реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура и цивилизация

Культура и цивилизация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шуйский Государственный педагогический университет

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ:

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Реферат для сдачи кандидатского экзамена

Выполнила: соискатель кафедры

спортивных дисциплин

Смирнова Ольга Леонидовна.

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук,

Профессор Собянин Ф. И.

ШУЯ 2003 г

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ.

3

1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

4

2. ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

5

3. ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ,

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

7

4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ.

13

5. ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

15

6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 17

7. ФИЛОСОФИЯ А.ТОЙНБИ.

18

8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

20

ВЫВОДЫ.

25

ПРИЛОЖЕНИЯ.

27

ЛИТЕРАТУРА.

28

ВВЕДЕНИЕ.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для

учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в

исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма

упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа

культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама

жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить

тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного

развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении

социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже

глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с

собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят

проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все

большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание

различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и

традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие

практические основания. Все это стимулировало разработку философских

проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания,

вплоть до создании особой науки о культуре -культурологии. Иначе говоря,

при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не

может обходиться без учета культурной составляющей общественно-

исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных

исследований культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и

этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая

различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из

конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете

своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением

остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы

результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется

проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном

многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде

всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ

культуры" в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи

культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до250 определений

культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных

наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в

рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже

начинается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических

проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский

взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от

всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как

таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет

в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое

значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема

"цивилизации".

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой

обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст

однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов:

так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и

различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной

противоположности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и

"цивилизация", определить их сходство и различие.

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком

широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного,

искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот

смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в

современной научной литературе встречается более 250 определений и

культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон

проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их

следующим образом. (1*)[1]

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции

основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких

определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия

и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов

развития человечества. К ним примыкают и генетические определения,

утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В

нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от

поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,

взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм.

Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные

ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком

определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое

приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и

складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение,

которому человек научился, а не получил в качестве биологического

наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов

организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему

определенных признаков, различным образом связанных между собой.

Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг

основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром

(моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих

от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или

подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных

феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в

употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений

схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный

общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура

является результатом поведения людей и деятельности общества, она

исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема,

основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических

компонентов человека и передается отличными от биологической

наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или

отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам

достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду,

когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или

Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью

имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной

реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для

человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют

особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами

культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи

или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и

переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные

факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и

оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или,

напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и

неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то:

хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное,

величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например,

испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем

его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета,

лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью

благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к

ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности

наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а

хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -это

субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не

спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на

приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет

то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только

нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он

усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько

значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или

созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное

бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому

имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска,

опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или

работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные:

произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и

т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и

духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как

ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия

общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его

взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно

оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей,

интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта

оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной,

субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и

ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким

образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от

одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной

нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения

предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что

принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием

самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные

виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но

примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и

отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе,

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую

культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение

(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию

ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной

Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.

Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как

воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно

для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как

экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе.

Материальное производство как посредник между обществом и природой

включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К

ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс различал живой и

овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно

производительной деятельности и культура управления производством,

строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление:

культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения

автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности

знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его

культура и отношение к труду.

Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох

(средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при

характеристике обществ и регионов (европейская культура), при

характеристике народностей (славянская культура).

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и

жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая

культура), а также по отношению к видам искусства (музыкальная культура,

театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития

общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют

понятием "культура".

Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.

Культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных

видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение к

труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует

культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому

отношению мы привыкли придавать очень мало значения. Между тем, если

согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение

человеком и человеческими отношения-г ми в обществе в конечном итоге

скажется и на состояние его культуры.

Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой

способности - телесной или духовной (психической). Существуют,

к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще

древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы.

Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и

Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно

должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела.

Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному

выражению.

Существовала и другая традиция отношения к телу, родившаяся в

средневековье. Тело, которое рассматривалось как временное пристанище,

сравнивалось с темницей духа. В данной традиции абсолютное предпочтение

отдавалось духу, а прихоти тела - причем далеко не все - следовало

удовлетворять лишь в самой незначительной степени. Ровно настолько,

насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.

Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно изменились. Это

выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе человек не

связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм,

ведущий вполне самостоятельное существование. В соответствии с этим

изменились и представления о культуре тела. Чаще всего она ограничена

областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана и система

целенаправленных упражнений для развития мускулатуры или своеобразного

"строительства тела" (культуризм). Это отвечает взглядам людей эпохи

индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.

Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его

тела и души (психики). Гора мышц не уравновесит песчинку интеллекта.

Поэтому древние мудрецы большое значение придавали культуре психики

человека. Вспомним Цицерона: культура духа есть философия. И деятели

Просвещения основное внимание уделяли образованности, просвещенности

человека, т.е. культуре разума.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к

внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее

частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму,

так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть

предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые

существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле

видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной

кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,

но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому

человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть

героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а

понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце

вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается

вокруг него.

Из этого не следует, конечно, что предметный вид культуры не имеет

никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.