реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Материализм Л.Фейербаха

Материализм Л.Фейербаха

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА

студента 1 курса

группы 11-м

факультета международных отношений

Нечаевой Анастасии Сергеевны

Научный руководитель:

Абрамова Л.П.

Дата сдачи:

Оценка:

Подпись руководителя:

Санкт- Петербург

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ 8

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА 11

ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА

14

ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ 17

ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой

классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему

представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать

философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к

современной философии.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако

довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое

философское учение, которое известно под названием антропологического

материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному

идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли

о действительности, а саму действительность.

Центральные вопросы философии Фейербаха — существование человека,

смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, —

необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.

Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его

как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума

над слепыми, неразумными силами мира.

Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала его теория на

формирование философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских

революционных демократов.

Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в своем

реферате, так как в настоящее время проблема научного истолкования

общественного сознания, в котором отражается сущность человека, особенно

близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.

Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо

проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая

созданием его собственной философской концепции на основе так называемого

антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух

источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики

философского идеализма (в первую очередь – идеализма Гегеля).

Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют

такие литературные источники, как его философские произведения, критическая

литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной

добродетелью ученого.[1]

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако

довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое

философское учение, которое известно под названием антропологического

материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному

идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать

не мысли о действительности, а саму действительность.

Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий

абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть

наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением

действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле

слова)".

Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом

богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь,

электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель

разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и

идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных

положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно

обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает

природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением

природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она

воздвигла также храм мозга..."[2] Человек и есть воплощение

действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный,

непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха:

тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование

может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех

философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной

философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и

мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим

выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь

человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления

это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке,

этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух,

бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум,

страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою

объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным

значит быть включенным в мир".[3] Как легко видеть, название

"антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть

философии Фейербаха.

Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является

антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.

Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и

рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у

Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских

материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и

тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только

идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его

целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело

– две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая

природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и

отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у

Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая

философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис,

единственным, универсальным и высшим предметом философии”[4]. Философия

Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.

Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская

реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной

идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство

общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля

преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной

реакцией на немецкий идеализм.

В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не

видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с

идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В

последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель

обосновывал свою фантастическую систему.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в

том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,

понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и

поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного

существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную

природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека.

А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как

их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким

образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и

материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его

предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в

центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид

психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и

материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В

мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,

деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность

непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].

Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,

доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым

Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были

сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого

идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей

человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз

при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает

идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом

идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность

рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом.

Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования

искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками,

привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого

по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он

и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное.

Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна.

Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается

диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но

Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и

гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной

водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что

мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления

заняться медицине.

Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь

медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой».

Более точно «сома» — любой живой организм. И только особая область

медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески

«психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то

есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме,

психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии,

которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией.

Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна

заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он

стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность

идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской

религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными

в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.

Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль

выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом

зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и

мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной

форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и

физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических

взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом»,

а не материализмом.

Фейербах подверг обстоятельной критике агностицизм и субъективный

идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся

материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в

собственные глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее

глазах? – потому что кошка не хочет умереть с голоду ради любви к

идеалистам, терпя при этом страдания”[6].

В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении

материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг

вперед по сравнению предшествующим материализмом.

Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к

сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью

разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания

Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер,

непонимание роли и значения практической деятельности человека.

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА

Чтобы познать человека, нужно его полюбить[7].

Фейербах отвергает трактовку человека как только духовного существа (в

том числе картезианское “Мыслю, следовательно, существую”), но признает

человека как единство тела и души.

Человека Фейербах рассматривает прежде всего как телесное, чувственно-

конкретное существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению с

животными Фейербах видит не в мышлении, а в универсальности. Будучи

универсальным, неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие

чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые имеют

непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, т.е. эти

чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства

универсальны, они возвышаются до "самостоятельного теоретического смысла и

достоинства": "универсальное чувство есть разум, универсальная

чувственность — духовность"[8]. Мыслит не мозг, не Я, не разум, а только

человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо.

Поэтому, когда перед Фейербахом встает вопрос, где и как «человек»

(«мыслящее тело») находится в непосредственном единстве (контакте) с

окружающим миром, он отвечает: в созерцании. В созерцании индивида,

поскольку под «человеком» тут понимается именно индивид.

Тут-то и корень всех слабостей. Ибо в «созерцании» этому индивиду дан

всегда продукт деятельности всех других индивидов, взаимодействующих между

собой в процессе производства материальной жизни. Иными словами, в

созерцании ему даны лишь те свойства и формы природы, которые уже ранее

превращены в свойства и формы деятельности человека, ее предмета и

продукта.

У Фейербаха есть произведение под названием “Против дуализма тела и

души ...” Он считал, что в человеке нет такого дуализма, эти надумано.

Человек богат различными проявлениями его природы” В теории познания

Фейербах - сенсуалист, поскольку он полагал, что реальность дана нам в

ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие с точки зрения

ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания,

ощущения, любви”[9]. Можно привести еще одно из известных высказываний

философа на этот счет: “Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их

счастливыми, если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к

источникам всякого счастья, всех радостей - к чувствам”[10].

Фейербах так определяет сущность человека "...я - действительное,

чувственное существо: тело входит в мою сущность; более того, тело в

полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность". Итак, если

тело - сущность человека, то ..."человек не есть существо тождественное и

простое, но по сути своей дуалистичное, действующее и страдающее,

самостоятельное и зависимое, самодостаточное и общественное, или

симпатизирующее, теоретическое и практическое, выражаясь языком старой

философии: идеалистическое и материалистическое существо, словом, в его

сущность входят голова и сердце"[11].

"Человек, — заявляет Фейербах,— сознает самого себя из предмета:

сознание предмета есть самосознание человека. По предмету мы можем узнать

человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет собой

явленную сущность человека, его истинное, объективное "Я". Итак, сущность

человека — все, что служит объектом его мышления и труда.

Сущность человека является земной, она имеет общественный характер,

включает в себя его телесность, его чувственность и в конечном итоге

определяется природой, которая породила человека.

Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он

своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта

первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый

субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому

проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого

человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство

любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет он,

— это — эгоизм; и только одно благо, это — любовь. Любовь делает человека

Богом и Бога — человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь

есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь

есть дух, esprit"[12].

Искусство, религия и философия являются средством воплощения сущности

человека. Религия есть отношение человека к своей собственной сущности, но

такое отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к

ней как к какому-то отличному от себя и даже противоположному себе явлению.

Все свои лучшие качества человек переносит на небо и приписывает их Богу, а

низменные качества воплощаются в сатане. Бог есть портрет человека.

ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит.

Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.[13]

Приведем некоторые суждения Фейербаха, раскрывающие смысл его концепции

“Где нет любви, там нет и истины”. Человек, полагал он, а не бог, -

единственное существо, достойное любви. Религиозная любовь - это лишь

отчужденная, ложная форма подлинной человеческой, родовой любви. В

произведении “Сущность христианства” он писал: “Человек является предметом

любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.