![]() |
|
|
Закаливание и гигиенаЗакаливание и гигиенаНижегородский Государственный Технический Университет Реферат по физическому воспитанию. Тема: Закаливание и гигиена Подготовил: студент группы 00-А-3 Шибаев В. И. Проверил: Должункова И. П. г. Нижний Новгород 2002 год Содержание Закаливание и гигиена 1. Воздействие на организм природных и социально экологических факторов. 2. Гигиена самостоятельных занятий. 3. Самоконтроль за эффективностью занятий. Воздействие на организм природных и социально-экологических факторов. В эпоху научно-технической революции деятельность приобретает масштаб геоэкологических процессов, приводит к уменьшению естественных биогеохимических циклов на земле, нарушению экологического равновесия в биосфере, что, в свою очередь, сказывается на самом человеке. Последнее, по- видимому, обусловлено в настоящее время перенос акцента с охраны природных ресурсов на охрану здоровья человеком в значительной степени зависит от качества среды его обитания. По оценке многих авторов, факторы окружающей среды на 18-20% определяют состояние здоровья и находятся на втором месте после образа жизни (46%). Накопившиеся десятилетиями недостатки в природоохранной деятельности, укоренившийся подход к природным ресурсам, а также развитие производительных сил без достаточного учёта экологических последствий привели к созданию экологически опасных зон в стране, ухудшению здоровья людей, изменению демографических характеристик (уровню рождаемости, смертности, продолжительности жизни, миграции населения), а также нанесению значительного ущерба природе. Доля влияния загрязнения атмосферного воздуха в формировании заболеваемости органов дыхания составляет 20%, системы кровообращения 9%. Наиболее актуальны проблемы загрязнения окружающей среды в промышленных городах, где сконцентрировано более 50% населения страны и по ориентировочным расчётам 40% городского населения проживает в опасных зонах. Наиболее высокий индекс загрязнения получен по тяжёлым металлам и оксиду углерода, по пестицидам. Проблема «металлического пресса» в городах особенно актуальна в связи с применением этилированного бензина и со способностью тяжёлых металлов аккумулировать в организме человека, вызывая как отдельные последствия, также и мутагенные, канцерогенные и тератогенные. Кроме высокотоксических металлов атмосферный воздух многих городов, где размещены химические, нефтехимические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия, поступают различные органические соединения. Учитывая многообразие таких соединений, практически невозможно при существующей системе контроля оценить качество атмосферного воздуха. В настоящий момент известно от 5 до 10% химических соединений, используемых человеком в хозяйственной деятельности, являются мутагенами и способны вызвать нарушение в генетическом аппарате половых и соматических клеток. Нарушение в половых клетках может вести к бесплодию, гибели эмбрионов, рождению детей с наследственными дефектами. Нарушение в соматических клетках может вызвать рак, нарушение в иммунной системе, снижение продолжительности жизни. Установлено что около 10% детей рождаются с физическими или психическими дефектами, обусловленными изменением в генетическом аппарате. По данным министерства здравоохранения ежегодно в стране с 1980 по 1988гг. рождалось около 200000 детей с серьёзными генетическими дефектами, около 30000 мёртво рождённых, 25% беременностей не донашивались по генетическим причинам. 1989г. в средней школе обучалось более 1,5млн. детей с ослабленными умственными способностями. По данным домов для инвалидов в г. Москве только за 15 лет в связи с умственной отсталостью поступило 75680 детей больных фенилкетонурией и синдромом Дауна. Таким образом, генетическая патология порождает серьезные социально- экологические последствия. Гигиена самостоятельных занятий. Гигиена. Не нужно доказывать насколько важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию. Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви. Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение. По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики. Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани. Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку. Обувь гужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли. Слишком свободная обувь также не удобна,она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки. Не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию. Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте. Закаливание. Закаливание очень важный вид здоровья и красоты. Оно одарит вас приятным цветом и упругостью кожного покрова, надёжно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности и последовательности, систематичности, разнообразия, сочетания общих и местных процедур. Систематическое закаливание рекомендуется начать с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на открытом воздухе, сон при открытой форточке, дозированное нахождение в обнажённом виде. В последнем целесообразно начать с воздушных ванн продолжительностью 10-20мин при температуре воздуха 15…200С. в дальнейшем длительность сеансов закаливания воздухом увеличивать ежедневно на 5-10мин. При закаливании воздухом не допускать озноба. При первых признаках переохлаждения выполнить энергичные движения. Более эффективны и легче регулярные ванные процедуры. Начинают при температуре воды 30…340С в помещении, где температура воздуха 17…200С через каждые 3-4 раза температуру воды снижают на 10С и за 1,5-2 месяца доводят до 16…200С и ниже. Главное чем холоднее вода, тем меньше должно быть время процедуры. При общем закаливании водой рекомендуется последовательность процедур по нарастающей: обтирание, обливание, душ, купание. Обтирание –начальный этап закаливания. В течение 10-15 дней обтирают тело мокрым полотенцем или губкой. Сначала обтираются по пояс, затем всё тело обтирают в два приёма: обтерев прохладной водой тело, грудь руки и спину, вытирают насухо, после чего обтирают ноги. Длительность процедуры 3- 4мин. Обливание – выполняется при помощи кувшина с водой или шланга в том же порядке, что и обтирание после. После обливания тело интенсивно растирают полотенцем. Длительность процедуры 3-4мин. Купание – наилучший способ закаливания. Начинать можно при температуре воды 18…200С. завершают купание, как правило, в августе- сентябре при температуре воды 11…130С. купаться лучше в утренние и вечерние часы. Очень полезно перед сном обливатт стопы горячей водой, температуру которой постепенно доводят с 26…280С до 12…150С. Самоконтроль за эффективностью занятий. Основным условием гибкого и эффективного управления тренировочным процессом является постоянный анализ всех его компонентов. В процессе тренировки приходится вновь и вновь возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей человека, к установлению новых задач, к выбору более эффективных средств и методов. Для этого нужно систематически фиксировать фактическое выполнение и эффективность тренировочной работы, одновременно контролируя состояние самочувствия, переносимость тренировочных нагрузок и в особенности период восстановления после них. Такие показатели позволяют видеть эффективность в целом, степень соответствия возможностям человека, вовремя заметить отклонения, и внести требуемые изменения в режим тренировки и отдыха. С этой целью должна быть хорошо разработана система самоконтроля и его анализа. Самоконтроль подразумевает систематическое наблюдение за состоянием своего организма в процессе тренировки. Особенно он необходим квалифицированным спортсменам, тренирующихся с большими нагрузками и выступающих в напряжённых соревнованиях. Спортсмену надо знать специфику своего вида спорта, особенности его воздействия на организм, уметь следить за состоянием организма в разные периоды тренировки и правильно разбираться в его реакциях на физические нагрузки. Такие сведения помогают наиболее эффективно регулировать нагрузку, определять самые разные признаки нарушения здоровья и тренированности и правильно принимать необходимые меры. Большая значимость самоконтроля определяется тем, что, во-первых, он является существенным дополнением к врачебному контролю. Во-вторых, постоянное фиксирование объективных и субъективных показателей позволяет обнаружить ранние признаки пере тренированности уже на первой её стадии и соответственно корректировать тренировку, увидеть правильность намеченного плана или отклонения от него, внести необходимые изменения. С помощью самоконтроля спортсмен может планировать и проводить тренировку в соответствии с индивидуальными особенностями. Спортсмен может осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физическим развитием и тренированностью. В настоящей работе речь, в основном, пойдёт о самоконтроле, связанном с тренированностью, с контролем за переносимостью тренировочных нагрузок. Ежедневное заполнение дневника и систематический его анализ помогают спортсмену и тренеру оперативно корректировать тренировочный прцесс. Основным требованием к заполнению дневника, как и всех документов учёта, является абсолютная достоверность и достаточная подробность. Контролю подлежат выполняемые нагрузки и их переносимость по средствам, методам, функциональной направленности, по двигательной характеристике. Самоконтроль спортсмена приучает его сознательно относиться к занятиям, самостоятельно контролировать и правильно оценивать его состояние. Спортсмену нужно знать, что постоянный контроль и анализ его данных – основное условие для оптимального управления процессом спортивной подготовки. Все показатели, которыми пользуются при самоконтроле делятся на объективные и субъективные. Объективные – это те, которые можно выразить количественными характеристиками ( вес, пульс, спортивный результат и т.п.) Субъективные – это самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, желание тренироваться и т.п. Субъективные оценки. Самочувствие – субъективное ощущение своего здоровья, отражающее деятельность всего организма. Определяется обычно по трёх бальной системе. «3» (хорошее) – наличие достаточной бодрости, активности, свежести, желания тренироваться, хороший сон и аппетит; «2» (удовлетворительное) – неприятные и необычные ощущения отсутствуют, желание тренироваться сохранено, но спортсмен не чувствует достаточной бодрости, активности, свежести. «1» (плохое) – необычные для спортсмена ощущения, различные боли, головокружение, сердцебиение, вялость, отсутствие желания тренироваться. При плохом самочувствии желательно отметить предполагаемые причины, с которыми оно может быть связано. При хорошо спланированных и посильных нагрузках самочувствие спортсменов должно быть хорошим. Сон – важный показатель общего состояния спортсмена, он предупреждает истощение нервных клеток, создаёт условия для их восстановления. Может оцениваться в баллах: «3» – крепкий, «2» -спокойный, «1» – беспокойный. Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Если аппетит пропадает, значит, человек заболел или нагрузка была для него непосильной. Оценка данного показателя так же определяется в баллах: «3» – хороший, «2» – удовлетворительный, «1» - плохой. Желание тренироваться, хотя и субъективно, но достаточно точно оценивает состояние спортсмена. Большое желание тренироваться – верное свидетельство полного восстановления функциональных возможностей организма после нагрузок. Постоянная оценка на протяжении нескольких месяцев говорит о правильном ходе тренировок. Работоспособность в избранном виде спорта также может, оценена субъективно: хорошо («3»), средне («2»), или плохо («1»). Данная оценка приучает спортсмена правильно оценивать свои возможности. Основные правила проведения тестов и оценок заключаются в том, что проводятся они регулярно и всегда в одних и тех же условиях (перед сном, перед тренировкой, сразу же после подъема и т.п.) и рассматриваются по сравнению с предыдущими. |Тип нагрузки |Б|Окраска|Потоотде|дыхание |Нарушения в|Субъективные | | |а|кожи |ление | |технике |ощущения, | | |л|лица | | |выполнения |трудности | | |л| | | |упражнения |выполнения | | |ы| | | | |упражнения | |Малая |1|нормаль|Нормальн|нормальное |нет |Очень легко | | | |ная |ое | | | | |Средняя |2|Лёгкое |испарина|Слегка |нет |Легко, жалоб | | | | | |Возбуждённое| |нет | | | |покрасн| |(20-25 в | | | | | |ение | |мин) | | | |Большая |3|Значите|значител|Значительно |Некоторое |Удовлетворитель| | | |льное |ьное |возбуждённое|нарушение |но, ощущается | | | |покрасн| |(25-30 в |ритма, |усталость | | | |ение | |мин) |встречаются| | | | | | | |ошибки | | |Максимальная |4|Сильное|обильное|Сильно |Скованность|Тяжело, жалобы | | | |покрасн| |возбуждённое|, частые |на усталость, | | | |ение | |(30-45 в |ошибки |боль в ногах | | | | | |мин) | | | |Запредельная |5|побледн|Прекраще|Максимально |Нарушение |Очень тяжело, | | | |ение |ние, |возбуждённое|основ, |головокружение,| | | | |холодный|(более 50 в |техники |отказ от | | | | |пот |мин) |пошатыване |выполнения | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |