![]() |
|
|
Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра философии и отечественной истории Р Е Ф Е Р А Т по философии на тему: «Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)» Выполнил: аспирант А.В. Юрасов Рецензент: док. филос. наук А.М. Старостенко ОРЕЛ 2004 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………..3 1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему информатизации………………………………………………………………….5 2. Информационное общество: сущность, тенденции, проблемы развития развития………………………………………………………………………….18 3. Современное состояние информатизации в России и перспективы её развития………………………………………………………………….…...33 Заключение……………………………………………………………………...51 Список использованных источников………………………………………….54 ВВЕДЕНИЕ Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации – информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и, прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль, место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются теории постиндустриального и информационного общества. Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или культурной точки зрения. Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию. Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий. Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом плане, так и в практическом. Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1. Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к проблеме информатизации. 2. Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития информационного общества. 3. Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и перспективы её развития. Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных источников из 42 наименований. 1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему информатизации В современных условиях информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий. Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной науке. Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется много определений понятия информации, от наиболее общего философского – «информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического – «информация есть все сведения, являющиеся объектами хранения» [18]. Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и характеристики: - информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира (академик Г.Поспелов) [25]; - информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом [16]; - информация является одним из универсальных свойств материи [9]. - под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей, символов, образов [8]. В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого определения информации пока ещё нет. Самое простое, классическое, докибернетическое определение информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему). Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь). Имеются ещё и такие определения как: информация – передача разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора (Т. Яглом) [42] и др. Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых, проявленных, реальных смыслов» [33] . Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода, две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и функциональная. Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а функциональный связывает информацию лишь с функционированием самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя подходами? Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем признать, что информация – признак, характерный не только для живой материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации). Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения [36]. Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане представления его в классической и постнеклассической методологии. Понятие «информация» становится всё более многоаспектным, мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного мира (энциклопедическое определение). В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной (экономической, политической, правовой, социально-психологической, социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с позиций социальной информациологии. Итак, в философско-социальном плане информация – это передача, циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного пространства человека. В теории информации информация определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределённости знания о совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией. В социальном управлении информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких- либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об управленческой информации. На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты, сведения о процессах и явлениях окружающей действительности, которые отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно, что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать сущность информации. Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему, употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении производительности труда на основе новых информационных технологий. Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных процесса: - медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; - компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки информации; - интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальной структуры. Термин «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей [17]. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация должна быть слита с процессами социальной интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды. Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: - технократический – когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; - гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы. Концепция информатизации включает, прежде всего, создание унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления, хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для информационного обеспечения деятельности. До сих пор несмотря на широкое распространение термина «информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70- х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему: - на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не право собственности, а право пользования; - возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально- экономические последствия; - информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры. Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияния нового класса квалифицированных профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным инструментом социального прогнозирования. Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий – информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья технологическая революция и её возможные социально-экономические последствия». Теории информационного общества делятся на две группы: 1. Теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен). 2. Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»). В концепции информационного общества отмечается, что оно является особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества. Первый рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом. Д. Белл формулирует одиннадцать фундаментальных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |