|
Шпора: Шпоры для госэкзамена по аудитупроектов нормативных актов, регулирующих аудит деят-ть в РФ. Организация проведения аттестации возлагается: на Минфин РФ - по аудиту пред-тий, их объединений, орг-ций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деят-ть; на Федеральную службу России по надзору за страх деят-тью - по аудиту страх орг-ций и обществ взаимного страхования; на Центральный банк РФ - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций. Для проведения аттестации Минфин РФ, Федеральная служба России по надзору за страх деят-тью и ЦБ РФ создают центральные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК). Центральные и межрегиональные комиссии (в случае наделения их соответствующими полномочиями): - утверждают по представлению учебно-методических центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий; - организуют регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделяемых для этого средств; - извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов; - рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки комиссии вправе назначить претенденту переэкзаменовку; - выдают квалификационные аттестаты аудитора; - ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора. 16. Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности Виды искажений БухО Искажение БухО, т.е. неверное отражение и представление данных БУ из-за нарушения установл-ых правил его организ-ии и ведения, м.б. 2 видов: преднамер-ое и непредн-ое. Преднамеренное искажение БухО является рез-ом преднамер-ых действий (или бездействия) персонала проверяемого ЭкСуб. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение польз-ей БухО. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамер-ых действиях (или бездействии) персонала ЭкСуб, м.б. сделан только уполн-ым на то органом. Непреднамеренное искажение БухО - непреднамер-ых действий - . Оно м.б. следствием арифмет-их или логич-их ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправ-го отражения в учете фактов хоз. Деят-и, наличия и состояния имущ-ва. Как преднам-ое, так и непредн-ое искажение БухО м.б. у проверяемого ЭкСуб существ-ым (т.е. влияющим на достов-ть его БухО в настолько сильной степени, что квалифиц-ый польз-ль его БухО может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным. Факторы, влияющие на увеличение риска искажений БухО В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений БухО и риск необнаружения искажений БухО. При этом ауд. орг-ии следует учитывать наличие определенных факторов, способствующих повышению риска. К факторам внутрихоз-ой деятельности ЭкСуб, способст-им появлению искажений, относятся такие, как: а) наличие значит. фин. Влож-ий в криз-ые отрасли эк-ки; б) несоотв-ие величины обор-ых средств быстрому росту объемов продаж ЭкСуб или значит-му сниж-ию прибыли; в) наличие завис-ти ЭкСуб в опред-ый период от одного или небольшого числа заказчиков или пост-ов; г) изменения в практике договорных отнош-ий или в учет. политике, которые ведут к значит-му измен-ию величины прибыли; д) нетипичные сделки ЭкСуб особенно в период оконч-ия года е) наличие платежей за услуги, которые явно не соотв-ют предоставленным услугам; и) наличие отклонений от уст-ых правил в ведении БУ Факторы, отражающим особенности состояния конкретной отрасли фин.-хоз. Деят-и ЭкСуб способств-им появлению искажений, относятся а) состояние отрасли и эк-ки страны в целом - кризис, депрессия или подъем; б) возрастные возможн-ти возн-ия банкр-ва ЭкСуб в связи с кризисн. Сост-ем отрасли; в) особен-ти произв-ой деят-ти ЭкСуб, техн-ие особ-ти пр-ва. Особ-ти действий аудитора при выявл. искаж-ий БухО При проведении ауд. проверки, в т.ч. при планир-ии аудита, ауд. орг-ия должна учитывать возможное наличие искажений БухО проверяемого ЭкСуб. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указ-их на наличие искажений БухО. виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как: а) отклонения от устан-ых зак-ом правил ведения БУ; б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики; в) нарушения гражданского, налогового и валютного зак-ва; г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение БухО. Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявл-ых искаж-ях БухО в ауд. заключение Ответст-ть сторон в связи с выявлением искажений БухО Аудитор несет отвественнность: - за правильность и полноту данных, отраж-ых в заключении аудитора, о выявл- ых им существ. Искаж-ях БухО. - за несоблюдение конфиденц-ти коммерч. Инф-ии ЭкСуб, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях БухО третьим лицам (за исключ-ем случаев, прямо предусмотренных действующим зак-ом). Персонал провер-ого ЭкСуб, в т.ч. его руков-во, несет отв-ть: а) за возн-ие непреднамер-ых и преднамер-ых искаж-ий БухО; б) за непринятие мер по предупрежд-ию возн-ия подобных искаж-ий; в) за неустранение или несвоевременное устранение их. 17. Документирование аудита К рабочей документации (РД) аудита относятся: а) планы и программы проведения аудита; б) описания использ-ых ауд-ой орг-ей процедур и их рез-ов; в) объяснения, пояснения и заявления ЭкСуб; г) копии, в том числе фотокопии, док-ов ЭкСуб ; д) описания системы внутр. контроля и орг-ии БУ ЭкСуб; е) аналитические док-ты ауд. орг-ии; др. РД находится в собств-ти ауд. орг-ии, проводившей аудит. Копии, док-ов ЭкСуб м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии с согласия этого ЭкСуб. Сведения, содерж-ся в РД, явл-ся Конфиденц-ми и не подлежат разгл-ию ауд. орг-ей. Требования к содержанию РД РД должна содержать все сведения, необх-ые и дост-ые для: а) сост-ия ауд. закл-ия по рез-там аудита, провед-ого ауд. орг-ей; б) подтвержд-ия того, что аудит проведен ауд. орг-ей в соотв-ии с актами, регул-ими ауд. деят-ть в РФ; в) осуществления ауд. орг-ей контроля за ходом аудита; г) планирования аудита ауд. орг-ей. РД должна содержать: а) записи о планировании аудита; б) записи о характере, времени провед-ия и объеме выполн-ых ауд. процедур; в) выводы, сдел-ые на основе получ-ых в ходе аудита сведений. Требования к оформлению РД РД должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представл-ия ауд. заключ-ия ЭкСуб-у вся РД д.б. создана (получена) и завершена оформлением. Документы, входящие в РД аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Порядок хранения РД - По окончании аудита РД подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет. Изъятие РД у ауд. орг-ии может производиться только уполн-ми на то органами в случаях и порядке, прямо уст-ых зак-ом РФ. Документы, которые м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии 1. Инф-ия относ-но орг.-прав. формы и орг-ой структуры ЭкСуб. 2. Извлечения или копии учр-ых док-ов ЭкСуб 3. Материалы, свидет-ие о планир-ии аудита, и прогр. аудита. 4. Записи об изучении и оценке систем БУ учета и внутр. 5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам БУ. 6. Анализ существ-ых показ-ей и тенденций деят-ти ЭкСуб. 7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных ауд. процедур и результатах таких процедур. 8. Материалы, свидет-ие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами. 9. Сведения о том, кем и когда выполнялись ауд-ие процедуры. 10. Копии переписки с другими ауд. орг-ми, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом ЭкСуб. 11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ЭкСуб по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита. 12. Письма-подтвержд-ия, получ-ые от ЭкСуб. 13. Выводы, сделанные ауд. орг-ей по результатам аудита. 14. Копии бухг. и иной фин. документации ЭкСуб. 18. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита Под системой внутреннего контроля в аудите (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством клиента в качестве средств для эффективного ведения хоз деят-ти, к-ая включает организованные внутри данного экон субъекта надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации БУ; своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; недопущения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации. Оценка эффективности и надежности системы средств контроля должна проводиться количественно (высокая, средняя и низкая) Данная оценка необходима для аргументирования своего подхода к аудиту в конкретной организации. Система внутреннего контроля включает 3 составляющие: 1) надлежащая система БУ (ЭВМ, Ж-О, М-О); 2) контрольная среда; 3) отдельные средства контроля. Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского учета. Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности клиента: а) учетная политика и основные принципы ведения БУ; б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку бух отчетности; в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности; г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хоз операции; д) порядок отражения хоз операций в регистрах бух учета, формы и методы обобщения данных таких регистров; е) порядок подготовки периодической бух отчетности на основе данных бух учета; ж) роль и место средств ВТ в ведении учета и подготовки отчетности; з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бух отчетности особенно высок; и) средства контроля. Аудит орг-ия в ходе проверки обязана проверить соответствие организации системы БУ проверяемого экон субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений. Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего контроля. Контрольная среда – общее отношение руководителей или собственников клиента к созданию и поддержанию на своем предприятии СВК, их конкретные действия и процедуры, направленные на это. (стиль и основные принципы управления; орг-ая структуру; распределение ответ-ти и полномочий; кадровая политика; порядок подготовки бух отчетности; соответствие хоз деят-ти требованиям действующего законодательства.) Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экон субъекте таких процедур внутреннего контроля, как: а) арифметическая проверка правильности бух-их записей; б) проведение сверок расчетов; в) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; г) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций на предмет выяснения соответствия данных бух учета фактическому наличию; д) использование для целей контроля информации из источников, вне экон субъекта; е) осуществление мер, направленных на ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бух-им счетам; Средства контроля – составные части системы контроля, установленные руководством на отдельных участках хоз деят-ти для надежного и эффективного управления предприятием. Оценка СВК может осуществляться различными способами: Наблюдение. Опрос. Тестирование. 19. Необходимость и порядок прохождения аттестации аудиторов Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудит-ой деят-ти утверждаются Советом Министров - Правительством РФ по представлению Комиссии по аудит деят-ти при Президенте РФ. К аттестации на право осуществления аудит деят-ти допускаются лица, имеющие экон-ое или юр-ое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудит- ой орг-ии, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экон-ому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хоз-ых отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца. Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. 1. Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью (далее именуются - претенденты). 2. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (далее именуются - учебно-методические центры), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. 3. Претенденты представляют в Центральную аттестационно-лицензионную аудиторскую комиссию следующие документы: заявление по установленной форме; нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) экономическом или юридическом образовании и выписку из трудовой книжки; две фотографии размером 4 x 6 см; квитанцию о внесении платы за проведение аттестации. 4. Претенденты указывают выбранный ими учебно-методический центр для сдачи экзаменов. Окончательное решение об учебно-методическом центре, в котором будут приниматься экзамены, принимает Центральная комиссия. 5. Не позднее, чем за 15 дн до даты проведения квалиф-ых экзаменов, Центр комиссия извещает претендентов о дате и месте их проведения. 6. Состав экзаменационной комиссии учебно-методического центра утверждается Центральной комиссией за пятнадцать дней до даты проведения экзаменов. 7.Экзаменационные билеты и тесты разрабатываются на основе Программы учебно- методическим центром 8. Претенденты сдают квалификационные экзамены в учебно-методическом центре в письменной форме. 9. Результаты квалификационных экзаменов претендентам объявляются экзаменационной комиссией не позднее двух дней после их проведения. 10. Квалификационный аттестат аудитора Центральной комиссией выдается в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца аттестата в государственном реестре выданных квалификационных аттестатов аудиторов. 20. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательства аудита Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная — по решению экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экон субъекты, имеющие организационно-правовую форму ОАО независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала. Вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: • банки и другие кредитные учреждения; • страховые организации и общества взаимного страхования; • товарные и фондовые биржи; • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых, являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых, являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; * если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам. * при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: • объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ; • суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита: - штрафа с экон субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом МРОТ; - штрафа с руководителя (руководителей) экон субъекта в сумме от 50- до 100- кратного размера установленной законом МРОТ Обязательный аудит по поручению государственных органов: Органы дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов • возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела; • принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела; • дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативный аудит и другие виды аудиторских услуг Инициативный аудит проводится обычно по решению клиента. При этом цели инициативного аудита могут быть самыми различными. Назовем некоторые из них: контроль и анализ состояния бухучета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухучету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по н/о. Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита: 1. Многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в АО, лишились контроля со стороны специальных органов. 2. Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экон структур относиться к гл бухгалтеру как к одному из осн контролеров за законностью хоз-ых операций и др. 3. Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. 21. Оценка аудиторского риска. Составные части модели аудиторского риска Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным, зависит от 3 факторов: * бухгалтерского учета предприятия; * надежности систем контроля; * аудиторских процедур. Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий; средний; низкий. Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала, экон-ой ситуации в стране и т.д. Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия. предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете. Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать тестирование, включающее: * проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |