реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.

Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.

Государственный Университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра философии и политологии

Реферат

по философии

по книге Сагадеева «Ибн-Сина»

[pic]

Выполнила: студентка 2 курса гр. Фил-21

Проверил: преподаватель по философии

Дата сдачи работы:

Дата рецензирования:

Ульяновск 2003 г.

Содержание

1. Введение, глава 1………………………………………………………...стр.2-6

2. Глава 2…………………………………………………………………....стр.6

3. Глава 3……………………………………………………………………стр.6-8

4. Глава 4…………………………………………………………………....стр.8-13

5. Глава 5…………………………………………………………………...стр.13-16

6. Глава 6…………………………………………………………………...стр.17-18

7. Глава 7…………………………………………………………………...стр.18-19

8. Заключение……………………………………………………………...стр.19

9. Список использованной литературы………………………………..стр.20

За безбожье своё пред собою одним

я в ответе.

Крепче веры моей не

бывало

на былом свете.

Но, коль даже единственный в мире –

и тот «еретик»,

Значит, нет, говорю,

правоверных

в нашем

столетье!

Ибн-Сина

Автором выбранной мною книги является Сагадеев Артур Владимирович,

написавший немало статей и переводов с арабского языка. Данная его работа,

которая называется «Ибн-Сина» рассказывает нам о величайшем философе,

мудреце, учёном, является довольно интересной на мой взгляд. В этой книге

рассказывается о деятельности выдающегося учёного, даётся краткая

характеристика его основных работ, а в конце книги даётся приложение - его

«Трактат о Хайе, сыне Якзана». Как известно Авиценна является продолжателем

традиций восточного аристотелизма и неоплатонизма, основное идейное

изложение которых и даётся далее.

Глава 1. Жизнь. Творчество. Идейные предпосылки. Философ, врач, визирь

и вечный странник. Так называется первая глава, в которой примечательно, но

кратко рассказывается о биографии выдающегося мыслителя. Сагадеев, прежде

всего, даёт описание общей обстановки, в которой жил и творил Ибн-Сина. Аш-

Шейх ар-Раис родился в Средней Азии близ селений Бухары в 980 г, его отец

был финансовым чиновником, который, встречаясь с исмаилитскими кругами, не

был лишён философских интересов. Маленький Абу-Али подслушивал беседы отца,

пытаясь, что-то понять. Таким образом, первоначальное образование он

изучил, освоив Коран и словесные дисциплины, к десяти годам. Далее на Ибн-

Сину значительное влияние оказал учёный Абу-Абдаллах ан-Натили, под

руководством которого будущий философ разбирал трактат Порфирия Тирского.

Учитель диву давался тому, что ученик превосходил его в плане объяснения

определений, то есть Ибн-Сина истолковывал рассматриваемые объекты гораздо

более ясно и просто. Поэтому после этого Абу-Али стал усердно штудировать

физику и метафизику, что впоследствии повлияло на его склонность к

медицине. После этого последовали годы странствий в силу смерти его отца.

Он стал скитаться по разным местам, сталкиваясь с различными трудностями,

будучи на грани жизни и смерти. Последние годы жизни (1024-1037),

проведённые в Исфахане, стали самыми плодотворными, так как именно в этот

период были написаны самые значительные произведения: «Книга спасения»,

«Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Восточная философия»,

«Книга справедливости» и ,наконец, самая главная «Книга исцеления».

Наиболее достоверные источники дают нам достопримечательные черты

философа, образ которого отличается одержимостью исследовательского духа,

стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему знаний. Ибн-

Сина выделяется тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью и остротой

мысли. Между тем он был склонен к чувственным наслаждениям. Однако есть

некоторые авторы, которые говорят об его «религиозном пыле». Тем не менее,

несмотря ни на что, философ отличался неисчерпаемой работоспособностью. На

мой взгляд, этим и оправдываются невероятно-значимые заслуги учёного.

Абу-Али – автор самых разнообразных и по форме, и по содержанию

произведений, написанных в основном на арабском языке. К нефилософским

научным трудам без сомнения следует отнести «Канон врачебной науки», в

котором Ибн-Сина систематизировал накопленные медицинские знания и

собственный опыт врача. Его некоторые представления в области медицины были

близки к современным. К философским произведениям можно отнести «Книгу

исцеления», многотомное сочинение, охватывающее все отрасли философской

науки: логику, математику, физику и метафизику. Из сохранившихся до наших

времён трудов Абу-Али следует упомянуть трактат «Об определениях», в

котором автор продолжает традицию составления специальных философских

лексиконов. До сих пор неясны вопросы относительно авторства некоторых

книг, дело в том, что есть сочинения, традиционно приписываемые Абу-Насру

аль-Фараби, который написал сочинение о целях книги «Метафизики»

Аристотеля, так вот при чтении сочинений возникает мысль о том, что автором

этих книг можно считать Авиценну. Таким образом, это требует тщательных

исследований, об этом и рассказывается во второй части первой главы,

которая так и называется «Два аль-Фараби» (с.12-37).

«Два аль-Фараби». Эта часть главы рассказывает нам о связи аш-Шейха ар-

Раиса с крупнейшими идейными течениями, а также о работах его учителя Абу-

Насра аль-Фараби, так как его основные положения философии помогают уяснить

учение Ибн-Сины.

Вначале рассматриваются три течения ислама: мутазилизм, исмаилизм и

суфизм, а также их взаимосвязь с философией. Сагадеев даёт, на мой взгляд,

неплохую характеристику и идейный смысл вышеперечисленных форм. Но сначала,

как мне кажется, следует представить краткие черты ислама в рассматриваемом

периоде. Во-первых, Муххамед в эпоху раннего средневековья воспринимался

как реальная историческая личность, во-вторых, Коран подвергался толкованию

в рамках спекулятивного богословия – калама.

Таким образом, самыми ранними представителями свободомыслия в исламе

являются мутазилиты, которые и являются толкователями калама. Следует

обязательно подчеркнуть, что для средневековой арабо-мусульманской

философии представление о религии связывалось с чисто практическим,

политическим искусством, призванным регулировать межличностные отношения и

не имеющим никакого отношения к постижению истины. В мутазилитской форме

вольнодумство определялось сосуществованием здесь нескольких различных

религиозных организаций: строгий мутазилизм был связан с «диалогом» между

исламом и христианством, а также борьбой против манихейских движений. Автор

говорит о том, что мутазилитов называли «поборниками единобожия и

справедливости», так как их учение основывалось на единстве Аллаха и его

абсолютной справедливости. Могущество Аллаха и его воля подчинены его

абсолютному знанию.

Относительно характеристики исмаилизма следует выявить то, что это

ответвление одного из двух главных направлений в исламе – шиизма. В

качестве теологического учения в нём различались внешний, экзотерический

аспект слова божьего и его внутренний эзотерический смысл, то есть

сокровенный смысл Писания был доступен только имамам, а внешняя сторона

буквы закона предназначалась для невежественной толпы. На мой взгляд, здесь

наблюдается односторонняя точка зрения понимания священного писания, что

говорит о несправедливости, получается так, что слово Божье доступно лишь

определённому кругу людей. Далее вообще говорится о том, что не было

практически никакой грани между так называемыми избранными и невеждами. В

целом Сагадеев рассуждает о том, что исмаилитское учение выступает в роли

синтеза античной мудрости и религиозно философских воззрений народов

Востока, и говорит также о его разделении на радикальное и умеренное

направления.

Как оппозиционное суннитскому «правоверию» возникло и суфийское

направление в исламе, специфика которого заключается в проповедовании

аскетизма и возможности познания бога через мистическую интуицию, то есть

образ жизни аскетов был демонстративным вызовом и укором людям,

предпочитающим материальные блага.

Таким образом, охарактеризовав вышеперечисленные учения, следует

сказать о том, что носители их считали истину запредельной по отношению к

той или иной традиционной религии (с.37-54).

Абу-Наср аль-Фараби(870-950) систематизировал восточный перипатетизм и

дал решение вопросу о соотношении религии и философии. Он выявил, по-моему,

блестящую точку зрения относительно того, что философия даёт теоретические

основы естественнонаучным дисциплинам, политике и преобразует общество в

правильном направлении. В метафизике он различает разработки и богословско-

космологические рассуждения в отношении религиозных и политических

соображений. Аль-Фараби считается одним из трёх главных учителей Авиценны

(двумя другими являются Аристотель и Плотин). Абу-Наср является автором

трёх написанных сочинений (перечень работ Аристотеля): «Слово о

классификации наук», «О том, что должно предшествовать изучению философии»

и «Философия Аристотеля». Сагадеев даёт описание тезисов, чтобы читатель

смог сформулировать для себя черты идеального государства, сравнить их с

воззрениями Аристотеля, касающихся тех же вопросов. Далее даётся схема так

называемого «образцового города», классифицируются «силлогистические

искусства», состоящие из соответствующих пяти видов рассуждений –

поэтических, риторических, софистических, диалектических и аподиктических.

В политике – «широкая публика» не отделена от «элиты», а идеологическую

базу составляет «истинная» религия. Даётся соотношение философии, теологии

и религии в классификации наук – в итоге теология есть «служанка»

философии. Таковы некоторые положения из философии Абу аль-Насра,

продолжателем которой и является Ибн-Сина (с.54-71).

Глава 2.Классификация наук. В рассматриваемой мною главе даётся

разработка классификации наук, предложенная непосредственно Ибн-Синой.

Итак, по воззрениям великого учёного, философское знание разделяется

на две области наук: теоретических и практических, основой деления служит

предмет знания к действиям, исходящим от человека. Таким образом,

теоретические науки исследуют вещи и их целью является постижение блага,

практические же науки исследуют деятельность человека, направленную на эти

вещи, и соответственно их целью является достижение блага. Ну, а царицей

всех наук, конечно же является логика.

К теоретическим наукам относятся физика, математика и метафизика.

Физика в свою очередь также подразделяется на множество наук – из всего

этого выявляется характерная для мусульманского средневековья

дифференциация наук и укрепление их связи с ремесленным производством и

торговлей. Зато Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.

Чистую метафизику он делил на пять разделов, именовал её «божественной

наукой». Из всего этого следует вывод, что Авиценна творил согласно

системе, заложенной ранее его учителем аль-Фараби. Да, он также как и Абу-

Наср выделяет метафизику, считая её первой, но во всех его

энциклопедических трудах читателю предлагается вначале изучить логику,

которая помогает преодолеть стремнины на пути к высотам человеческого

знания (с. 72-83).

Глава 3. Логика. В этой главе рассказывается об успехах Абу-Али в

области логики. На мой взгляд, судя по тому, что я изложу ниже, можно

согласиться с мнением относительно копирования рассматриваемой науки у

Аристотеля. Это будет заметно по сходству признаков у двух великих учёных.

Не зря сам автор говорит о значительном влиянии на Ибн-Сину концепций,

разработанных в логической школе стоиков, ну, и, конечно же, у Стагирита.

Подобно Аристотелю Ибн-Сина исследует человеческую деятельность,

начиная с изучения языков, а именно в плане различий арабского и

греческого. Логика изучает только высказывающую речь, состоящую из материи

и формы. Материю высказываний в свою очередь образуют идеи, то есть

умственные формы, составляющие смысл слова.

Вообще изложение науки логики у Абу-Али начинается с рассмотрения

первого вида знания в его связи с простыми высказываниями.

Общие

высказывания

[pic]

сущностные

акцидентальные

(род, вид и видовое различие)

(собственный признак и общая акциденция)

К вышеназванным высказываниям относится также и «первая сущность»

Аристотеля. После этого даются определения следующим отношениям:

. Омонимические предметы – это те, у которых имя одно, а то, что

понимается под ним, различается таким образом, что в нём не

оказывается никакого сходства.

. Подобноименные – это те, у которых имя одно, а то, что

понимается под этим именем, имеет и различия, и сходство.

. Предметы по аналогии – это те, у которых имя одно, и то, что

понимается под ним, одно, но это последнее выражено не во всех

них равносильным образом.

. Соименные – это те, у которых и имя одно, и то, что понимается

под ним, одно, не заключая в себе сколь-либо значительных

различий.

. Синонимические – это те, имена которых имеют один и тот же

смысл, но обозначающие данную идею слова – разные.

. Равноименные – это те, у которых имена различаются так же, как и

обозначаемые ими идеи.

Между тем Ибн-Сина в логическом учении разбирает также десять

Аристотелевых категорий. В разделе логики разбирается отношение между

предметами, представлениями, высказываниями и письменными обозначениями,

проводится различие между высказывающими речениями и невысказывающими и

даётся классификация суждений. Абу-Али в своей работе суждения делит по

качеству (утвердительные и отрицательные), количеству (общие, частные и

приравниваемые к последним неопределённые), по отношению (категорические,

условно-соединительные и условно-разделительные) и модальности

(необходимые, возможные и невозможные). Здесь делается вывод о том, что Ибн-

Сина делал чёткое разграничение между логической модальностью и

модальностью онтологической, называл её материей. Также при разборе

суждений о возможном Абу-Али указывал на разницу в понимании возможного

философами и «широкой публикой». Ибн-Сина также определяет понятия

возможности и невозможности, а также говорит о необходимости как о таком

состоянии предиката по отношению к субъекту, которое должно сохраняться

всегда. Невозможность же – это не что иное, как необходимость

несуществования, и, стало быть, все суждения касательно «необходимого»

могут быть перенесены на невозможное.

После вышеперечисленного следуют определения умозаключений, но прежде

стоит сказать о «подлинном силлогизме», который определялся как

доказательство. «Материю» силлогизмов образуют посылки, каковые суть либо

положения, истинность или сомнительность которых предварительно

устанавливается с помощью других умозаключений.

(1) Первичные данные; (2) данные ощущения; (3) данные опыта; (4)

данные, получаемые от других людей; (5) посылки с которыми даны уже

следующие выводы; (6) общепринятые положения – суждения; (7) данные

эстимативной силы (вахм)- положения; (8) приемлемые посылки; (9) допущения-

посылки; (10) предположения-посылки; (11) мнения, складывающиеся «на первый

взгляд»; (12) уподобляющиеся посылки-положения; (13) данные воображения-

посылки (с.94-98).

После этого говорится о построении диалектических силлогизмах, которые

опираются на общепринятые положения и допущения, софистические же

основываются на данных эстимативной силы. Посылками доказательных

силлогизмов служат аксиомы, данные ощущений, опыта, положения, получаемые

от других, и посылки, вместе с которыми даны следующие из них выводы.

Завершается эта глава чрезвычайно важной мыслью Абу-Али, поведавшего о

том, что истоки научно-теоретического мышления – в практической жизни

людей, в «практических искусствах», символом которых врачебная наука

служила именно потому, что в эпоху средневековья, «когда производственные

функции науки едва обозначились, медицина более всех других наук

свидетельствовала об её практическом назначении» (с.98-104).

Глава4. Физика. Основоположения науки о природе. В этом разделе

говорится непосредственно о физике, которую Ибн-Сина определял как науку о

природе, изучающую явления, воспринимаемые чувствами и находящиеся в

изменении то есть «состояния, представление о которых неотделимо от

материи». Ближайшим предметом физики является естественное тело в той мере,

в какой оно движется или покоится. Телу как таковому движение не присуще и

помимо телесной формы тела обладают субстанциальными формами, акциденциями

и природами, природы могут и входить в форму в качестве её элемента, и быть

тождественны с ней. Силы, присущие телам по природе, Авиценна делит на три

вида:

1) Природа – это силы, действующие в телах и сохраняющие

фигуры, естественные местоположения и действия.

2) Животная душа и растительная душа – силы, которые

осуществляют в телах такие действия, как приведение в

движение или в состояние покоя, сохранения вида и прочих

завершений, посредством органов и разнообразным

способом.

3) «Душа небесной сферы» - силы, совершающие подобные

действия при помощи воли, руководствующейся единым

законом, которую она не нарушает (с.104-107)

В возникновении естественного тела участвуют три принципа: форма,

материя и небытие – но не абсолютное небытие, а то, которое именуется у

Аристотеля «лишённостью». Материя и форма – внутренние причины

существования вещей. К внешним же причинам относятся действующая и целевая.

Образец практического применения Ибн-Синой Аристотелева учения о

четырёх причинах в естественных науках можно найти в его «Каноне врачебной

науки», где материальные причины обозначают «состояние и изменения

органов…», действующие – «всевозможные внешние и внутренние факторы,

которые изменяют состояние тела человека», формальные – «функциональные

(«силы») и органические («сочетания») изменения, связанные с изменением в

организме крови, желчи и т. д., целевые – «состояние функции органов,

связанное с силами» и их «носителями» - пневмой». Таким образом, Ибн-Сина

стал указывать на то, что причинами заболевания человека могут быть не

только внешние агенты, но и внутренние источники.

Что касается движения, то подобно Аристотелю, движение понимается как

устойчивое изменение состояния тела. Движение есть действие и первое

завершение вещи, находящейся в потенциальном состоянии, в отношении того,

что она имеет потенциально (с.104-110). Формы движения Ибн-Сина разделяет

на категории:

1. Движение по отношению к количеству – это уменьшение, сгущение и

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.