угроза их

обесценения, чего не бывает при использовании золотых денег.

В налично-денежном обращении широко распространяются кредитные деньги

(банкноты). В обороте применяются и бумажные знаки, которые называют

бумажными деньгами, отличающимися во многом от банкнот.

Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они поступают в

оборот без необходимой увязки в потребностями в денежных знаках (для оплата

товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск

бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов

государства (казначейства), становится возможным чрезмерный (по сравнению

с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне

вероятно обесценение денег, уменьшение их покупательской способности.

Выпуск в обращение банкнот и их изьятие из оборота происходят на основе

кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственными процессами, а не

при осуществлении расходов и получении доходов государством.

Связь между выдачей наличных денег из касс банка и предоставлением ссуд,

между поступлением в банк наличных денег и погашением ссудной задолженности

проявляется не в каждой отдельной ссудной операции, а в совокупном объеме

операций по предоставлению и погашению ссуд и операций по выдаче наличных

денег и их поступлениями в кассы банка.

Увязка оборота кредитных денег (их выпуск в обращение и изьятие из

оборота) происходит не при осуществлении каждой кредитной операции, а по их

совокупности, в целом по народному хозяйству. Если, например,

промышленное предприятие, взяв в банке ссуду и использовав заемные

средства для получения наличных денег (для выдачи зарплаты), не обязано

погасить ссуду наличными деньгами; образовавшуюся ссудную задолженность

промышленное предприятие может погасить не наличными деньгами, а за счет

безналичных поступлений.

Наличные деньги в кассу могут быть возвращены торговым предприятием,

которое внесет в банк выручку, используемую для погашения задолженности,

возникшей при получении ссуды для оплаты завозимых товаров (на условиях

безналичных перечислений).

Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения

наличных денежных знаков (банкнот, казначейский билетов, разменной монеты).

Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах, как с

рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую

часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение

и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-

денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных

денег.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая

часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей,

квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и

оплату различных платежных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных

билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы

коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего

предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).

Работники, осуществляющие операции с наличными деньгами руководствуются

Положением от 05 января 1998г. N 14-п “О правилах организации наличного

денежного обращения на территории РФ”, а также Положением от 25 марта 1997

года N 56 “О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на

территории РФ”.

Важным по своему значению и последствиям являются деньги безналичного

оборота, движение которых фиксируется в форме записей по счетам клиентов в

банке (оборот происходит без денежных знаков).

Особенности безналичных расчетов проявляется в следующем:

в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель,

передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников

трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты

в форме записей по счетам плательщика и получателя;

участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с

банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников

таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте

отсутствуют;

перемещения (перечисление) денег, принадлежащих одному участнику

расчетов, в пользу другого производится путем записей по счетам, в

результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких

операций. Другими словами здесь производится кредитная операция,

совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается

кредитной операцией.

В отличие от безналичных денежных расчетов, состоящих в перечислении

денежных средств по счетам клиентов банков и совершаемых при участии банка

в каждой операции, имеется довольно значительный безналичный оборот,

осуществляемый с помощью различных ценных бумаг (обязательств предприятий и

банков).

В подобных операциях оборот наличных денег замещается движением ценных

бумаг, выражающих различные кредитные отношения. Такое замещение оборота

наличных денег характеризуется особенностями по сравнению с безналичными

денежными расчетами. Одна из особенностей – при безналичном обороте

необязательным является участие банка в каждой расчетной операции,

осуществляемой с помощью ценных бумаг.

При безналичных денежных расчетах средства плательщика, хранящиеся на его

счете в банке, могут быть использованы как всеобщее платежное средство для

расчетов с различными покупателями: их согласие на это не требуется.

Расширение практики безналичных денежных расчетов с помощью электронной

техники способствовало появлению термина “электронные деньги”. По существу

же в подобных операциях производятся безналичные денежные расчеты с той

разницей, что вместо распоряжения денежными средствами с помощью

документов, составленных на бумаге (поручения,чеки и др.), при электронной

технике соответствующие распоряжения выполняются посредством электронных

сигналов.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов

установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В

зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации

документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают

следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными

поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты

платежными требованиями-поручениями.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются

договором (соглашением, отдельными договоренностями). Разнообразие

применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при

заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации

в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в

хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

. характером хозяйственных связей между контрагентами;

. особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

. местонахождением сторон сделки;

. финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным

правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам

руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью

максимального документооборота, исключения встречного перераспределения

средств между контрагентами.

Помимо денежного безналичного оборота, происходящего на основе замещения

движения наличных денег кредитными операциями, в хозяйственной практике

выделяют и счетные деньги, которые не совершают оборота, но используются

при проведении взаимных расчетов. Так, при проведении зачетов взаимных

требований в размере зачтенной суммы функционируют, но не совершают

оборота счетные деньги.

Подобное использование денег имеет место и при применении бартера, когда

стоимость взаимных поставок засчитывается (здесь поступают счетные деньги)

лишь при ее неравенстве, бартерная сделка завершается с помощью

перечисления не зачтенной суммы.

Несмотря на особенности, присущие деньгам безналичного оборота, они

обладают многими общими чертами с наличными деньгами. Это проявляется

прежде всего в одинаковой денежной единице наличных денег и денег

безналичного оборота. Существенно также, что между этими видами денег

имеется тесная связь, выражающаяся в переходе одних в другие. Например,

наличные деньги при взносе их на какой-либо счет в банке превращаются в

деньги безналичного оборота. Напротив, при получении наличных денег из

остатка на счете в банке, деньги безналичного оборота переходя в наличные

деньги.

Проявление единства этих видов денег состоит в том, что регулирование

объема денег безналичного оборота, как и наличных денег осуществляется с

помощью кредита. Так, появление, а также увеличение или уменьшение массы

денег безналичного оборота происходит в результате кредитных операций,

подобно тому, как это имеет место с массой наличных денег.

С помощью потока денег в наличной и безналичных формах - денежного

оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в

денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и

внешнем экономических оборотах страны – обеспечиваются реализация валового

продукта, использование национального дохода и все последующие

перераспределительные процессы в экономике.

Банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных

денег и безналичных платежей.

Список использованной литературы:

1) “Деньги, кредит, банки.” Под редакцией О.И.Лаврушина / M. Финансы и

статистика, 1998 год/.

2) “Банковское дело” под редакцией О.И.Лаврушина /M . Финансы и

статистика 1999 год/

3) “Деньги,банки,валюта” М.К. Букина учебное пособие М.:АО “ДИС” 1994г.

4) “Положение от 05.01.98. 14-П “О правилах организации наличного

денежного обращения на территории РФ”

5) “Положение от 25.03.97 N 56 “О порядке ведения кассовых операций в

кредитных организациях на территории РФ”

6) Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Эдвин Дж.Долан,

Колин Д.Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. М.-Л. 1991 год.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.