реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по биологии 11 класс

численности растительноядных животных, а затем и численности хищников.

Таков механизм саморегуляции численности всех популяций, сохранения ее на

определенном уровне.

3. Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу

семян фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увеличения размеров,

массы. Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные

в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.

Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких —

реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних

размеров и массы, а крупные и мелкие (легкие и тяжелые) — реже. Причины: в

природе преобладают средние условия среды, а очень хорошие и очень плохие

встречаются реже.

Билет № 13

1. 1. Размножение — воспроизведение организмами себе подобных,

передача наследственной информации от родителей потомству. Значение

размножения — обеспечение преемственности между поколениями, продолжение

жизни вида, увеличение численности особей в популяции и их расселение на

новые территории.

2. Особенности полового размножения — возникновение нового организма в

результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с гап-лоидным

набором хромосом. Зигота — первая клетка дочернего организма с диплоидным

набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов хромосом в

зиготе — причина обогащения наследственной информации потомства, появления

у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность к жизни в

определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство.

3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса

оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных

в женских шишках, а у покрытосеменных — в цветке.

4. Оплодотворение у животных. Внешнее оплодотворение — одна из причин

гибели значительной части половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение

у членистоногих, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — причина наибольшей

вероятности образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условий

среды (хищников, колебаний температуры и пр.).

5. Эволюция полового размножения по пути возникновения специализированных

клеток (га-плоидных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у

голосеменных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования

мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у

покрытосеменных в пыльниках формируются мужские гаметы, а в семяза-чатке —

яйцеклетка; у позвоночных животных и человека в семенниках образуются

сперматозоиды, а в яичниках — яйцеклетки.

2. 1. Наследственность — свойство организмов передавать особенности

строения и жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность —

основа сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы.

2. Размножение организмов — основа передачи наследственной информации от

родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании

признаков.

3. Хромосомы и гены — материальные основы наследственности, хранения и

передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров и числа

хромосом, хромосомный набор — главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых

клетках. Митоз — деление клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом

и диплоидный набор в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к

дочерним. Мейоз — процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых

клетках; оплодотворение — основа восстановления диплоидного набора

хромосом, передачи генов, наследственной информации от родителей потомству.

5. Строение хромосомы — комплекс молекулы ДНК с молекулами белка.

Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализован-ных

нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец.

Активность хромосом в деспирализованном виде, образование в этот период

хроматид на основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация

хромосом — приспособленность к равномерному распределению их между

дочерними клетками в процессе деления.

6. Ген — участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре

одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в каждой

молекуле ДНК.

7. Гибридологический метод изучения наследственности. Его сущность:

скрещивание родительских форм, различающихся по определенным признакам,

изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный

учет.

8. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по одной

паре признаков, — моногибридное, по двум — дигибридное скрещивание.

Открытие с помощью этих методов правила единообразия гибридов первого

поколения, законов расщепления признаков во втором поколении, независимого

и сцепленнрго наследования.

3. Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат,

осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму,

ядро, вакуоли, хлоропласты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от

внешнего воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и

органоидами, которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран

расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию

солнечного света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с

помощью которых осуществляется передача наследственной информации от клетки

к клетке. Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют

поступлению воды и клетку.

Билет № 14

1. 1. Образование зиготы, ее первые деления - начало индивидуального

развития организма при половом размножении. Эмбриональный и

постэмбриональный периоды развития организмов.

2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момента образования

зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца.

3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление —

многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша

с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость

(энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в

процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование

трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток —

мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из

зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

4. Органы, формирующиеся из зародышевых

листков.

|Зароды|Название|

|шевые |частей и|

|листки| |

| |органов |

| |зародыша|

| | |

|1. |Нервная |

|Наружн|пластинк|

|ый, |а, |

|эктоде|нервная |

|рма |трубка, |

| |нару-жны|

| |й слой |

| |кожного |

| |покрова,|

| |органы |

| |зрения и|

| | |

| |слуха |

|2.Внут|Кишечник|

|ренний|, |

|, |легкие, |

|энтоде| |

|рма |печень, |

| |поджелуд|

| |очная |

| |железа |

|3. |Хорда, |

|Средни|хрящевой|

|й, | |

|мезоде|и |

|рма |костный |

| |скелет, |

| | |

| |мышцы, |

| |почки, |

| |кровенос|

| |ные |

| |сосуды |

5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития —

основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей

позвоночных животных — доказательство их родства.

6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное

влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и

взрослого человека.

2. 1. Г. Мендель — основоположник генетики.

Открытие им законов наследственности на основе применения методов

скрещивания и анализа потомства.

2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов.

Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков, особенностей

процессов жизнедеятельности. Генотип — совокупность генов в организме.

Доминантный признак — преобладающий, господствующий; рецессивный —

исчезающий, подавляемый признак. Гомозиготный организм содержит аллельные

только доминантные (АА) или только рецессивные (аа) гены, которые

контролируют формирование определенного признака. Гетерозиготный организм

содержит в клетках доминантный и рецессивный гены (Аа). Они контролируют

формирование альтернативных признаков.

3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого

поколения — при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по

одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все

потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного

из родителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов

первого поколения.

Особи с генотипом Аа имеют желтый цвет семян, так как ген А доминирует над

геном а.

3. Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного

картофеля нанести по капле перок-сида водорода (Н2О2), наблюдать, где

произойдет его «вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках

сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с

выделением кислорода, вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент

разрушается, поэтому на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 15

1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — период жизни,

который при половом размножении начинается с образования зиготы,

характеризуется необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров,

появлением новых тканей и органов) и завершается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональный) и послезаро-дышевый (постэмбриональный)

периоды индивидуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от

рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути

послезародышевого развития животных — прямое и непрямое:

1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих,

некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок

на утку, котенок на кошку;

2) непрямое развитие — рождение или выход из яйца потомства, отличающегося

от взрослого организма но морфологическим признакам, образу жизни (типу

питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются

червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от

взрослого жука (живет на дереве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка, куколка, взрослая

особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки — они

неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные

условия обитания, использование разной пищи.

4. Значение непрямого развития — ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие — важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способ ствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышевого

развития.

2. 1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью

гибридологического метода — скрещивания родительских форм, различающихся по

определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду

поколений.

2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в

первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина:

все гибридные особи имеют гетерозиготный генотип, например, Аа, в котором

доминантный ген подавляет рецессивный.

3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов

первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов — причина

расщепления, появления в потомстве F2 особей с рецессивными признаками,

составляющих примерно четвертую часть от всего потомства.

4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях

гомозиготных рецессивных особей — образование гамет одного типа, наличие в

них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при

оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а — причина образования

гомозиготного потомства с рецессивным генотипом — аа.

5. Гомозиготы — организмы, содержащие в клетках два одинаковых гена по

данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления признаков в

последующих поколениях. Гетерозиготы — организмы, содержащие в клетках

разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление признаков в

последующих поколениях.

3. Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она

обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с

помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На

основе принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на

матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц

всегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот: к Г — Ц, а к нуклеотиду А —

У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются

между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 16

1. 1. Ген — отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации

о первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК

нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК — носитель наследственной

информации о первичной структуре сотен молекул белка.

2. Хромосома — важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК

в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы — носители

наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом — главный

признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера

хромосом — причина мутаций, которые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспирализованных хромосом в период интерфазы.

Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК) — матрица для синтеза иРНК, а иРНК — матрица

для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК,

синтеза иРНК, белка — основа передачи наследственной информации от гена к

признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их

специфичность, многофункциональность — основа формирования различных

признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной

информации.

5. Самоудвоение хромосом, сиирализация, четкий механизм их распределения

между дочерними клетками в процессе митоза — путь передачи наследственной

информации от материнской к дочерним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:

образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение,

образование зиготы — первой клетки Дочернего организма с диплоидным набором

хромосом.

2. 1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их

закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции

относительно постоянных природных комплексов.

2. Биогеоценоз (экосистема) — совокупность взаимосвязанных видов

(популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной

территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь —

примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими

энергии. Характер питания — основа связей между особями разных популяций в

биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями)

неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических

веществ. Использование гете-ротрофами (животными, грибами, большинством

бактерий) готовых органических веществ, синтезированных автотрофами, и

заключенной в них энергии.

4. Организмы — производители органического вещества, потребители и

разрушители — основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители —

автотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из

неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители —

гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют

заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3)

организмы-разрушители — гетеротрофы, питаются остатками растений и

животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии,

грибы).

5. Взаимосвязь организмов — производителей, потребителей, разрушителей в

биогеоценозе. Пищевые связи — основа круговорота веществ и превращения

энергии в биогеоценозе. Цепи питания — пути передачи вещества и энергии в

биогеоценозе. Пример: растения —» растительноядное животное (заяц) —»

хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое —

растения, второе — растительноядные животные, третьи — хищники.

6. Растения — начальное звено цепей питания благодаря их способности

создавать органические вещества из неорганических с использованием

солнечной энергии. Разветвленность цепей питания: особи одного трофического

уровня (производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого

трофического уровня (потребителей).

7. Саморегуляция в биогеоценозах — поддержание численности особей каждого

вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция —

причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия

обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и

превращения энергии.

3. Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых

генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем

контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование

гена гемофилии связано с ЛГ-хромосо-мой, в которой он расположен.

Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h —

несвертываемость. Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее

проявляется болезнь, если Hh — болезнь не проявляется, но она является

носителем гена гемофилии. У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного

гена h, так как у него всего одна Х-хромосома.

Билет № 17

1. 1. Г. Мендель — основоположник генетики, которая изучает

наследственность и изменчивость организмов, их материальные основы.

2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и

независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона

расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования —

при дигиб-ридном и полигибридном скрещивании.

3. Закон независимого наследования — каждая пара признаков наследуется

независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при

моногибридном скрещивании). Пример: при скрещивании растений гороха с

желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с растениями с зелеными

и морщинистыми семенами (рецессивные признаки) во втором поколении

происходит расщепление в соотношении 3:1 (три части желтых и одна часть

зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна часть морщинистых семян).

Расщепление по одному признаку идет независимо от расщепления по другому.

4. Причины независимого наследования признаков — расположение одной пары

генов (Аа) в одной паре гомологичных хромосом, а другой пары (ВЪ) — в

другой паре гомологичных хромосом. Поведение одной пары негомологичных

хромосом в митозе, мейозе и при оплодотворении не зависит от другой пары.

Пример: гены, определяющие цвет семян гороха, наследуются независимо от

генов, определяющих форму семян.

2. 1. Дубрава — устойчивый биогеоценоз, существует сотни лет,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.