реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера

Начальные фазы тренированности характеризуются созданием элементов

функциональной системы управления произвольными движениями. По мере

повышения уровня тренированности все более значительную роль в этой системе

играют вегетативные элементы. Вегетативные реакции становятся

упорядоченными, адекватно отражающими потребности организма. Главным

признаком этой упорядоченности является более экономное функционирование

гормональной системы и снижение порогов чувствительности тканей-мишеней.

Так, уже на начальных этапах развития тренированности повышается

чувствительность сердечной мышцы к адреналину. Следовательно, едва

намечающийся сдвиг в секреции этого гормона приводит сердце в состояние

готовности к усилению сократительной функции.

Выраженность физиологических реакций при напряженной мышечной работе

определяется соответствием структурных и функциональных адаптивных

перестроек специфической тренировочной нагрузке. Это соответствие

проявляется главным образом в понижении чувствительности к действию

нагрузок. Однако тренировка может сопровождаться и обострением

чувствительности к специфическим упражнениям (например, к сложным по

координации движениям в гимнастике, прыжках в воду, акробатике, фигурном

катании на коньках).

Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение

физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к

ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма

при повторном выполнении работы. Круг приспособительных реакций существенно

расширяется за счет эмоциональной регуляции физиологических функций. В

числе важнейших регуляторов адаптации выступает и сознательная установка на

достижение положительного результата.

Обобщенной характеристикой тренированности спортсмена является

энергопроизводительность организма, т. е. способность обеспечить

достаточным количеством энергии самую напряженную мышечную работу. В свою

очередь, все функциональные системы организма в этих условиях должны

сохранить относительную устойчивость, т. е." не переходить грань,

разделяющую физиологические сдвиги от патологических нарушений

жизнедеятельности. В крови тренированного спортсмена уменьшается

концентрация инсулина. Синтез липидов из углеводов в печени при этом

снижается. Липиды вовлекаются в энергетический обмен. Синтез гликогена в

мышцах, несмотря на уменьшение концентрации инсулина в крови, не снижается,

так как чувствительность их к инсулину растет.

Гипофизарно-адренокортикотропная система регуляции функции

надпочечников становится более устойчивой к нагрузкам. Одновременно с этим

происходит гипертрофия коры надпочечников. Увеличивается и секреция

соматотропного гормона гипофиза, в результате чего активируется рост и

развитие тканей и органов, и в первую очередь — скелетной мускулатуры.

Ведущими механизмами повышения мощности сократительного аппарата

скелетных мышц является ускоренный рост миофибрилл и совершенствование

нейрогуморальной регуляции сократительной активности. Основным поставщиком

энергии для мышечной деятельности является АТФ. Содержание ее в мышцах и

других органах сравнительно невелико, она не может накапливаться впрок,

как, например, жиры или углеводы. Поэтому максимальная

энергопроизводительность организма связана с увеличением скорости ре-

синтеза АТФ, т. е. восстановления ее из предшественников— АДФ и АМФ.

Ресинтез АТФ осуществляется по нескольким каналам, главным из которых

является аэробный, когда восстановление АТФ происходит за счет энергии

окислительных процессов в присутствии кислорода. Об анаэробной

производительности организма можно судить по количеству потребляемого

кислорода при предельных физических нагрузках, т. е. по МПК.

1.5. Возрастная периодизация

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и

системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки

жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности

функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость

выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами

развития являются внутриутробный и постноапалъный, начинающийся с момента

рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы,

происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство,

он характеризуется продолжающимся созреванием орщнов и систем, изменениями

физического развития, значительными качественными перестройками

функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в

постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей

организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней

средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для

педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с

выделением периода новорожденное™, ясельного дошкольного и школьного

возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший

школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений,

нежели системные возрастные особенности.

1.5.1. Рост и пропорция тела

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной

особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность

и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым

замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при

графическом выражении темпа роста организма ребенка (рис. 4).

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и

в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост

ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает

75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за _год

утраивается—при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу

года—9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп

роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с

увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Рис. 5 Изменение пропорций тела с возрастом.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год

длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки

несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом

полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково,

а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение

роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 4). С периода

новорожденное и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в

3,5 раза, длина туловища—в 3 раза, длина руки^-в 4 раза, длина ноги—в 5

раз.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной

тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния.

Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног,

то в пубертатном периоде— за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном

совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела

имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в

период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду

заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины

головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают

интенсивно расти.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией, Бурный

рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а

замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных

процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и

функциональным изменениям, а рост—к увеличению массы тканей, органов и

всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно

взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с

периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками

имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от

состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Глава II. Материалы исследования

2.1. Задачи исследования

1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к

физическим нагрузкам.

2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.

3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.

4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских

школьников.

5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня

адаптации.

2.2. Методика организации исследования.

Мы провели исследования путем тестирования учащихся городской и

сельской школы по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для

определения физического развития, а также определение ОФП.

В процессе исследования были применены следующие методы: 1. Анализ

научно-методической литературы;

2. Статистическая обработка результатов исследования;

3. Сравнительный анализ результатов тестирования.

Исследование проводилось в Таттинском улусе в Ытык-Кюельской средней

школе №1 и в школе №14 г.Якутска. В тестирование приняло участие всего 40

учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование

проводилось среди учащихся юношей старших классов.

1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке

использовалась тестирование по индексу Руфье.

Содержание метода.

После пятиминутного отдыха ЧСС или в покое за 15 секунд отмечаем (Р1)

затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд

(Р2) и после первой минуты восстановления также измеряем пульс за 15

секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле:

Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10

Индекс Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце»

0,1-5= «отлично»

5,1-10= «хорошо»

10,1-15= «удовлетворительно»

15,1-20= «плохо»

(см. приложение № )

2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был

использован метод «физиологической кривой». Для этого изобрели из

обеих школ (Ы-КСШ №1 и школа №14г.Якутска) было выбрано по 10

учащихся, которые прошли тест пульсометрия. За тем мы вывели средние

арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили

физиологическую кривую.(см. приложение № )

3. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры

(зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели

анкетирование состоящий из10 вопросов.

2.3. Результаты исследования.

В исследовании по индексу Руфье приняло участие 40 учеников. Из них

20 ученики СШ №14 г.Якутска; 20 ученики ЫКСШ №1 Таттинского улуса.

По результатам тестирования в г.Якутске выявились следующие

показатели:

|№ | |ЧССв покое|После 30 |После |Индекс Руфье |

|№ |Ф.И. учащихся |15 секунд.|Приседаний|первой | |

| | | | |Минуты | |

| | | |Сразу |Отдыха | |

| 1.|Анисимов Г. |17 |36 |25 |11,2 удовл. |

|2. |Акимов С. |15 |28 |23 |6,4 хор. |

|3. |Борисов А. |16 |31 |21 |8,8 хор. |

|4. |Семенов К. |18 |35 |24 |10,8 удовл. |

|5. |Саввин Б. |17 |34 |22 |9,2 хор. |

|6. |Матвеев И. |15 |37 |20 |4,8 отл. |

|7. |Шушурихин К. |19 |34 |23 |10,4 удовл. |

|8. |Тимофеев С. |20 |25 |23 |7,2 хор. |

|9. |Остапенко С. |22 |39 |24 |14 удовл |

|10. |Иванов П. |17 |28 |21 |6,4 хор. |

|11. |Кривошапкин Д |16 |25 |20 |4,4 отл. |

|12. |Протопопов Г. |15 |28 |19 |4,8 отл. |

|13. |Петров С. |17 |30 |26 |9,2 хор. |

|14. |Попов С. |18 |32 |26 |10,4 удовл. |

|15. |Рахлеев Д. |16 |31 |24 |8,4 хор. |

|16. |Романов Р. |19 |34 |27 |12 удовл. |

|17. |Тимофеев А. |15 |29 |20 |5,6 хор. |

|18. |Тарабукин Б. |16 |30 |21 |6,8 хор. |

|19. |Черкашин К. |17 |35 |26 |11,2 удовл. |

|20. |Чечербынов Т. |17 |28 |19 |5,6 хор. |

Показатель в целом дал не плохой результат средний арифметический

составил 8,4.

Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные:

«Атлетическое сердце» - 0 учащихся

«отлично» 3 учащихся

«хорошо» 10 учащихся

«удовлетворительно» 7 учащихся

«плохо» 0 учащихся

По результатам тестирования в Таттинском улусе выявились следующие

показатели:

|№ |Ф.И. учащихся |ЧСС в |После 30 |После |Индекс Руфье |

| | |покое |Приседаний|первой | |

| | |15 секунд.| |Минуты | |

| | | |Сразу |Отдыха | |

|1. |Андросов К. |15 |27 |23 |6 хор. |

|2. |Баев Т. |18 |27 |19 |5,6 хор. |

|3. |Белолюбский О. |15 |22 |23 |4 отл. |

|4. |Варламов В. |16 |25 |22 |5,2 хор. |

|5. |Егоров П. |18 |23 |21 |4,8 отл. |

|6. |Карбаканов Ю. |15 |26 |23 |5,6 хор. |

|7. |Колесов Г. |18 |28 |20 |6,4 хор. |

|8. |Лебедев М. |16 |23 |20 |3,6 отл. |

|9. |Лукаческий Г. |18 |31 |21 |8 хор. |

|10. |Максимов М. |16 |30 |20 |6,4 хор. |

|11. |Макаров С. |17 |25 |19 |4,4 отл. |

|12. |Матвеев Г. |15 |27 |20 |4,8 отл. |

|13. |Матаннанов Ф. |17 |28 |19 |5,6 хор. |

|14. |Никифоров С. |21 |35 |22 |11,2 удовл. |

|15. |Охлопков Д. |15 |27 |20 |4,8 отл. |

|16. |Посельский А. |19 |34 |23 |10,4 удовл. |

|17. |Протопопов В. |18 |35 |24 |10,8 удовл. |

|18. |Решетников В. |16 |27 |20 |5,2 хор. |

|19. |Сунхалыров Т. |17 |32 |22 |8,4 хор. |

|20. |Хатылаев С. |18 |32 |21 |8,4 хор. |

Таким образом, в результате тестирования сельских школ выявились

следующие данные:

«атлетическое сердце» 0

«отлично» 6

«хорошо» 11

«удовлетворительно» 3

«плохо» 0

В городской школе №14 средний арифметический составил 8,4 , а в ЫКСШ

№1 составил 6,5.

Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс Руфье».

Некоторые конкретные результаты:

|Уровень индекса Руфье |

|Удовлетворительно |Хорошо |отлично |

|Якутск |Татта |Якутск |Татта |Якутск |Татта |

|7 |3 |10 |11 |3 |6 |

|35% |15% |50% |55% |15% |30% |

На основании результатов можно построить следующие диаграммы:

2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия».

В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч.

из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1.

Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам

необходимо определить физиологическую кривую, характерную для

среднестатистического ученика каждой из школ.

Результаты исследования СШ №14 г.Якутска

|№ п/п|Ф.И.О. |Минуты |

|I. |Подготовительна| | | В |

|1. |я часть |00:00 |74 |относительно |

| |Построение, | | |спокойном |

|2. |приветствие, | | |состоянии |

|3. |сообщение | | | |

|II. |задачи урока | | | |

|1. |Упражнение в |00:03 |100 | |

|2. |ходьбе |00:10 |119 | |

| |Упражнение в | | | |

|3. |беге |00:15 |113 | |

|4. |Основная часть |00:25 |135 | |

| |Передачи мяча в| | | |

| |парах |00:35 |116 | |

| |Совершенствован| | | |

| |ие нападающего |00:40 |96 | |

| |удара | | | |

| |Учебная игра | | | |

| |волейбол | | | |

| |Общее | | | |

| |построение | | | |

Результаты исследования ЫКСШ №1

|№ п/п |Ф.И.О. |Минуты |

|I. |Подготовител| | |В относительно|

|1. |ьная часть |00:00 |72 |спокойном |

| |Построение, | | |состоянии |

|2. |приветствие,| | | |

|3. |сообщение | | | |

|II. |задачи урока| | | |

|1. | |00:03 |96 | |

|2. |Упражнение в|00:10 |116 | |

| |ходьбе | | | |

|3. |Упражнение в|00:15 |108 | |

|4. |беге |00:25 |136 | |

| |Основная | | | |

| |часть |00:35 |115 | |

| |Передачи | | | |

| |мяча в парах|00:40 |93 | |

| | | | | |

| |Совершенство| | | |

| |вание | | | |

| |нападающего | | | |

| |удара | | | |

| |Учебная игра| | | |

| |волейбол | | | |

| |Общее | | | |

| |построение | | | |

Для отличения сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.