![]() |
|
|
Диплом: Организация учета в розничной торговлемногом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации. В ООО "Турист" нет автоматизированной системы бухгалтерского учета.
Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА3.1.Анализ розничноготоварооборота в динамике К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения. Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально- экономических показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований. Анализ производится путём расчёта различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объёмные и удельные. Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объём товарооборота предприятий и организаций. В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и так далее. Стоимостные показатели являются основными при оценке выполнения плана розничного товарооборота. Для характеристики розничного товарооборота отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели. в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе. Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объём розничного товарооборота отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров. Очень важное значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и так далее. Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объёмным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на душу населения и так далее. В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года характеризуется следующими данными (см. Приложение Таблица № 2, Диаграмма 1). Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота уменьшаются: в 1999 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2000 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом ( средний индекс цен в 1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1999 году на 1,7%, в 2000 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная. За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. рублей (3105,2 –2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86 тыс. рублей (2227,5 – 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. рублей (3105,2 – 2227,5). По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей. За 1998 - 2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%. По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться. Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных Таблицы № 3 (см. Приложение). Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%), а в 1998 году в четвертом квартале товарооборот достиг 129%. Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, если в первом квартале 1999 г. удельный вес оборотов увеличился по сравнению с 1998 годом, то в 2000 г. удельный вес оборотов первого квартала снизился на 0,3% и второго квартала - на 0,2% и на 0.4% по сравнению с 1999 и 1988 годами соответственно, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%). Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до 24,8% в 2000 году, но все равно ниже чем в 1998 году (темп роста оборота в этом квартале 118,9%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возросла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота – 120,2%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично. Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Приложение Таблица № 4, Диаграмма 2). Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март) в 2000 году. В 1999 году данные показатели выше от 117% (апрель) до 130% (декабрь). Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0% в 2000 году, по сравнению с 1999 годом эти показатели ниже, 122,16% и 124,5% соответственно. За второй квартал – 117,6% и в июне 123,7% в 2000 году, 118,78% и 120,62% соответственно в 1999 году, за третий квартал – 119% и 119,5% (2000 год), 119,45% и 121,83% (1999 год) и за четвертый квартал - 120,2% и 122,2% (2000 год), 129,09% и 130,11% (1999 год) . Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др. Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующие таблицы №№ 5, 6 (см. Приложение). Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации вело и мотоспортивной техники, автозапчастей, спортивной одежды и обуви, спортинвентаря. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как спортивная одежда с 16,8% в 1998 г. до 14,2% в 1999 г. и 14,39% в 2000 г., автозапчасти для легковых и грузовых машин – с 24,28% в 1998 г. до 22,8 % и 22,67% в 1999 и 2000 годах соответственно, товары для рыболовства - на 0,42% и 0,41% ниже чем в 1998 году. По остальным товарным группам наметился рост физического объема товарооборота. 3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы: · обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; · состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в Таблице № 7 (см. Приложение) Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 484,5 тыс. рублей за счет завышенных товарных запасов на начало года (18 тыс. рублей), роста поступления товаров в магазин (536,4 тыс. рублей) и уменьшения прочего выбытия товаров (0,8 тыс. рублей). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (70,3 тыс. рублей). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы. На предприятии в 2000 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. рублей Прочее выбытие товаров включило товарные потери, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной. Розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. рублей Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Оценку показателей по труду ООО «Турист» произведем на основе Таблицы 1.7 (см. Приложение). Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 133,84 тыс. рублей 163,79 тыс. рублей и 182,66 тыс. рублей в 1998, 1999, и 2000 годах соответственно и по сравнению с 1998 годом возросла на 29,95 тыс. рублей в 1999 году и на 48,82 тыс. рублей в 2000 году. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 479,2 тыс. рублей (+34,2 тыс. рублей х 14 чел.) в 1999 году и 297,3 тыс. рублей (+19,82 тыс. рублей х 15 чел.) в 2000 году. В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 1999 год – 104,6%, а в 2000 году это составило 61,4%. На изменение суммы розничного товарооборота в 2000 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека по сравнению с 1999 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 187,19 тыс. рублей (+1 чел. Х 187,19 тыс. рублей) или 38,6% общей суммы прироста товарооборота. Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе Таблицы № 9 (см. Приложение). Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия. По ООО «Турист» имеются следующие данные об использовании материально- технической базы (см. Приложение Таблица № 10): Из данных таблицы видно, что в 1999 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 квадратных метров или 5,0%. Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 1999 году до 319 дней в 2000 году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа. Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2000 году 231,0 против 174,3 в 1999 году и 144,2 тыс. рублей в 1998 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади. Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (Таблица № 11, см. Приложение). Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы: · рост торговой площади: 2751,4 – 2620,7 = + 130,7 тыс. рублей; · уменьшение количества рабочих дней 2708,9 – 2751,4 = - 42,5 тыс. рублей; · уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 – 2708,9 = - 23,3 тыс. рублей; · повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 – 2685,6 = + 419,6 тыс. рублей. Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 200 году на 550,3 тыс. рублей (130,7 + 419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. рублей (42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. рублей. Итого 130,7-42,5-23,3+419,6 = + 484,5 тыс. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ООО «Турист», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии. Как показала практика, в ООО "Турист" материально ответственное лицо составляет товарный отчет о наличии и движении товаров один раз в месяц. Применение ежемесячной отчетности нецелесообразно, так как, во-первых, движение товаров в течение большого периода не контролируется бухгалтерией, во-вторых, неравномерно распределяется работа бухгалтерии в течение месяца, в-третьих, значительный объем работ по проверке и обработке отчетности переносится на период составления бухгалтерской отчетности. Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Турист» за 1998-2000 гг. позволяет сделать следующие выводы: · розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его достаточно высокие; · достигнут рост товарооборота по некоторым отделам предприятия; · прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования таких видов ресурсов как: товарных, трудовых и других ресурсов; · предприятие в 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков. Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2000 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет: · улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. рублей; · повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 65,8 тыс. рублей. Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 128,9 тыс. рублей. Предложения по дальнейшему улучшению работы ООО «Турист». · совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов; С этой целью ООО "Турист" необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих промышленных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками. Расчеты показывают, что если в 2001 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 2000 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. рублей. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 19,64% (610:3105,2 х100) · добиться роста эффективности труда торговых работников: С этой целью осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с ростом количества реализованных товаров в 2000 году розничный товарооборот может увеличиться в 2001 году на 28,07 тыс. рублей (187,1*1%х15). · улучшить использование материально-технической базы предприятия: С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок. Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2000 году числа рабочих дней в году до уровня 1998 года (324 дня) и увеличения средней продолжительности рабочего дня на 0,1 часа позволят дополнительно получить в 2001 году 75,5 тыс. рублей товарооборота, то есть товарооборот возрастет на 2,4% В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в 2001 году на 714,2 тыс. рублей или на 24,2%. · экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации ; Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия. · совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от рёализации товаров и др.); · оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений, а также внедрить составление товарных отчетов подекадно, то есть один раз в десять дней. Это даст возможность обеспечить наиболее полный контроль за работой материально ответственных лиц и более эффективно обрабатывать документацию по движению товаров; · осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫСтраницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |