реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента

Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента

Челябинский Государственный Педагогический Университет

Курсовая работа

по методике преподавания физики

по теме:

Активизация познавательной деятельности учащихся

посредством физического эксперимента.

|выполнил: |Фомин А.В. |

| |453 группа |

|проверил: |Капралов А.И. |

Челябинск, 2003

СОДЕРЖАНИЕ:

|Введение |3 |

|1. Теоретические основы системы | |

|работы учителя физики по активизации | |

|познавательной деятельности учащихся | |

| |4 |

|2. Современные исследования, | |

|методики, результаты. |11 |

|3. Пример эксперимента. |13 |

|Заключение |14 |

|Список использованной литературы |15 |

| | |

| | |

Введение

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека,

повышения его творческой активности. Традиционная школа направлена на

совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт

возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в

ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный

знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и

не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально

развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные

требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития

личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются

открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И

вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и

делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,

Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе

и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания,

изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из

озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,

чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать

на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не

останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что

возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не

аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить

мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,

использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о

существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро

в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной

деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на

предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность

характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и

глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный

интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у

человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и

активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с

увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат

деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,

воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного

интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

И, конечно же, огромную роль в этом играет физический эксперимент.

Учебный физический эксперимент является одновременно источником

знаний, методом обучения и средством активизации познавательной

деятельности учащихся.

1. Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации

познавательной деятельности учащихся

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель

работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся —

развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить

многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого

материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной

деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь

научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим

учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных

творчески овладеть выбранной специальностью.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это

утверждение — ведущий принцип советской психологии. Нет другого пути

развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их,

активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих

высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном

познании, является средством развития познавательных способностей

обучаемых.

Итак, развитие творческих познавательных способностей учащихся — цель

деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является

средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя.

Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы

обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли

используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию

учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда

учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.

Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим

высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не

соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие

возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно

опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть

положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и

способности.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти

таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько

могут одолеть его молодые силы».

Необходимость соотносить предъявляемые учащимся задания с уровнем их

развития вытекает из теории мышления. Советский психолог С. Л. Рубинштейн

неоднократно обращал внимание на то, что «каждый акт освоения тех или иных

знаний предполагает в качестве своего внутреннего условия соответствующую

продвинутость мышления, необходимого для их освоения»2.

Другой советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение носит

развивающий характер тогда, когда оно лежит в зоне ближайшего развития

ребенка. Под зоной ближайшего развития он понимал те умственные операции,

которые ребенок еще не может проделать самостоятельно, но которые посильны

ему при небольшой помощи извне. «Зона ближайшего развития ребенка — это

расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью

задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, ребенка,

определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и

в сотрудничестве с более умными его сотоварищами»3.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей

учащихся - длительный процесс.

Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников

должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного

достижения желаемой цели — развития творческих познавательных способностей

учащихся.

Что должна представлять собой система работы учителя по активизации

познавательной деятельности учащихся? Каковы ведущие направления этой

работы? Каковы ее этапы? Какие приемы и методы обучения могут

использоваться на каждом этапе? Для того чтобы ответить на эти вопросы,

необходим дальнейший теоретический анализ проблемы.

Любая деятельность человека (не только познавательная)

складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на

отдельные операции.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные

действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную

литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и I т. д.

Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в

качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение,

восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является

мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным

процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например,

связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает

существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они

осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие

познавательные процессы. Например, характерной чертой восприятия является

его осмысленность. «Восприятие у человека теснейшим образом связано с

мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет —

это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к

определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде

незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам

объектами, отнести его к некоторой категории».

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в

процессе обучения — это значит прежде всего активизировать их мышление.

Важность этой задачи неоднократно подчеркивал видный советский психолог

С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления,

способности не только владеть фиксированными операциями, приемами,

включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи,

открывать новые приемы, приходить к решению новых задач».

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся — это значит

формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать

познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи.

Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время (в условиях

осуществления всеобщего среднего образования) является одной из главных

задач школы. В период перехода ко всеобщему среднему образованию

ответственность учителя за формирование необходимого уровня мотивации

деятельности школьников возрастает. Такие факторы, как интерес учащихся к

предмету, их познавательная активность, желание учиться, чувство радости

перед каждым уроком, жажда нового знания и т. п., следует рассматривать как

важнейшие показатели качества работы учителя.

Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с

задачей развития мышления и является предпосылкой, ее решения.

Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается

потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных

потребностей, у учащихся, невозможно развить и их мышление.

Итак, используемые учителем приемы и методы активизации познавательной

деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное,

целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно

формирование у них мотивов учения.

Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

Развитие мышления учащихся.

Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности

учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительной

деятельности школьников можно выделить три уровня: уровень понимания,

уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание.

Понимание — это аналитико-синтетическая деятельность, направленная

на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой.

В ходе изложения нового материала учитель не только сообщает новые

факты, он анализирует результаты опытов, строит теоретические

доказательства, выводит новые следствия. Его изложение может включать

абстрагирование, обобщение, сравнение, классификацию, определения и т. д.

Все мысленные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение), приемы

умственной деятельности (сравнение, классификация, определение), приемы

логических доказательств в ходе объяснения материала учитель выполняет сам.

Перед учащимися стоит более простая задача: проследить за ходом и

результатами проводимого учителем анализа, синтеза, обобщения, сравнения и

т. д., проследить за логичностью, непротиворечивостью, доказательностью

вывода. Все это ^требует от учащихся определенных умственных усилий,

'определенной аналитико-синтетической деятельности.

Умственная активность нужна также и при изучении текста. Необходимо

выделить главную мысль параграфа, проследить за убедительностью ее

обоснования, уяснить логику рассуждений, последовательность и этапы вывода

формулы, соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением и

т. д. Так как объяснение учителя бывает обычно рассчитано на уровень

развития конкретного класса, а в учебнике это сделать невозможно, то, как

правило, усвоение текста учебника требует от учащихся больших умственных

усилий, чем усвоение объяснения учителя,

Глубокое понимание учащимися сообщаемого материала есть условие

усвоения ими знаний и одновременно школа развития их мышления, их

познавательных способностей. Именно в процессе понимания ученик усваивает

опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и

обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения,

противопоставления, сопоставления, классификации, определения и т. д.).

Повторяя рассуждения учителя и учебника, V подражая им, ученик осваивает

приемы мыслительной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала

учащимися является предпосылкой самостоятельного решения ими познавательных

задач, является первой ступенью их познавательной активности.

Система работы по активизации познавательной деятельности должна

прежде всего включать в себя систему приемов, направляющих мыслительную

деятельность учащихся в процессе восприятия ими материала, излагаемого

учителем или в книге. Необходимо также иметь четкое представление о том,

какие приемы объяснения материала обеспечивают наиболее глубокое усвоение и

способствуют более всестороннему развитию мышления учащихся. Очевидно,

выбор приемов объяснения определяется уровнем развития учащихся и

характером излагаемого материала, так как к изложению физических теорий,

законов, понятий могут быть предъявлены различные методологические

требования.

Логическое мышление.

Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения

познавательных задач. «Общая схема решения всякой задачи заключается в

соотнесении условий задачи с ее требованиями и анализе условий и требований

через их соотнесение друг с другом... т. е. представляет собой

анализирование и синтезирование в их взаимной связи и взаимозависимости».

На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь

самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства,

сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы,

выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы,

анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т. д. Поэтому

учитель, организуя мыслительную деятельность учащихся на данном уровне,

должен подбирать учащимся такие задания, которые предусматривали бы

выполнение одного из указанных умственных действий или их различную

совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны совершить учащиеся

при выполнении задания, тем оно сложнее.

Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию

учащихся, предлагаемые учителем задания должны несколько опережать их

уровень развития, лежать в зоне их ближайшего развития.

«По мере того, как в процессе мышления складываются определенные

операции — анализа, синтеза, обобщения, по мере того, как они

генерализуются и закрепляются у индивида, формируется мышление как

способность, складывается интеллект».

Как понимание, так и логическое мышление представляют собой аналитико-

синтетическую деятельность, однако между ними есть существенные различия по

их источнику, дидактической функции и субъективному переживанию.

В процессе мышления ученик самостоятельно (в ходе аналитико-

синтетической деятельности) приходит к новым выводам. В процессе понимания

он уясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного учителем. При

понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, при

мышлении выводится новое знание. Понимание и субъективно представляется

иначе, чем логическое мышление. Суть понимания — в узнавании, осознании,

уяснении и фиксации в сознании чего-то нового в том, что воспринимается и

усваивается. Различие между мышлением и пониманием огромно. Ученику гораздо

легче проследить за логичностью вывода, его доказательностью, чем

получить этот вывод на основе собственной аналитико-синтетической

деятельности. Приемами развития мышления учащихся на уроках физики

являются: эвристическая беседа, эвристические лабораторные работы, логико-

поисковые задания, некоторые приемы работы с учебником и др. Развитию

логического мышления способствуют различного рода физические задачи,

лабораторные работы, работы с дидактическим материалом и т. д.

Творческое мышление.

Согласно современным воззрениям процесс научного творчества

совершается в три этапа.

I этап характеризуется возникновением (в ходе noзнания или

практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее

и формулировкой проблемы.

II этап творческого процесса — этап поиска пути решения проблемы. Этот

поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся

знаний, В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования

можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые

экспериментальные исследования.

Часто принцип решения находят чисто логически, строго доказательно.

Иногда объект исследования познай недостаточно, а знания о нем не только

неполны, но и противоречивы. В этом случае доказательно вывести принцип

решения возникшей проблемы не удается. На помощь приходит интуиция. При

настойчивом исследовании проблемы наступает момент, когда принцип решения

усматривается, хотя он еще не доказан (не установлен экспериментально, не

выведен теоретически).

III этап творческого познания — этап претворения найденного (или

угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип

решения реализуется в виде определенных результатов творчества: решение

новой задачи, обоснование и разработка конструкции, теории и т. д.

Полученные результаты проверяют экспериментально, согласуют с другими

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.