реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Западная философия XIX-XX века

Западная философия XIX-XX века

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

Подполковник В. ГРАБАРЬ

« » __________ 1999 г.

ЛЕКЦИЯ №4.

Тема: Западная философия XIX - XX века.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании ПМК «Философия»

Протокол № от « » ______ 1998

Председатель ПМК «Философия»

полковник В. Карпов

Пермь 1999г.

Тема: Западная философия XIX - XX веков.

План лекции:

Введение.

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,

экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Время: 2 часа

Аудитория: №

Литература:

1. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.

2. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект»,

1998.

3. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.

4. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.

5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997,

тема 27 - 28.

6. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,

1997, гл. 8 - 10.

7. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 -

40.

8. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон.,

«Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.

Введение.

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция

заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы

больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах

и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих

философов прошлого и современности.

Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая

отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:

1) Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная

философия XX века рассматривалась только в негативном свете.

2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной

философии, отсутствие их строгой научной классификации создает

трудность для её понимания и усвоения.

3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу

сложную, динамичную эпоху.

4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому

овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней

жизни.

Отсюда:

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её

влияние на развитие науки и социальной мысли в

современном обществе.

I Вопрос.

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает

философия) в форме основополагающих принципов и идей.

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений,

течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие

традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство,

неотомизм) так и совершенно новые течения.

Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений

составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие

философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Особенностями классической философии XIX века является:

-вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная

деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

-вера в рациональное познание, в науку и прогресс

-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и

познаны общечеловеческие идеалы и принципы.

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие

рационализму в целом «не делали погоды».

С середины 19 века в обществе происходят социально- политические

изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу

«империализм».

Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

1) Наука:

XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах

человеческой жизни.

Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула

ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

Создана квантовая механика и ядерная физика

В биологии выяснен механизм наследственности

Усиливается связь науки и техники:

-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар

-в начале 40-х создано ядерное оружие

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили

многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно-

технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно-

технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

6. Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-

е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое,

ядерное)

7. Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду

революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему

выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.

8. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический

режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после

которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и

мир капитализма.

Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских

концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических

типах философствования.

И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:

1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше,

которые в основание жизни ставили не разум, а волю.

2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась

интуиция, как способ постижения мира.

3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод

разума) к комплексам ощущений.

4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное),

которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для

него ценность.

Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи

Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой

психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный

характер:

-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике

-с другой - создание новых течений, критикующих классическую

философию.

Марксистская философия.

Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей

итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.

Создателями диалектического и исторического материализма были:

-Карл Маркс (1818 - 1883)

-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило

новую, более высокую форму материализма.

Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим

выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и

интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки

возникновения марксизма).

Теоретическими источниками марксизма явились:

-Немецкая классическая философия

-Английская политическая экономия

Французский утопический социализм

Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие

клеточного строения всего живого мира

-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растительных

видов

-открытие закона сохранения и превращения энергии.

Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических

событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через

исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для

научной критики всех предшествующих теорий

-так и для создания нового, более развитого учения, являющегося

обобщением опыта всей общественно- исторической практики.

Новизна философских идей марксизма.

1. Центральной идеей (философским откровением) стала идея

материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть

естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет

общественное сознание.

Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи:

1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества

(первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная

формации), где человек был несвободен.

2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно

свободен) и она будет твориться людьми сознательно.

2. Материалистическое учение о практике.

Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали

главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало.

Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное,

торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям.

Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность,

практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по

отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди

осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в

разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а

только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой

стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих

рассуждений.

Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о

Фейербахе».

Таким образом, взяв практику за исходное, Маркс распространил

материализм на область общественной жизни.

3. Научная теория идеологии.

Открыв зависимость сознания людей от практической деятельности, Маркс

и Энгельс коренным образом переосмыслили значение и роль духовной

деятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, не могут служить

источниками и причинами исторических изменений. Всякое мировоззрение, в том

числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь,

изменяющуюся по собственным, лишь частично понятым людям законам.

Обобщая свои выводы, Маркс и Энгельс создали концепцию идеологии.

Духовное начало, идеология является искаженным отражением реальности. И это

проявляется независимо от классовой ориентации мыслителя. Изменяется жизнь

- соответственно изменяются и взгляды людей.

Наиболее полно данная проблема рассмотрена К. Марксом и Ф. Энгельсом

в «Немецкой идеологии».

4. Учение об общественно- экономических формах.

Анализируя историю, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитие

общества зависит от типа материального производства. Каждому типу

материального производства присуща своя форма, которую Маркс назвал

общественно- экономической формацией. Меняется тип материального

производства - меняется и формация. В предисловии «К критике политической

экономии» Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и

современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как

прогрессивные эпохи экономической общественной формации».

5. Концепция человека - творца истории.

Маркс и Энгельс пришли к выводу, что историю общества делают сами

люди в ходе своей повседневной жизни. Живя в обществе, человек вступает в

многочисленные контакты с другими. В результате этого создаются

общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения, создают

новые, и одновременно меняются сами.

6. Открытие материалистической основы диалектики.

Величайший диалектик, Гегель рассматривал диалектику как сферу

разума, независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано,

приведено в порядок большинство приемов, законов диалектического мышления.

Этому была посвящена его книга «Наука логики», представляющая собой

своеобразный учебник по технологии диалектического мышления.

Маркс, исследуя эффективности диалектической методологии, обратил

внимание на то, что главные, фундаментальные зависимости и отношения,

проанализированные Гегелем, присутствуют и в реальных процессах природы

общества. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые,

никогда не бывавшие гегельянцами. Вывод был сделан Марксом в четкой

теоретической форме: «Мой диалектический метод по своей основе не только

отличен от гегельского, но является его прямой противоположностью. Для

Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в

самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет

лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что

иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и

преобразованное в ней».

7. Движущие силы общественного развития.

Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение

роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они

увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от

эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней,

роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за

развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением

- призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к

освобождению.

Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп

общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в

союзе с которой философия может осуществить свое призвание «Подобно тому

как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и

пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» («К критике

Гегелевской философии права. Введение»).

8. Гуманистичность философии марксизма.

В центре философских проблем стоит человек.

В «Экономически- философских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою

философию реальным гуманизмом.

Воплощение реального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда,

обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на

этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности.

Рассмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной

сущности - творца.

9. Философские основы учения о войне, мире и армии.

К войне и миру Маркс и Энгельс подходили как к сложным социальным

явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф.

Энгельс писал в «Анти - Дюринге»: «Ничто так не зависит от экономических

условий, как именно армия и флот». Рассматривая соотношения войны и мира,

они показали, что война является спутником эксплуататорского общества, а в

обществе, свободном от эксплуатации, главным принципом будет ... мир, ибо у

каждого народа будет один и тот же властелин - труд.

При определении социального характера войн Маркс и Энгельс всегда

стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические

войны и указывали пути ликвидации войн - устранение всякой эксплуатации.

Классики марксизма также глубоко выясняли социальную природу и

назначение армии, её функции в различных общественных системах и т.д.

Таковы основные положения, которые Маркс и Энгельс внесли в

философию, подняв её на качественно новый уровень.

Сущность философии марксизма - соединение материализма и диалектики,

подход к любым процессам с диалектико-материалистических позиций. Идеи

Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль 20

столетия, на социологию знания и практику.

Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию».

Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая

философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев,

неотомистов.

1) Неокантианцы.

Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19

века).

Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой

опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы.

Оно представлено двумя философскими школами:

а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 -

1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).

Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках,

философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские

положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан

самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только

форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой

роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к

релятивизму.

б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих

Риккерт (1863 - 1936)).

Они опирались на кантовское различение разума теоретического и

практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.

Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по

реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с

закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть

только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится

субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.

1) Неогегельянство - идеалистическое направление, основанное на обновлении

интерпретаций философии Гегеля.

Представители:

-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)

-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли

-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)

Главные направления:

1. Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий

2. Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным

мировоззрением

3. Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма

4. Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма

5. Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе,

оправдывая политику имперского государства.

3)Неотомизм:

Стремление сохранить классические корни философии провозгласила

религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и

получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы

Аквинского) которое стало философией Ватикана.

Иррационализм.

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е.

противостояние классической философии)

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность

общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией

(1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками

тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над

действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по

отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход новой философии сыграл положительную роль в

развитии философского знания:

-давалась критическая оценка рационального познания, определялись его

границы, пределы его возможностей

-изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также

психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)

-«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях

опыта, практики, в психологических формах

Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих

со старой «классической » философской системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа,

примата изучения жизни индивида над исследованием больших

человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов);

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.