![]() |
|
|
Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группыс ускоренным биологическим развитием современной молодежи появление менструации у девочек отмечается в более раннем возрасте. В различные периоды менструального цикла наблюдаются изменения работоспособности отдельных функций организма. В предменструальный и менструальный период повышается возбудимость нервной системы, учащается пульс, увеличивается артериальное давление. Нередко это сопровождается ухудшением самочувствия, головной болью. На отдельных этапах менструального цикла спортсменки отличаются неодинаковой работоспособностью к мышечным нагрузкам. Уровень проявления спортсменками скоростных, силовых и скоростно- силовых возможностей на протяжении менструального цикла неодинаков. Худшие результаты наблюдаются в первые дни цикла, а также в 13-14 день. В предменструальный период (за один день) и непосредственно после окончания менструации наблюдается замедление восстановительных процессов после физических нагрузок. Большие тренировочные нагрузки, частые и сильные эмоциональные переживания могут привести к задержке полового созревания (менструации отсутствуют в 15 лет). [21] По вопросу о том, можно ли женщинам во время менструального периода заниматься физическими упражнениями, имеются противоположные мнения. Если менструация проходит нормально, без болезненных явлений, занятия можно не прекращать. Иногда в этот период девушки показывают заметно лучшие результаты, как во время тренировочных занятий, так и во время соревнований. [17] Выводы: В процессе спортивного совершенствования необходимо всегда учитывать особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в нем под воздействием спортивных тренировок. Упражнения общефизической подготовки подбирать для девочек так, чтобы в первую очередь они укрепляли мышцы живота и таза. 1.4. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [27] Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня высокой физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки. [6] Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства спортсмена. [8] Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию, и матчу. Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе. [12] Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: - спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде; - уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость; - боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей. Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние спокойной боевой уверенности. Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в учебных, контрольных, календарных играх. О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации их действий. [12] Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов, стимулирующий психологическую подготовку глоссит: «Единственная схватка первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может обернуться психологической победой. [5] Выводы: Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков. Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Глава 2. Задачи, методы, организация и содержание исследования 2.1. Задачи исследования В дипломной работе нами определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать различные литературные источники, необходимые для изучения технико-тактической подготовленности юных баскетболисток. 2. Оценить значимость элементов технико-тактических приемов при подготовке юных баскетболисток; выделить ряд характерных особенностей, отличающих игру женских и мужских команд. 3. Оценить и проанализировать уровень технико-тактической подготовленности баскетболисток СДЮШОР-4, спортивно-оздоровительной группы (13-15 лет). 4. Предложить методические рекомендации по повышению уровня технико- тактической подготовленности баскетболистов. 2.2. Методы исследования Основными методами исследования являются: 1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов. 2. Контрольные испытания. 3. Метод педагогического наблюдения. 4. Анкетирование. 5. Метод математической обработки. 6. Сравнительный анализ. Анализ и изучение литературных данных. Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, тренеров, касающихся вопроса технико-тактической подготовки. Анализ документальных материалов В качестве документальных источников были использованы: поурочная учебная программа для ДЮСШ, журналы тренеров СДЮШОР – 4. анализ документов позволил выявить различия в технико-тактической подготовленности по результатам контрольных испытаний. Контрольные испытания Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико- тактической подготовленности юных баскетболисток на данном этапе, проанализировать динамику роста результатов за два года обучения. По результатам контрольных испытаний выявить претенденток на перевод в учебно-тренировочную группу (УТГ) соответствующего возраста. Метод педагогического наблюдения Задачей педагогического наблюдения являлось: изучить организацию проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках спортивно-оздоровительной группы. Анкетирование Целью проведения анкетного опроса являлось: определить приоритет значимости технико-тактических приемов баскетболисток; выделить характерные особенности, отличающие игру женских и мужских команд. Сравнительный анализ Данный метод использовался при сравнении результатов анкетирования тренеров-преподавателей, студентов ФФК и спортсменов; результатов тестирования баскетболисток спортивно-оздоровительной группы. Метод математической обработки результатов Данный метод применялся для обработки результатов, полученных в ходе тестирования и анкетирования. 2.3. Организация исследования Наше исследование заключалось в проведении контрольных испытаний по определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы. Исследование проводилось для того, чтобы по результатам контрольных испытаний определить динамику роста показателей уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток; выделить претенденток на перевод в УТГ соответствующего возраста. Исследование проводилось на девушках 13-15 лет. В исследовании принимало участие 18 учащихся ДЮСШ-4 (списки находятся в приложении). Контрольные испытания проводились в 2002-2003 учебных годах и проходили в три этапа. На первом этапе исследование позволило выявить начальный уровень технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно- оздоровительной группы, степень владения двигательными навыками. Тестирование проводилось в апреле 2002 года. Второй этап исследования проводился в октябре 2002 года на тех же испытуемых. Исследование на данном этапе позволило определить динамику роста спортивных результатов и уровень технико-тактической подготовленности испытуемых. В результате исследований проведенных в 2002 году учитывалась разница между результатами и общие оценки по технико-тактической подготовке. Третий этап исследования состоялся в апреле 2003 года (состав испытуемых тот же, что и на предыдущих этапах). Исследование на данном этапе позволило проанализировать уровень развития технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы. Определить контингент занимающихся, которые справились с переводными нормативами по технико-тактической подготовке. Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все контрольные нормативы проводились в спортивном зале школы № 42. Каждое испытание девочки выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались тренером. При выполнении любого теста на всей площадке должен находиться только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения предлагающегося задания. Результаты каждого теста протоколировались и окончательные оценки представлены в приложении. Для организации анкетирования была предложена единая форма анкеты для всех опрашиваемых (Приложение 1, 2). Анкетирование проводилось среди студентов ФФК (5 человек), тренеров-преподавателей (5 человек), действующих спортсменов-баскетболистов (5 человек). 2.4. Содержание исследования В качестве контрольных испытаний нами были использованы следующие тесты: а) Перемещение 6х5. Тест служит для оценки перемещения разными способами. На площадке чертится квадрат со стороной 5м. На конце одной из сторон ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На противоположной линии ставится другая отметка, от которой движение начинается в обратном направлении. Передвижение начинается с наружной стороны ограничительных линий. Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.), затем по другой стороне квадрата приставными шагами левым боком в защитной стойке (5м.) и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается. Каждый испытуемый выполняет по две попытки, лучший результат записывается, округляется с точностью до десятых секунд. б) Комбинированное упражнение. Тест позволяет определить у детей степень владения технико- тактическими приемами, точность бросков в движении и в прыжке; оценить быстроту передвижения, технику ведения правой и левой рукой. В правой ближней половине площадки (ели стоять на середине лицевой линии лицом к площадке) располагаются 4-е набивных мяча. Первый в середине площадки в трех метрах от средней линии, второй на боковой линии в 6-ти метрах от линии; третий в середине площадки в 6-ти метрах от первого мяча и четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии 2-х метров от нее, стоят три стойки. Одна стойка – на средней линии площадки, две другие – впереди и сзади от нее на расстоянии 2-х м. Игрок начинает движение с места пересечения боковой и средней линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его правой рукой, продолжает движение левым боком к третьему мячу, касается его рукой и правым боком направляется к 4-му мячу. Коснувшись его правой рукой, игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч (расстояние от мяча до правой боковой линии 1м.), берет его и ведет его на противоположную половину площадки. Затем игрок входит в 3-х секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и ведением левой рукой выводит его к области штрафного броска с правого края, если смотреть на кольцо. Далее игрок обходит зону штрафного броска слева на право, входит в область штрафного броска и выполняет бросок в движении уже левой рукой. Подобрав мяч после броска, игрок ведет его сильной рукой к стойкам, попеременно обводит их правой, затем левой; правой рукой ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после остановки в области линии штрафного броска. Время останавливается при касании мячом кольца. Оценивается время выполнения упражнения с точностью до десятой доли секунды. (Рисунок 1) - набивные мячи - перемещение без мяча - стойки - бросок мяча в кольцо - баскетбольный мяч - ведение мяча Рисунок 1. в) Броски с точек Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в корзину с разного расстояния и под разным углом. Вокруг трехсекундной зоны (трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4-е отметки для бросков. Первые две точки расположены на расстоянии 4-х метров по обе стороны от бокового края щита, перпендикулярно кольцу, две другие расположены на дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой отметки выполняется по 5-ть бросков любым способом с места. Броски мяча в корзину выполняются в любой последовательности, с начала на одной стороне площадки, затем на другой. В общей сложности выполняется 40 бросков с точек. Учитывается количество попаданий мяча в корзину. г) Штрафной бросок. Тест позволяет определить точность попадания штрафных бросков. Штрафной бросок выполняется в 4-х метрах от баскетбольного щита с линии штрафных бросков. Оценивается количество попаданий в корзину из 30 бросков. Глава 3. Исследование уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы 3.1. Оценка значимости компонентов технико-тактической подготовленности юных баскетболисток Анкетный опрос проводился с целью: 1. Выявления приоритета значимости технико-тактических приемов юных баскетболисток (13-15 лет). 2. Выделения характерных особенностей, отличающих игру женских и мужских команд. Анкетирование проводилось среди тренеров-преподавателей по баскетболу, спортсменов, баскетболистов разного возраста и студентов ФФК специализации спортивные игры. Опрос проводился по специально разработанным анкетам, содержание которых одинаково для всех опрашиваемых (Приложение 1,2). В анкетировании приняло участие 15 человек (5 тренеров-преподавателей, 5 спортсменов, 5 студентов ФФК). В таблице 1 представлены результаты первого анкетирования, где респондентам предлагалось оценить значимость технико-тактических приемов по десятибалльной шкале. Таблица 1 Значимость технико-тактических приемов юных баскетболисток (13-15 лет) в баллах |№ |Технико-тактические приемы |Баллы | |п.п.| | | | | |Тренеры |Спортсмен|студенты | | | | |ы | | |1 |Техника нападения |43 |34 |40 | |2 |Техника владения мячом |50 |40 |43 | |3 |Техника защиты |36 |37 |40 | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |