![]() |
|
|
История развитияИстория развития«УТВЕРЖДАЮ» НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4 Подполковник В. ГРАБАРЬ « » __________ 1998 г. ЛЕКЦИЯ №2. Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии. Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия» Протокол № от « » ______ 1998 Председатель ПМК «Философия» полковник В. Карпов План: Введение. 1.Предпосылки и условия зарождения философии. 2.Философия Древнего Мира и Средневековья. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Заключение. Литература: 1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова - Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.). 2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100). 3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989 г. (с. 74 - 192). 4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (с. 251 - 285). 5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва: ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255). Время: 2 часа. Аудитория: № ВСТУПЛЕНИЕ. В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этой лекции: - дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии. - Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли. - Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления. - Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека. - В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать. - В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно- политической информации. Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли. ВОПРОС №1. Предпосылки и условия зарождения философии. Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность. Каковы исторические типы философии? Это: -Философия древнего мира, включающая в себя: -Индийскую философию -Китайскую философию -Античную философию -Философия средневековья -Философия эпохи возрождения -Философия нового времени 17 века -Философия эпохи просвещения -Европейская философия 19 века -Современная философия 20 века. Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей: * Античная философия - развивалась под влиянием, -С одной стороны - мифологии, -С другой - формирующейся в Древней Греции науки. * Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. * Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов. * Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента. * Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса. * Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические). * Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях. По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса. Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? * Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум. * Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование. ВЫВОД: Таким образом: - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства). - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры. ВОПРОС №2. Философия Древнего Мира и Средневековья. 1. Философия Древнего Мира. Философию Древнего Мира разделяют на: философию Древнего Востока Античную философию. 1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая. А. Древний Египет и Вавилон. Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов: - с одной стороны – космогонической мифологии - с другой – научных знаний. Это отразилось на её характере. Черты: 1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы. 3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии. Письменные памятники: -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире. -«Диалог господина и раба о смысле жизни» -«Песня арфиста» -«Беседа разочарованного со своим духом». ВЫВОД: Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Б. Древняя Индия: В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. 1-й этап - Ведический: Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания. Веды делятся на 4 части: -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; -брахманы - сборник ритуальных текстов; -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения); -упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам. 2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры): В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». * Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ. Эти школы делятся на две большие группы: 1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед. 1. Санкхья - 6 век до нашей эры 2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры 3. Миманса - 5 век до нашей эры 4. Веданты - 4-2 века до нашей эры 5. Ньяя - 3 век до нашей эры 6. Йога - 2 век до нашей эры 2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). 1. Джайнизм - 4 век до нашей эры 2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры 3. Чарвака - Локаята. 3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры): Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала. Общие черты философских школ Древней Индии: 1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности». 2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны. 3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью. 4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами. 5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству. 6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения. Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе. В. Древний Китай. Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии. Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: 3. осознание природы, общества, человека 4. взаимосвязь человека и природы. Основные философские школы в Древнем Китае: 1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии. 2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства): * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией) 3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея: * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. *В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. Черты Китайской философии. 1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». 2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты. 3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов) 4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом. 5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией. 6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным. 7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. 8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние. В целом выводы по философии Древнего Востока. 1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции. 2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы: -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва; -египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов. -китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля. б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии. 3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация. Почему? Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом. Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь. 2. Античная философия. Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет: 1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры). От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса. Всплеск философской мысли был обусловлен: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением. В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: 1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Ионийская группа школ: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. 2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы: - гедоническая (Аристипп) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |