реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Марк Аврелий

Марк Аврелий

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова

Кафедра философии

Реферат

по дисциплине “Философия”

на тему

“Марк Аврелий”

студент I курса

факультета общеэкономический

группа 9117 /дневное отд./

Директович Р.В.

Москва , 1998

Содержание

Реферат.....................................................................

...........стр.3-21

Содержание..................................................................

....................стр.2

Главные идеи Марка

Аврелия........................................................стр.3

Введение....................................................................

.......................стр.3-4

Основная

часть.......................................................................

..........стр.4-6

“Размышления”

............................................................................

...стр.7-12

Стоицизм Марка

Аврелия...............................................................стр.12

-18

Заключение..................................................................

...................стр.18-21

План........................................................................

..........................стр.22

Список используемой

литературы.........................................стр.23

Главные идеи

1. Вселенная управляется разумом , который есть Бог

2. В разумно устроенной вселенной все , что случается , является

не только необходимым , но и благим .

3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с

природой и разумом .

4. Хотя действия индивида причинно обусловленны , он достигает

свободы , действуя разумно.

5. Дурные поступки других не причиняют нам вреда ; скорее нам

вредят наши мнения об этих поступках.

6. Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым

являются гражданами всемирного государства.

7. Разумный индивидуум не должен бояться смерти , так как она

естественное событие жизни.

Введение

Огромное место занимала философия в культурном обиходе Римской

империи. Она должна была как бы заменить ту “древнюю доблесть” , которая

считалась достоянием исконного нравственного уклада , но которая , по

общему признанью , могла сохраниться лишь при безвозвратно утраченной

простоте и элементарности жизни. Философии предназначалось руководство

нравственной жизнью отдельного человека и целого общества ; с другой

стороны , она выполняла как бы функции религии , сама отделяясь от

последней все менее и менее явственной чертой. Поскольку религия продолжала

охранять и освящать данный государственный порядок , она сосредоточивалась

в культе императоров - здесь рядом с личным облаготворением , имевшим

столько образцов в греческом мире , содержался апофеоз государства. За

пределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающего

религиозного синкретизма : греко-римский пантеон постоянно заслонялся

восточными образами , и культ населения империи , начиная с Рима , как

нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту.

Основная часть

Величайшим почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий ,

последний значительный римский стоик , философия которого может

рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно

его полный внутренний распад.

Марк Аврелий родился в Риме в богатой патрицианской семье. Марк Анний

Вер , ставший впоследствии , после того как Антонин усыновил его , Марком

Аврелием Антонином , родился в 121 году. Его отец умер в весьма юном

возрасте , и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера

, который был дважды консулом и , по-видимому , пользовался расположением

императора Адриана , состоявшего с ним в отдаленном родстве. Автор

“Размышлений” был всегда проникнут чувством благодарности к людям , которым

он считал себя обязанным.

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние

своего учителя - стоика . Марк влюбился в стоическую философию и оставался

ее приверженцем до конца своих дней . Его необыкновенные способности были

вскоре замечены , и правящий император Антонин Пий , полагая , что жить ему

осталось недолго , усыновил приходящегося ему племянником Марка , дал ему

родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды

правления в свои руки . Однако Антонин прожил дольше , чем ожидалось , так

что Марк встал во главе державы только в 161 году .

Для Марка Аврелия переход к императорской власти не представлял чего-

нибудь особенного , не являлся переломом в его внутренней и даже внешней

жизни. Он не эахотел быть даже единоличным правителем и взял в сотоварищи

своего приемного кбрата Луция Вера , также получившего титул Августа.

Последний , однако , при своем бездеятельном и распущенном характере не

оказывал императору никакой помощи и нередко оказывался существенной

помехой в делах ; впрочем , и к нему Марк Аврелий относился со своим

обычным неистощимым терпением и снисходительностью.

За девятнадцать лет царствования Марка империи довелось перенести

немало испытаний . Стихийные бедствия , эпидемия , нагрянувшая с Востока и

унесшая множество жизней , постоянные военные столкновения , главным

образом с варварскими племенами , угрожавшими границам римской территории ,

особенно вдоль берегов Дуная . Почти половину своего правления Марк провел

на передовой вместе с воинами , и отдельные части “Размышлений” писались в

походной палатке , вероятно , ночью , когда остальное войско вкушало сон .

Марк Аврелий был стоиком. Следовательно , для понимания его философии

необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. Стоицизм был

одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов.

Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ , -

как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э.,

когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок.336 - 264 гг . до н.э. ) и начал

учить в Стое , или крытой рыночной площади.

Зенон и его преемники развили целостную философскую систему ,

включившую в себя эпистемологию , метафизику , логику , этику ,

политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический

материализм , который , не будучи столь интеллектуально изощрен , как

атомизм Демокрита , все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто

природную целостность , функционирующую сообразно закону , и тем самым

найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое

сочетание было не слишком жизнеспособно , оно предоставило стоикам

структуру , вокруг которой строилась вся стоическая философия.

Стоицизм пришел в Рим вскоре после того , как в середине второго века

до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл

ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками

стали император Марк Аврелий ( 121 - 180 гг. н.э. ) и раб Эпиктет ( ок. 50

- ок. 125 гг. н.э. ) .

Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей,

оставались язычниками , например Марк Аврелий , хотя и “по долгу службы”,

все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и

игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и

христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и

высказываний , а в том самоуглублении личности, на котором история

стоицизма закончилась и история христианства началась.

Переворот , совершенный стоиками в философии, можно назвать, если

воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”: чем безразличнее

становится становился стоический мудрец к окружающему его миру ( в том

числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины

собственного Я, обнаруживая в своей личности целую воеленную ранее

совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях Марка Аврелия

достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и

восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия

“внутреннего мира” человека (“внутреннего человека”, по терминологии

Нового Завета) , совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа

христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать , в определенном

смысле, рассматривать как “подготовительную школу” христианства, а самих

стоиков - как ” исктелей Бога ”.

“Размышления”

К произведениям подобным “Размышлениям” нужно относится с крайней

осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей

работой , и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и

прочувствованных его мыслей. Важно не то , что Марк Аврелии окружил себя

философами риторами , что он сделал государственными людьми своих старых

наставников , что среди консулов и проконсулов его царствовании мы находим

Ирода Аттика , Фронтона , Юлия Рустика , Клавдия Севера , Прокула . Важнее,

что в его собственном сознании между философией и жизненной практикой не

существует никакого антагонизма. Тезис гласящий , что философское

исповедание может ни к чему не обязывать , представился бы ему чудовищным.

В этом смысле Марк Аврелии скорее может напоминать о деятелях средневековой

теократии , для которых temporalia отнюдь не должны расходиться со

spiritualia. Известно , какие неразрешимые конфликты возникали на этой

почве между убежденными требованиями церкви и инстинктом самосохранения у

светского государства.

“Размышления” не назовешь обычным философским трактатом. Скорее это

сочетание интеллектуальной автбиогра и серии овещеваний , обращенных

автором к самому себе и указывающих , как должно действовать не только в

повседневных делах , но и в жизни в целом. И , действительно , заглавие ,

которое дал Марк своему соченению , - Не “Размышления” , но греческая фраза

, которую можно перевести как “ мысли , обращенные к самому себе “ . Так

как “Размышления” обращались к самому автору и , по - видимому , не

предназначались к обнародованию , им не достает завершенности правильного

философского трактата . Мысли зачастую фрагментальны , грешат самоповторами

, а весь том сочинения - чрезвычайно личный . В итоге порой трудно понять ,

что хочет сказать автор , или проследить за линией аргументации ,

приводящей его к тому или иному выводу. Тем не менее “Размышления” содержат

философское учение , которое является Аврелиевским изводом стоицизма .

“Размышления” Марка разделяются на книги и главы - но их порядок

чисто внешний . Некоторым единством обладает лишь первая книга , где Марк

Аврелий вспоминает своих родных , наставников и близких людей и объясняет ,

чем он им обязан , заканчивая перечислением всего того , чем он обязан

богам. Мы имеем своеобразный дневник - не внешних событий, а мыслей и

настроений, более важных в глазах автора , чем внешние события. Можно

сказать, что “Размышления” представляют полную противоположность другой

книге , которая также писалась среди военных тревог - Комментариям о

галльской войне Юлия Цезаря. Здесь заботливо устранено всякое проникновение

в глубь душевных переживаний , весь интерес также исключительно поглощен

объективным миром , как у Марка Аврелия миром субъективным. Марк Аврелий

обращался лишь к самому себе - он хотел закрепить переживания , которые

могли служить моральной поддержкой и побуждением. Никогда не думал он этими

строками влиять на других или исправлять их. Отсюда глубокая искренность ,

которая интуитивно воспринимается всяким читателем “Размышлений” и которой

так не достает многим автобиографиям и исповедям , отсюда и

непринужденность формы : Марк Аврелий не искал ее , как не ищут , делая

отметки на полях книги. Нет риторических забот , но выражение всегда точно

и ясно передает не только мысль , но и окружающий ее душевный фон.

Отсутствию внешнего плана соответствует и в содержании отсутсвие чего-

нибудь напоминающего философскую систему. Весьма часто в тексте мы

встречаем слово , которое постоянно напоминает насколько существенны для

каждого человека эти руководящие им начала. Как далеко , однако , это

греческое слово от современного придаваемого ему значения ; догматизм

совершенно чужд Марку Аврелию это черта , бросающаяся в глаза сразу. Нет

ничего ошибочнее в этом смысле видеть в нем догматического последователя

стоицизма.

Прежде всего прочность моральных истин не связана для него с тем или

другим представлением о мире. У него нет определенной космологии - хотя бы

той , которую выработал стоицизм. Он склоняется к этой последней в ее общих

чертах , но достоверность ее нигде не стоит для него вровень с

достоверностью нравственных начал , к которым обращается человек. Дело не

только в том, что интерес Марка Авррелияс сосредоточен на этих последних ,

как это вообще мы наблюдаем в позднейшем стоицизме , и не только в его

сомнениях относительно возможности постигнуть физическую истину ; для него

, если даже правы не стоики , а эпикурейцы , и , если миром управляет нс

единый закон , а самый случай , если все сводится к игре атомов ,

побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не

усиливается. Эта мысль повторяется чрезвычайно часто.

Поэтому , когда в “Размышлениях” мы читаем , что человеческому телу

свойственны элементы , огненные , воздушные , водяные и земляные , автор

пользуется лишь распространенной гипотезой , не возводя ее на степень

категорической истины.

Это отсутствие догматизма освобождает от сектанского духа , от

преувеличенною прославленья одной философской школы за счет других. Когда

Марк Аврелий находит родственные ему мысли у Эпикура , ои не боится их

брать , не боится и признагь в представителе гедонистической философии

мудрого учителя жизни .

Догматизм религиозный присущ “Размышлениям” не в большей мере , чем

догматизм философский. Ни один не может притязать на исключительное право

раскрытия людям божественнои тайны. Одно представлялось Марку Аврелию

несомненным : наличность в мире божества ; атеизм противоразумен. Но что

представляют эти боги , являются ли они лишь аспектами созидающего разума о

котором учили стоики и на который часто ссылается Марк Аврелий? Несомненно,

мы найдем у него тенденцию к монотеизму. Если мир един , то един

наполняющий его бог , един и общин закон , едина и истина. Учение о

посредниках между божеством и человеком , та демонология , которая так

принялась на почве религиозно философского синкретизма , остается ему

чуждой. Общение человека с божеством осуществляется прежде всего

самопознанием , а затем и молитвой. По-видимому , для Марка Аврелия первое

можег заменять второе : молитвы есть ее лишь словесное выражение

внутреннего чувства , и как таковое она должна быть проста и свободна

наподобии приводимой им молитвы афинян о дожде .

Место человека в мире изображается в “Размышлениях” в двух как бы

противоположных аспектах. С одной стороны , постоянно возвращаются

напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в

бесконечном пространстве , Европа и Азия лишь уголки мира , человек -

ничтожный миг времени. Огромное большинство исчеэаег из памяти окружающих ;

лишь некоторые превращались в мифы , но и эти мифы обречены на забвение.

Нет более суетной заботы , чем забота о посмертной славе. Реален лишь

настоящий миг - но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и

бесконечности в будущем? И все-таки человеческий дух есть высшее , что мы

находим в мире ; по образцу его мы прсдставляем душу целого. Человек не

есть его поступки ; вся его ценность лежит в его душе. И опять - таки Марк

Аврелий и здесь остается чуждым какому-либо антропологическому догматизму ;

нельзя признать за последний указание , что человеку присущи три элемента :

телесный , жизненный и разумный или что душе присуща сферичес кая форма.

Господствующий мотив Марка Аврелия и здесь чисто этический.

Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы

или промысла. Самое чувство гнева должно падать , когда мы вспомним , что

порочный не мог действовать вопреки своей природе. Но это не значит ,

чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая

ответственность. Марк Аврелий подошел к великой философской проблеме

необходимости и свободы , разрешить которую в пределах стоического

детерминизма ; он , естественно , не был в состоянии. Его понимание этики

осталось слишком интеллектуалистическим. Грех — в основе заблужденье и

незнанье. И в глазах Марка Аврелия, не по своему выбору , но всегда вопреки

себе человеческая душа лишается истины - равным образом справедливости и ,

благополучия , кротости. Как всегда в интеллектуалистической этике ,

проблема зла лишается своей трагической безвыходности , и нет необходимости

в искуплении , которое превышало бы человеческие силы. С другой стороны ,

фатализм Марка Аврелия совершенно свободен от той беспощадности в оценке

заблуждающихся и погрешающих , которая так часто вырабатывается на почве

религиозной веры в предопределение - хотя бы в кальвинизме.

Марк Аврелий никогда не был другом христиан. Единственное место в его

“Размышлениях” , где упоминается о христианах , показывает , что он

оставался холодным перед их готовностью принять мученье и смерть за свое

исповедание ; в этой готовности он усматривал даже нечто суетное и

театральное.

Возможно , ввиду более практического подхода к жизни римские стоики

сосредотачивали свое внимание на запутанных проблемах логики и метафизики

меньше , чем их греческие предшественники . Вместо этого они чаще всего

принимали основопологающую структуру стоицизма в том виде , в каком она

дошла до них , и посвящали себя этической и социальной стороне стоической

философии . Это полностью относится к Марку , как и к жившему за век до

него Эпиктету . Кроме того , Марка весьма интересовала религия , и

“Размышления” сплошь усеяны пассажами , подчеркивающими теологические

аспекты стоической онтологии .

Чтобы понять стоицизм Марка во всей его целостности , необходимо

отправляться от его метафизики . Здесь он в целом ортодоксален : вселенная

- это материальный организм , состоящий из четырех основных элементов . Все

случающееся причинно обусловлено , поэтому в мире нет места случайности .

Другим способом выразить ту же мысль , на котором делает акцент Марк ,

является утверждение , что вселенная управляется законом и порядок вещей

есть манифестация разума . Из этого , по мысли Марка , следует , что

существующий правящий вселенной разумный законодатель , или Бог. Однако , в

отличии от иудее - христианской традиции , Марк понимает Бога не как

трансцендентное существо , вступающее в личные взаимоотношения с

человечеством . Бог , согласно Марку , - это скорее имманентный разум ,

определяющий ход всемирной истории . Поскольку вселенная целиком и

полностью разумна , постольку , заключает Марк , она является также и

благой . Таким образом , полагать , будто нечто , случающееся в

естественном порядке вещей , есть зло , значит совершать фундаментальную

ошибку . Следовательно , стержнем учения Марка является некая разновидность

космического оптимизма .

Стоицизм Марка Аврелия

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень

далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в

исследовании земных и подземных глубин , но в общении с внутренним демоном

и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности , слабости

, ничтожества и покинутости человека , доходящей до совершенного отчаяния и

безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.