![]() |
|
|
Психологическая подготовка боксераличности , характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это-в условиях высшей степени напряженной,аффектирующей атмосфере соревнований.[14] Если проанализировать эту лаконичную характеристику, то можно обнаружить, что целостное проявление личности отличаются прежде всего разнообразием выражения , которое зависит от типологических характерностей спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих описанный выше синдром состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в него входят: -все волевые качества при ведущей роли: а) целеустремленности б) выдержки в) самообладания 16 г) самостоятельности: -критичности и гибкости ума -наблюдательности - стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности -полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности -способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все поведение на протяжении периода соревнований. Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные).В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым , кстати говоря , можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена. Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной длительностью. 17 Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена.[20] Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта .Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки. При диагностике состояния психической готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки , входящие в синдром этого состояния ,и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов .В такой комплекс следует включить: 1)пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта. 2)пробы специальные ,т.е. отражающие специфику бокса . Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во- первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена , чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак , должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы. 18 В существующей практике диагностики состояния психической готовности к соревнованию используются следующие методы. Для определения трезвой уверенности в своих силах : ассоциативный эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко), теппинг тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня эмоционального возбуждения : 1) треморометрия (Ю.Я.Кисилев) 2) реакция на время (В.Н.Петрович) 3) теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”, “максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев) Для определения помехоустойчивости:тесты Бурдени –Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов) Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно- вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей модификации “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально быстро”, “в удобном темпе”.[10] Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах преодоления 19 пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.[11] 1.4 Воспитание воли боксера Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Воспитание воли боксера –одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера- научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания. Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во- первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки. Следует убеждать боксеров, что даже самый средний боксер, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой бокса, 20 сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса очень много. Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли. Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям на ринге , в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера , судей и окружающих. Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли. Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей , которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений. Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все возрастающих трудностей , в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. Их можно разделить на 2 группы : методы словесного и методы смешанного воздействия . К методам словесного воздействия относятся: разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования, приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др. 21 К методам смешанного воздействия относятся: поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах действия , специальные упражнения для самонастройки , упражнения для отвлечения от неприятных мыслей . Эффективность методов словесного воздействия , зависит во многом от авторитета тренера , его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них,эмоциональное влияние ,логичности и образности речи правильности замечаний. Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати. Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому , чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена. Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров. Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у боксеров- то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки спортсменов.[23] 22 Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров Психологическая подготовка боксеров должна включать средства и методы формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в связи с условиями соревнований. Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки. 2.1 Организация работы психолога Психолог , начинающий работать с командой боксеров , нередко сталкивается с рядом трудностей . Они возникают из-за того , что психолог , правило , не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако , если он работает с ними достаточно долго , ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать свою работу его органической составной частью. Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может не быть психологом. 23 Он должен систематически , целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения контролировать себя , применять индивидуально значимые методы само регуляции психического состояния , вводить в особое психическое состояние , в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности . Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды). Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи. Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров: 1. Разъяснительная беседа со старшим тренером. В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов. 24 2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции. Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них. 2. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции. В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции . 3. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции. Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции , подчеркнув что , гетерорегуляция нужна на первом этапе , когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам. 4. Специальная беседа с лицами , нуждающимися в психорегуляции. В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого спортсмена , чтобы учитывать их в дальнейшем , в ходе психорегулирующих мероприятий . 25 Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей деятельности . Работа должна быть четко спланирована. В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов 1. Занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения , работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата . В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям. 2. Обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации. Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими занятиями , когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл формируемых состояний , механизмы возникновения тех или иных ощущений , анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств саморегуляции. 3. Непосредственные обучения самоконтролю и саморегуляции. Этот раздел работы состоит из двух этапов . На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются). Психолог лишь подает команды , выделяя периоды расслабления , переходную стадию и стадию идеомоторной тренировки. Внимательно наблюдая за позами спортсменов , фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы , (поддергивание век ) он составляет представление о том , насколько успешно происходит расслабление. В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали , что им мешало .На втором. 26 этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации 4. Работа над формированием образа психического состояния , значимого для наиболее полной реализации физических и тактических возможностей спортсмена. Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений , которые являются составными компонентами образа , а также умение их поэлементно тренировать , а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия , фиксируя их и постоянно удлиняя во времени. 5. Организация и контроль проведения пауз психорегуляции. Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов. 6. Индивидуальная работа со спортсменами , нуждающимися в гетерорегуляции. В этом разделе работы наиболее полно реализуются задачи конкретной психологической настройки на предстоящую деятельность , а также закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности. 7. Индивидуальная работа с тренерами по определению программы и плана их работы со спортсменами. Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что главный психолог в команде – он сам. 8. Специальная психологическая подготовка тренера. Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен (выполняет ли он секундирование , дает ли 27 полезные советы перед боем ) им передаются его эмоции и настроения бойцу. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов так же , как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам дополнительные силы и волю к победе. Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную психологическую подготовку, которая направлена на становление необходимых психических функций. 9. Прочие виды работ . В этом раздел входят дополнительные мероприятия , проводимые психологом в команде : текущее обследование спортсменов , составление индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и т.п. [5] На основе принципов комплексной психорегуляции сложилась определенная система последовательного обучения спортсменов саморегуляции , условно названная психодидактикой . Под психодидактикой понимается сочетание использованных средств и методов психорегуляции , направленных на поэтапное совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции. На первом этапе предусматривается использование различных средств и методов гетерорегуляции с целью создания у спортсменов представления о том , что он должен достигнуть самостоятельно . Важно формировать в сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и ощущениями тяжести тела , прохлады, легкого тела , ясной (“пустой”) головы и т.п. В этот период используются различные аппаратурные и вербальные средства гетерорегуляции. Роль спортсмена в основном пассивная : все ощущения ему создают , а он лишь фиксирует их в памяти. 28 На втором этапе спортсмен уже сам должен учиться формировать ощущения. Процесс саморегуляции ведется с помощью вспомогательных средств и без них. Здесь важно найти “ключ к себе” ,т.е. конкретный технический прием, конкретное средство самовоздействия , с помощью которого можно будет добиться необходимой стадии расслабления , или наоборот , мобилизации. На третьем этапе отработанная, индивидуально значимая система саморегуляции автоматизируется. Важно что на уровне представлений эти реакции настолько отработанны , что могут реализовываться практически мгновенно . Человек при этом может даже полностью не осознавать нового ощущения , но оно уже способно включать комплекс полезных и рациональных защитных психофизиологических механизмов . Например , у боксера появляется чувство боли в боку , по механизму самоприказа немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла или срабатывает так называемая реакция самоанестезии , , когда спортсмен как бы не замечает боли . Без этого, было бы необходимо просто терпеть , что намного нерациональнее. Другой пример : когда во время ведения боя появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса факторов лежащих в основе утомления , также рациональнее вместо настройки на терпение получить самоприказ : “Я ничего не чувствую “ или “ тело легкое , невесомое, нет никаких мыслей “. На третьем этапе идет систематическая тренировка степени доминирования конкретных состояний , которые уже сформированы и имеют конкретное выражение . Третий этап еще до конца не разработан в методическом плане . 29 Спортсмен на этом этапе может сравниться с актером , который выучил роль , сыграл в первых спектаклях , но продолжает совершенствовать образ , который он создает.[19] Главное в систематическом сотрудничестве психолога и тренера – подготовка спортсмена к конкретным соревнованиям . 30 2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров К психологическим показателям тренированности боксеров относят различного рода данные о сенсомоторных, перцептивных , мнемических , эмоциональных и других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов. В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке двигательных реакций боксеров , поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности .Двигательные реакции бывают простые , сложные и антиципирующие . Простые реакции в меньшей степени отражают уровень тренированности , поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются . В последнее время для определения специфических реакций использовалась аппаратура , позволяющая моделировать условия характерные для деятельности боксеров . В частности , в качестве определенного раздражителя используется не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка , нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных диапозитивах . Испытуемый должен реагировать определенным действием (или бездействием) на ту или иную позу изображенную на диапозитиве. Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это , но уже без зрительного контроля. 31 Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций . Для оценки психических состояний , и в частности эмоционального состояния , чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления.(ЭКС) Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат- тремометры самых разных конструкций . Наиболее подходящим для оценки психического состояния боксеров Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при исследовании предстартового состояния боксеров .Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны , не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса . К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно , поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа , на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпритация данных полученых с его помощью.[18] 32 Выводы 1)Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях. 2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию. 3) Роль психорегуляции в круглогодичной тренировке доказана необходимостью мобилизации психических процессов, необходимых для достижения успеха в соревнованиях. Однако психорегуляция должна протекать не стихийно механически подчиняя себе и часто искажая поведение спортсмена , а под строгим контролем его сознания . 33 Список используемой литературы 1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979. С .18-20 2. Бокс : Учебник для институтов физической культуры. /Под редакцией Дягтерева А.К. М.: Физкультура и спорт,1979 С.40. 3. Бокс : Ежегодный справочник для тренеров. М. : Физкультура и спорт,1970. ,4 выпуск.С.11. 4. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15. 5. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.: Физкультура и спорт. 1967.С.44.62. 6. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.: Физкультура и спорт .1984 С.84-85. 7. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. изд.: Ленинград. 1981. С.82-84. 8. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56. 9. Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт .1965. С.89,115. 10.Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1971. С.148-150 34 11.Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. М.: Физкультура и спорт.1971. С.154,167. 12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,1987. 320 с. 13. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт,1978. С.11-12. 14. Лаптев Л.А., Лавров П.И., Левитан П.К. Управление тренированностью боксеров. М.: Физкультура и спорт.1973. С.15-117. 15. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт.1964. С.64,84. 16. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и спорт .1990. С.64,89. 17. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. М.: Физкультура и спорт. 1978.С.224. 18. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.: Физкультура и спорт .1966 С.13. 19. Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85. 20. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. 210с. 21. Романенко М.И. Молодому боксеру. М.: Физкультура и спорт 1968. С.58. 22. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров .М.: Физкультура и спорт 1968.С.58. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |