Однако есть ещё один нюанс – если основные средства, приобретённые до
перехода на УСНО и числящиеся у налогоплательщика – организации, применявшей
ранее общий режим налогообложения с использованием метода начислений, ещё не
оплачены, их остаточная стоимость не может быть включена в расходы. Только
начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата
соответствующих объектов основных средств, их остаточная стоимость может быть
включена в расходы на приобретение основных средств в порядке, рассмотренном
выше.
Расходы на приобретение нематериальных активов
Налоговый кодекс РФ не определяет особого порядке признания
расходов на приобретение нематериальных активов, в отличие от расходов на
приобретение основных средств. В связи с этим такие расходы должны уменьшать
полученные доходы при формировании налоговой базы по единому налогу в общем
порядке, то есть по мере их оплаты и постановки на учёт.
Кроме того, не определён и порядок учёта нематериальных активов,
приобретённых до перехода на упрощенную систему. Поэтому остаточная
стоимость таких нематериальных активов не может быть учтена в составе
расходов.
Расходы на приобретение покупных товаров
Затраты в виде стоимости товаров, определённой одним из методов, указанных в
подп. 3 п.1 ст. 268 НК РФ (по методу ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости или по
стоимости единицы товара), учитываются в составе расходов в момент реализации
данных товаров. Поэтому, даже если приобретённый товар оплачен и оприходован,
в Книге учёта доходов и расходов его стоимость не отражается до тех пор, пока
данный товар не будет продан. В момент фактической реализации товаров (при
условии, что они уже оплачены) в Книге производится соответствующая запись.
Если же реализуется ещё не оплаченные поставщику товары, то запись в Книге
учёта доходов и расходов производится в момент их оплаты.
Суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)
Порядок признания уплаченного НДС в качестве расхода следующий:
- НДС может быть списан в расходы только по тем товарам (работам,
услугам), расходы по которым учитываются при применении УСНО. Например, НДС в
части расходов на юридические и информационные услуги в состав расходов
включить нельзя, как и саму стоимость подобных услуг;
- НДС списывается в расходы текущего отчётного периода в той части,
в какой в этом периоде в целях исчисления единого налога признан сам расход.
Например, уплаченные при приобретении покупных товаров суммы НДС следует
списать в расход после фактической реализации этих товаров, а НДС по
расходам, относящимся к нескольким отчётным (налоговым) периодам, следует
списывать в расход равномерно, как и сами эти расходы;
- НДС списывается в расходы отдельной строкой и не включается в
расход, с которым он связан. Исключение составляет НДС, уплаченный при
приобретении объекта ОС и НМА и включаемый в стоимость этого объекта ОС и
НМА.
Алгоритм расчёта единого налога
Процедура расчёта суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, зависит, прежде
всего, от выбора объекта налогообложения. Схематично эта процедура выглядит
следующим образом.
Для объекта налогообложения полученные доходыДля объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину произведённых
расходов, в 2003 г.
Алгоритм расчёта налога в случае выбора в качестве объекта налогообложения
доходов, уменьшенных на величину расходов, зависит от периода – отчётного или
налогового.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим пример ведения налогового учёта в I квартале 2003 г.
Общие условия
ЗАО «Перспектива Ком» с 2003 г. перешло на упрощённую систему
налогообложения. В 2002 г. оно являлось плательщиком налога на прибыль и
использовало метод начисления. В качестве объекта налогообложения выбраны
доходы, уменьшенные на величину расходов. ЗАО «Перспектива Ком»
зарегистрировано в августе 2001 г. и находится по адресу: 420054, Казань, ул.
Техническая, д.120в. Основной государственный регистрационный номер 16
001463172, ИНН 1659038199, КПП 165901001. Получено уведомление от налогового
органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения. Книга
учёта доходов и расходов ведётся в бумажном виде. 25.12.2002 Книга была
прошнурована, пронумерована в количестве 96 страниц, число страниц
подтверждено подписью руководителя организации и печатью организации, а так
же заверено в этот же день подписью должностного лица налогового органа и
скреплено печатью. Дополнительные взносы в ФСС РФ на финансирование выплаты
пособий по временной нетрудоспособности не уплачивались.
1. Отражение сумм доходов
Сумма доходов за I квартал 2003 г. составила 2 900 000 руб. Сумма доходов
сформирована следующим образом.
Доходы от реализации товаров, реализации имущества и имущественных прав,
определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ:
- реализованы товары оптом на сумму 500 000 руб.;
- получен аванс под предстоящую поставку на сумму в 100 000 руб.
- реализованы товары в розницу через собственный торговый павильон на
сумму 1 870 000 руб. Подобные доходы необходимо отражать отдельной записью в
Книге на каждый день реализации (по итоговым за день данным кассовой книги –
для организаций, лент ККМ – для предпринимателей), но мы ограничиваемся одной
подобной записью;
- реализован другими организациями излишек материалов, оставшийся
после возведения павильона, на сумму 360 000 руб.
Внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ:
- получен доход в сумме 5000 руб. в виде штрафа и пеней за нарушение
покупателем сроков платежа по договору поставки;
- получены дивиденды от дочернего ЗАО за 2002 г. в сумме 45 000 руб.;
- получены доходы в виде процентов по договорам займа, выданным ранее
сотрудникам, на сумму 17 000 руб.;
- на безвозмездной основе получено имущество от учредителя ЗАО на
сумму 3000 руб. Поскольку указанный учредитель владеет менее 50% акций ЗАО,
указанная сумма подлежит включению в доход ЗАО.
Также должны быть отражены данные о доходах «переходного периода» в виде сумм
авансов, полученных в 2002 г. от покупателей под поставки товаров в 2003 г.
–уже в период применения упрощенной системы налогообложения. ЗАО получило
аванс 100 000 руб. (без учёта НДС) и должно включить его в сумму доходов за I
квартал 2003 г. Таким образом, итоговая сумма доходов за квартал составит 3
000 000 руб.
2. Отражение сумм расходов
Сумма учитываемых расходов (за исключением расходов на приобретение ОС)
составила 1 943 600. Были осуществлены следующие расходы:
- списана в расходы стоимость приобретённых у организации –
плательщика НДС товаров, реализованных оптом в текущем отчётном периоде, в
сумме 200 000 руб. Отдельно списан НДС по этим товарам – 40 000 руб. Кроме
того, по данной оптовой операции списана стоимость товаров на сумму
20 000 руб., которые закупались у физических лиц, не зарегистрированных в
качестве индивидуальных предпринимателей и не являющихся плательщиками НДС;
- списана в расходы стоимость товаров, реализованных в розницу, в
сумме 950 000 руб. Отдельно списан НДС по этим товарам – 110 000 руб.
(частично были приобретены у неплательщиков НДС);
- списана стоимость товаров, реализованных другими организациями
излишков материалов, оставшихся после возведения павильона, на сумму 250 000
руб. Отдельно списан НДС по этим товарам – 50 000 руб.;
- выплачена заработная плата на сумму 132 399 руб. (за исключением
зарплаты работников, которые были заняты при строительстве объекта ОС). В
Книге эти расходы представлены единственной за квартал записью;
- перечислены взносы в ПФР, взносы в ФСС РФ по страхованию от
несчастных случаев на общую сумму 18 801 руб. (за исключением суммы взносов в
части зарплаты работников, которые были заняты при создании ОС). Для
удобства все взносы также проведены в Книге единой записью;
- выплачено пособие по временной нетрудоспособности грузчику на сумму
3000 руб. ФСС РФ должен по итогам I квартала компенсировать выплату пособия в
сумме 450 руб., следовательно, в состав расходов подлежит включению 2550
руб.;
- перечислена арендная плата за I квартал 2003 г. за арендуемый по
договору субаренды офис в сумме 36 000 руб. – отдельно списаны стоимость
аренды в сумме 30 000 руб. и НДС в сумме 6000 руб.;
- учтены в части, приходящейся на I квартал 2003 г., расходы на
рекламу в периодическом издании, оплаченные в конце 2002 г., в сумме 7500
руб. Одновременно списан НДС, относящийся к этому расходу, в сумме 1500 руб.;
- перечислена сумма налога на рекламу (с фактических затрат в сумме
7500 руб. без учёта сумм НДС по ставке 5%) – 375 руб.;
- списаны банком расчётного счёта расходы по договору банковского
счёта – 400 руб.;
- оплачены расходы по аренде ККМ в сумме 1200 руб. (списана стоимость
аренды –1000 руб. и НДС – 200 руб.), на ремонт арендованной ККМ – в сумме 180
руб. (150 руб. и НДС – 30 руб.). Отмечу, что указанное ОС в бухучёте ЗАО не
отражается;
- через подотчётных лиц приобретены канцелярские товары на сумму в
2695 руб.(налоги включены);
Все эти доходы и расходы отражаются в данном разделе в хронологическом
порядке – применительно к дате их признания в налоговом учёте.
КНИГА
УЧЁТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДРИНИМАТЕЛЕЙ,
ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Коды
2003
01
01
11568000
1659038199/
165901001
92200
383
Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Доходы и расходы
Регистрация
Сумма
№ п/п
Дата и номер первичного документа
Содержание операции
Доходы
Расходы
1
Выписка от 04.01.03
Получен аванс под предстоящую поставку товаров
100000
2
Выписка от 04.01.03
Продажа товаров оптом
500000
3
Выписка от 04.01.03
Перечислены поставщиком суммы пеней и штрафов за нарушение сроков платежа
5000
4
Накладная №11 от 04.01.03
Списана стоимость товаров, реализованных оптом
220000
5
С/ф №1 от 04.01.03
Списан НДС по товарам, реализованным оптом
40000
6
НМА-1 №2 от 30.01.03
Списаны расходы на приобретение НМА
120000
7
Справка-отчёт кассира №7
Продажа товаров в розницу
1870000
8
Накладная от 13.01.03
Списана стоимость товаров, реализованных в розницу
950000
9
С/ф№10 от13.01.03
Списан НДС по товарам, реализованным в розницу
110000
10
Выписка от 7.02.03
Проданы материалы, не использованные при строительстве
360000
11
Накладная №107 от 19.12.02
Списана стоимость реализованных материалов
250000
12
С/ф №143 от 17.12.02
Списан НДС по реализованным материалам
50000
13
Выписка от 14.02.03
Получены дивиденды от дочернего ЗАО
45000
14
Приходный кассовый чек
№16 от 15.02.03
Получены доходы в виде процентов по договорам займа
17000
15
Акт приёмки материалов№18 от 18.02.03
Получены на безвозмездной основе материалы от учредителя
3000
16
Расчетно-платёжные ведомости №1,2
Выплачена заработная плата сотрудникам
132399
17
Выписки от 17.02 и 14.03
Перечислены взносы в ПФР, ФСС РФ
18801
18
Расчетно-платёжные ведомости №1,2
Выплачено пособие по временной нетрудоспособности за счёт работодателя
2550
19
П/п №17 от 25.02.03
Перечислена арендная плата за офис за I квартал 2003 г.
30000
20
С/ф № 75 от 25.02.03
Списан НДС по перечисленной арендной плате
6000
21
Акт об оказании услуг от 28.02.03
Списаны расходы на рекламу за I квартал 2003 г.
7500
22
С/ф №77 от 28.02.03
Списан НДС по расходам на рекламу
1500
23
П/п №27 от 11.03.03
Перечислен налог на рекламу за I квартал 2003 г.
375
24
Выписка от 15.03.03
Списана банком сумма за банковское обслуживания
400
25
П/п №29 от 18.03.03
Перечислена стоимость аренды ККМ за I квартал 2003 г.
1000
26
С/ф №79 от 18.03.03
Списан НДС по стоимости аренды ККМ
200
27
П/п №39 от 20.03.03
Перечислена стоимость ремонта ККМ
150
28
С/ф №80 от 18.03.03
Списан НДС по стоимости ремонта ККМ
30
29
АО-1 №11 от 20.03.03
Приобретены канцелярские товары
2695
30
Выписка от 12.12.02
В 2002 г. получен аванс под поставку товаров в 2003 г.
100000
31
Списаны расходы на приобретение ОС за I квартал 2003 г.
956 400
Итого за I квартал :
3 000 000
2 900 000
С/ф – счёт-фактура.
П/п – платёжное поручение.
выписка – выписка из банка по расчётному счёту за определённый период.
Расчёт налоговой базы по единому налогу
за I квартал 2003 года
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
I квартал
II квартал
III квартал
Доходы
010
3 000 000
Расходы
020
2 900 000
Итого:
- доходы, уменьшенные на величину расходов (строка 010-строка 020)
030
100 000
- превышение расходов над доходами (строка 020-строка 010)
0301
__
Заключение
Рассмотренная выше система налогообложения очень выгодна при определённых
условиях. Например, для малого предприятия, обороты которого небольшие,
количество сотрудников в пределах ста человек. УСНО значительно позволяет
снизить налоги, что помогает предпринимателям и другим лицам (которые только
начинают развиваться) не прогореть. Это даёт развитие малому бизнесу.
Я узнал особенности УСНО, что помогло мне поверхностно ознакомится с
бухгалтерским учётом, и понять, что нужно знать для создания
предпринимательства.
Список литературы:
1. Словарь бухгалтера П.А. Костюк, Минск «Вышэйшая школа» 1995 г.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части 1, 2), Москва 2002
3. Справочная правовая система «ГАРАНТ», 2002 г.
4. Журнал «Главная Книга» Спец выпуск
5. Самоучитель по бухгалтерскому учёту, М. Л. Макальская, А.Ю.
Денисов,Москва;1995 г. АО ДИС
6. www.buh.ru
[1] п. 3 ст. 18 Закона РФ от
27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
[2] ст. 17 НК РФ
[3] Основные средства – средства
труда (здания, сооружения, машины, инвентарь и т. д.) производственного и
непроизводственного назначения.
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.