![]() |
|
|
Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях СевераНачальные фазы тренированности характеризуются созданием элементов функциональной системы управления произвольными движениями. По мере повышения уровня тренированности все более значительную роль в этой системе играют вегетативные элементы. Вегетативные реакции становятся упорядоченными, адекватно отражающими потребности организма. Главным признаком этой упорядоченности является более экономное функционирование гормональной системы и снижение порогов чувствительности тканей-мишеней. Так, уже на начальных этапах развития тренированности повышается чувствительность сердечной мышцы к адреналину. Следовательно, едва намечающийся сдвиг в секреции этого гормона приводит сердце в состояние готовности к усилению сократительной функции. Выраженность физиологических реакций при напряженной мышечной работе определяется соответствием структурных и функциональных адаптивных перестроек специфической тренировочной нагрузке. Это соответствие проявляется главным образом в понижении чувствительности к действию нагрузок. Однако тренировка может сопровождаться и обострением чувствительности к специфическим упражнениям (например, к сложным по координации движениям в гимнастике, прыжках в воду, акробатике, фигурном катании на коньках). Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма при повторном выполнении работы. Круг приспособительных реакций существенно расширяется за счет эмоциональной регуляции физиологических функций. В числе важнейших регуляторов адаптации выступает и сознательная установка на достижение положительного результата. Обобщенной характеристикой тренированности спортсмена является энергопроизводительность организма, т. е. способность обеспечить достаточным количеством энергии самую напряженную мышечную работу. В свою очередь, все функциональные системы организма в этих условиях должны сохранить относительную устойчивость, т. е." не переходить грань, разделяющую физиологические сдвиги от патологических нарушений жизнедеятельности. В крови тренированного спортсмена уменьшается концентрация инсулина. Синтез липидов из углеводов в печени при этом снижается. Липиды вовлекаются в энергетический обмен. Синтез гликогена в мышцах, несмотря на уменьшение концентрации инсулина в крови, не снижается, так как чувствительность их к инсулину растет. Гипофизарно-адренокортикотропная система регуляции функции надпочечников становится более устойчивой к нагрузкам. Одновременно с этим происходит гипертрофия коры надпочечников. Увеличивается и секреция соматотропного гормона гипофиза, в результате чего активируется рост и развитие тканей и органов, и в первую очередь — скелетной мускулатуры. Ведущими механизмами повышения мощности сократительного аппарата скелетных мышц является ускоренный рост миофибрилл и совершенствование нейрогуморальной регуляции сократительной активности. Основным поставщиком энергии для мышечной деятельности является АТФ. Содержание ее в мышцах и других органах сравнительно невелико, она не может накапливаться впрок, как, например, жиры или углеводы. Поэтому максимальная энергопроизводительность организма связана с увеличением скорости ре- синтеза АТФ, т. е. восстановления ее из предшественников— АДФ и АМФ. Ресинтез АТФ осуществляется по нескольким каналам, главным из которых является аэробный, когда восстановление АТФ происходит за счет энергии окислительных процессов в присутствии кислорода. Об анаэробной производительности организма можно судить по количеству потребляемого кислорода при предельных физических нагрузках, т. е. по МПК. 1.5. Возрастная периодизация Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постноапалъный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием орщнов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденное™, ясельного дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности. 1.5.1. Рост и пропорция тела Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка (рис. 4). Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за _год утраивается—при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года—9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см. Рис. 5 Изменение пропорций тела с возрастом. Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 4). С периода новорожденное и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища—в 3 раза, длина руки^-в 4 раза, длина ноги—в 5 раз. Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде— за счет роста туловища. Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти. Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией, Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток. Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост—к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки. Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. Глава II. Материалы исследования 2.1. Задачи исследования 1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам. 2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке. 3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся. 4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников. 5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации. 2.2. Методика организации исследования. Мы провели исследования путем тестирования учащихся городской и сельской школы по индексу Руфье. Наблюдение за учащимися, измерение для определения физического развития, а также определение ОФП. В процессе исследования были применены следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы; 2. Статистическая обработка результатов исследования; 3. Сравнительный анализ результатов тестирования. Исследование проводилось в Таттинском улусе в Ытык-Кюельской средней школе №1 и в школе №14 г.Якутска. В тестирование приняло участие всего 40 учащихся (из них 20 городских и 20 сельских учащихся). Исследование проводилось среди учащихся юношей старших классов. 1. Для оценки влияния занятий физкультуры на адаптацию к нагрузке использовалась тестирование по индексу Руфье. Содержание метода. После пятиминутного отдыха ЧСС или в покое за 15 секунд отмечаем (Р1) затем за 45 се6кунд выполнить 30 приседаний и сразу измеряется за 15 секунд (Р2) и после первой минуты восстановления также измеряем пульс за 15 секунд (Р3), далее результат оценивается по заданной формуле: Индекс = (4х(Р1+Р2+Р3)-200)/10 Индекс Руфье: менее 0 = «атлетическое сердце» 0,1-5= «отлично» 5,1-10= «хорошо» 10,1-15= «удовлетворительно» 15,1-20= «плохо» (см. приложение № ) 2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся был использован метод «физиологической кривой». Для этого изобрели из обеих школ (Ы-КСШ №1 и школа №14г.Якутска) было выбрано по 10 учащихся, которые прошли тест пульсометрия. За тем мы вывели средние арифметические результаты (по каждой школ отдельно) и составили физиологическую кривую.(см. приложение № ) 3. Для проверки физической нагрузки кроме урока физической культуры (зарядка по утрам, подвижные игры, сенокос и т.д.) учащихся, провели анкетирование состоящий из10 вопросов. 2.3. Результаты исследования. В исследовании по индексу Руфье приняло участие 40 учеников. Из них 20 ученики СШ №14 г.Якутска; 20 ученики ЫКСШ №1 Таттинского улуса. По результатам тестирования в г.Якутске выявились следующие показатели: |№ | |ЧССв покое|После 30 |После |Индекс Руфье | |№ |Ф.И. учащихся |15 секунд.|Приседаний|первой | | | | | | |Минуты | | | | | |Сразу |Отдыха | | | 1.|Анисимов Г. |17 |36 |25 |11,2 удовл. | |2. |Акимов С. |15 |28 |23 |6,4 хор. | |3. |Борисов А. |16 |31 |21 |8,8 хор. | |4. |Семенов К. |18 |35 |24 |10,8 удовл. | |5. |Саввин Б. |17 |34 |22 |9,2 хор. | |6. |Матвеев И. |15 |37 |20 |4,8 отл. | |7. |Шушурихин К. |19 |34 |23 |10,4 удовл. | |8. |Тимофеев С. |20 |25 |23 |7,2 хор. | |9. |Остапенко С. |22 |39 |24 |14 удовл | |10. |Иванов П. |17 |28 |21 |6,4 хор. | |11. |Кривошапкин Д |16 |25 |20 |4,4 отл. | |12. |Протопопов Г. |15 |28 |19 |4,8 отл. | |13. |Петров С. |17 |30 |26 |9,2 хор. | |14. |Попов С. |18 |32 |26 |10,4 удовл. | |15. |Рахлеев Д. |16 |31 |24 |8,4 хор. | |16. |Романов Р. |19 |34 |27 |12 удовл. | |17. |Тимофеев А. |15 |29 |20 |5,6 хор. | |18. |Тарабукин Б. |16 |30 |21 |6,8 хор. | |19. |Черкашин К. |17 |35 |26 |11,2 удовл. | |20. |Чечербынов Т. |17 |28 |19 |5,6 хор. | Показатель в целом дал не плохой результат средний арифметический составил 8,4. Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» - 0 учащихся «отлично» 3 учащихся «хорошо» 10 учащихся «удовлетворительно» 7 учащихся «плохо» 0 учащихся По результатам тестирования в Таттинском улусе выявились следующие показатели: |№ |Ф.И. учащихся |ЧСС в |После 30 |После |Индекс Руфье | | | |покое |Приседаний|первой | | | | |15 секунд.| |Минуты | | | | | |Сразу |Отдыха | | |1. |Андросов К. |15 |27 |23 |6 хор. | |2. |Баев Т. |18 |27 |19 |5,6 хор. | |3. |Белолюбский О. |15 |22 |23 |4 отл. | |4. |Варламов В. |16 |25 |22 |5,2 хор. | |5. |Егоров П. |18 |23 |21 |4,8 отл. | |6. |Карбаканов Ю. |15 |26 |23 |5,6 хор. | |7. |Колесов Г. |18 |28 |20 |6,4 хор. | |8. |Лебедев М. |16 |23 |20 |3,6 отл. | |9. |Лукаческий Г. |18 |31 |21 |8 хор. | |10. |Максимов М. |16 |30 |20 |6,4 хор. | |11. |Макаров С. |17 |25 |19 |4,4 отл. | |12. |Матвеев Г. |15 |27 |20 |4,8 отл. | |13. |Матаннанов Ф. |17 |28 |19 |5,6 хор. | |14. |Никифоров С. |21 |35 |22 |11,2 удовл. | |15. |Охлопков Д. |15 |27 |20 |4,8 отл. | |16. |Посельский А. |19 |34 |23 |10,4 удовл. | |17. |Протопопов В. |18 |35 |24 |10,8 удовл. | |18. |Решетников В. |16 |27 |20 |5,2 хор. | |19. |Сунхалыров Т. |17 |32 |22 |8,4 хор. | |20. |Хатылаев С. |18 |32 |21 |8,4 хор. | Таким образом, в результате тестирования сельских школ выявились следующие данные: «атлетическое сердце» 0 «отлично» 6 «хорошо» 11 «удовлетворительно» 3 «плохо» 0 В городской школе №14 средний арифметический составил 8,4 , а в ЫКСШ №1 составил 6,5. Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс Руфье». Некоторые конкретные результаты: |Уровень индекса Руфье | |Удовлетворительно |Хорошо |отлично | |Якутск |Татта |Якутск |Татта |Якутск |Татта | |7 |3 |10 |11 |3 |6 | |35% |15% |50% |55% |15% |30% | На основании результатов можно построить следующие диаграммы: 2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия». В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч. из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1. Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам необходимо определить физиологическую кривую, характерную для среднестатистического ученика каждой из школ. Результаты исследования СШ №14 г.Якутска |№ п/п|Ф.И.О. |Минуты | |I. |Подготовительна| | | В | |1. |я часть |00:00 |74 |относительно | | |Построение, | | |спокойном | |2. |приветствие, | | |состоянии | |3. |сообщение | | | | |II. |задачи урока | | | | |1. |Упражнение в |00:03 |100 | | |2. |ходьбе |00:10 |119 | | | |Упражнение в | | | | |3. |беге |00:15 |113 | | |4. |Основная часть |00:25 |135 | | | |Передачи мяча в| | | | | |парах |00:35 |116 | | | |Совершенствован| | | | | |ие нападающего |00:40 |96 | | | |удара | | | | | |Учебная игра | | | | | |волейбол | | | | | |Общее | | | | | |построение | | | | Результаты исследования ЫКСШ №1 |№ п/п |Ф.И.О. |Минуты | |I. |Подготовител| | |В относительно| |1. |ьная часть |00:00 |72 |спокойном | | |Построение, | | |состоянии | |2. |приветствие,| | | | |3. |сообщение | | | | |II. |задачи урока| | | | |1. | |00:03 |96 | | |2. |Упражнение в|00:10 |116 | | | |ходьбе | | | | |3. |Упражнение в|00:15 |108 | | |4. |беге |00:25 |136 | | | |Основная | | | | | |часть |00:35 |115 | | | |Передачи | | | | | |мяча в парах|00:40 |93 | | | | | | | | | |Совершенство| | | | | |вание | | | | | |нападающего | | | | | |удара | | | | | |Учебная игра| | | | | |волейбол | | | | | |Общее | | | | | |построение | | | | Для отличения сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |