![]() |
|
|
Научно-техническое прогнозированиеНаучно-техническое прогнозированиеСодержание Введение.................................................................... ...........................................3 Глава 1. Понятия и элементы теории научно-технических прогнозов.............6 (1. Научно-технические прогнозы.................................................................... ..6 (2. Классификация прогнозов................................................................... ..........8 Глава 2. Современные методы научно-технического прогнозирования..........14 (1. Методы экстраполяции............................................................... ..................14 (2. Методы моделирования............................................................... .................16 Заключение.................................................................. ........................................21 Список используемой литературы.................................................................. ...22 Введение. Вам не приходилось вести машину по незнакомой горной дороге( Если скорость движения велика, а машина тяжело гружена, успешно управлять ею невозможно без информации о предстоящем участке пути, без компаса и карты. Интуиция многоопытных рулевых наук еще позволяет избегать аварийных положений, но уже весьма частыми и типичными являются случаи, когда в какой- то отрасли исследований (проехали( поворот на путь, наилучшим образом ведущей к цели, или не набрали предварительную скорость, необходимую для начавшегося в мировой науке очередного крутого подъема. В области технического творчества и непосредственно в сфере производства не менее характерна ситуация, когда на недавно построенных шахте или заводе обнаруживаются (узкие( места, требующие реконструкции вновь введенного в строй предприятия. Причина этого – несоответствие ряда воплощенных решений новой технике и технологии, появившимся за 10-12 (а иногда и более) лет, отделяющих стадию проектирования от завершения строительства крупного современного предприятия. Наличие информации о предстоящих потребностях, возможных результатах и последствиях управляющих воздействий – необходимая предпосылка оптимального управления любой системой. Именно поэтому непременным элементом всякого и каждого вида целесообразной деятельности человека является более или менее развитое предвидение результатов предпринимаемых действий. (...Самый плохой архитектор,– отмечал К. Маркс,– от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что , в своей голове([1]. В особенности прогностическая функция присуща научным системам знания. Однако следует сразу отметить, что многолетний опыт реализации наукой этой ее функции относится почти исключительно к объектам научного изучения. Что же касается предвидения будущего самой науки и, в частности, организационных форм ее жизнедеятельности, то такого рода прогнозирование стало возможным лишь на основе научного подхода к изучению самой науки и научно- исследовательской деятельности. Научно-техническая прогностика является одним из важнейших разделов современного науковедения, создающего теоретические основы управления научно-техническим прогрессом. Прогностика как наука возникла в наши дни в условиях научно- технической революции. Но как область поиска она берет начало в глубокой древности. (Прогностика( – термин древнегреческий. Напомним о написанной более 2 тыс. лет назад книге великого древнегреческого врача Гиппократа (Прогностика(. В наиболее общем смысле это понятие обозначало искусство формулирование диагнозов и прогнозов процессов и явлений. В отличие от предсказаний оракулов и пифий прогностика того времени касались в основном способов определения, различных болезней, их протекания и исходов. Искусство предвидения базировалось только на интуиции прорицателей, а чаще – на приметах, догадках и других столь же (научных( основаниях. Необходимость предвидеть будущее осознавалось во все времена. Но особенна велика потребность в прогнозах в наш век – век стремительных темпов общественного развития, гигантского взлета науки и техники, бурного развития производства. Прогнозов, основанных на интуиции, сейчас, разумеется, недостаточно. Необходимо прогнозирование, базирующееся на объективных закономерностях, на переработке информации по строгим правилам логики и математики с применением ЭВМ. Современная прогностика – это система научного знания. Поэтому, заимствовав у древних сам термин мы тем не менее можем говорить о новом рождении прогностики. История хранит множество примеров гениальных предвидений выдающихся мыслителей и новаторов техники всех времен и народов. Так, еще в условиях феодального строя, заглядывая более чем на шесть столетий вперед, английский ученый Роджер Бэкон предсказал появление и широкое распространение в будущем таких видов техники, как средства самоходного транспорта для передвижения по суше, воде и воздуху. Гениальный итальянский ученый, инженер и художник Леонардо да Винчи предвосхитил идею колебательного движения как основу для объяснения природы световых, звуковых и магнитных явлений. Им же были сделаны казавшиеся многим современникам беспочвенно фантастическими эскизы проектов ткацких станков, печатных машин, подводных лодок и летательных аппаратов тяжелее воздуха. Корифей отечественной науки, академик В.И.Вернадский, одним из первых предвидел последствия начавшегося в то время проникновения в тайны атома. Он говорил: (Перед нами открылись источники энергии, перед которыми по силе и значению бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических процессов. Мы, дети XIX века, на каждом шагу свыкались с силой пара и электричества, мы знаем, как глубоко они изменили и изменяют всю социальную структуру человеческого общества, больше того – как глубоко они меняют более мелкую бытовую обстановку человеческой личности... А теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению(. Впоследствии, развивая свои мысли о будущем использовании атомной энергии, Вернандский добавил: (Это может случится через столетие. Но ясно, что это должно быть. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение( Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны чувствовать себя ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества( 1. Прогнозы научно-технического прогресса – дело весьма сложное и ответственное. Оно требует не только глубокого проникновения в сущность и закономерности развития науки и техники, но и ясного представления о взаимодействии их с общественными условиями жизни людей. Глава 1. Понятия и элементы теории научно-технических прогнозов. (1. Научно-технические прогнозы. Ныне известны различной направленности прогнозы( ресурсов, общественных потребностей, промышленного потенциала, развития социальных условий, демографические, комплексные прогнозы развития экономики и другие, имеющие тенденцию складываться во взаимосвязанную систему представлений. Научно-технические прогнозы непосредственно примыкают к системе прогнозов социально-экономических процессов. Они с полным основанием могут трактоваться как ее подсистема, сохраняя при этом всю свою специфику, вытекающую из своеобразия объектов, целей и методов прогнозирования. Тесная связь научно-технического прогнозирования с экономикой, а через нее с социологией выражается не только в использовании элементов социально-экономического анализа при оценке исходных позиций прогнозирования, в процессе его и при выборе результирующих вариантов, но и прежде всего в том, что сам прогнозируемый научно-технический прогресс является определяющим фактором эффективности процесса общественного производства. Существенные отличия научно-технического прогноза от прогноза экономического развития находятся на уровне различий между понятиями наука и техника, с одной стороны, и промышленность, сельское хозяйство, медицина и т.п. – с другой. Типология научно-технических прогнозов весьма представительна. Можно, например, классифицировать прогнозы науки и техники по масштабам, уровню комплексности, времени упреждения, по регионам и т. д. Существенно при этом различать и научное предвидение таких взаимосвязанных объектов( развитие науки как системы знаний; развитие организационной системы науки; развитие техники, в котором выделяют в свою очередь уровень промышленно освоенных технических средств и уровень новых технических разработок. Особое место в исходных позициях прогностики занимает вопрос о возможности (в принципе) прогнозировать научные открытия. Крайняя точка зрения на этот вопрос сводится к попыткам поставить знак равенства между предвидением открытия в науке и самим фактом открытия нового явления или закона. На этом основании формулируется (диагноз прогнозу(, отрицающий само право на существование прогнозов в науке. Анализ подобного рода (диагнозов( и самих процессов познания, реализуемых естествоиспытателями, говорит как раз об обратном( в абсолютном большинстве случаев научному открытию обязательно предшествует (с разными интервалами упреждения – от минут до столетий) возникновение прогнозной гипотезы в возможном открытии. Известны и примеры, когда на основе строго научных систем представлений о закономерных причинно-следственных связях между явлениями объективного мира ученым удавалось высказывать прогнозные идеи о возможном существовании и возможных свойствах неизвестных астрономических объектов, химических элементов, биологических видов и др. Последующий ход истории науки приводил к действительному открытию такого рода объектов, и авторами открытий считались, естественно, те, кто реально установил, доказал или продемонстрировал их существование. Случаи предвидения научных открытий – весьма редкое явление. Гораздо чаще ученые предвидят назревающий (прорыв( на том или ином участке научного фронта, опыт и интуиция позволяют им судить о перспективности взаимодействия различных научных направлений, о взаимооплодотворении их идеями, методами и новыми возможностями. Эти предвидения лежат в сфере компетентности и ответственности прежде всего тех или иных специальных наук, на опыт которых опирается науковед-прогнозист. Научно-техническое прогнозирование выработало и осуществляет специальные процедуры сбора, анализа и синтеза подобного рода объективной и интуитивной информации, дополняя ее специальными сведениями организационно-научного характера. Быстро прогрессирующие возможности современных систем переработки информации, в особенности реализация на ЭВМ методов эвристической самоорганизации моделей, открывают новые многообещающие перспективы на этом пути содействия подлинным творцам прогресса науки. (Значит ли сказанное выше, что кибернетика научится вскоре предсказывать открытия, а это значит, что и планировать их( – ставит вопрос один из теоретиков кибернетики, А.Г.Ивахенко, много работающий в области методики и практики научного прогнозирования. – Речь может идти лишь о прогнозировании эффекта будущих открытий, их влияния на общий научный и технический потенциал. Что касается дат открытий, то в самом деле их можно предсказать и даже с достаточно высокой точностью. Нельзя предсказать сути открытия, но его влияние на ход прогресса – можно... в моделировании всегда то, что кажется невозможным, становится возможным, если подняться на более высокий уровень описания моделируемого процесса на некотором языке более высокого порядка – так называемом (метаязыке( – и перейти к объективным методам самоорганизации. При этом учитывается масса факторов, неизвестных человеку-заказчику( экономических, социальных и др.(1. И далее в той же монографии он дает развернутое изложение методов, критериев и алгоритмов открытия законов, поведения объектов и систем физической природы. Обобщая опыт прогнозных разработок Института кибернетики, в том числе в использовании данных фундаментальных наук для прогнозирования перспектив научно-технических предложений, академик В.М.Глушков констатирует возможность (определенно утверждать, что нет никаких препятствий к тому, чтобы решать и обратную задачу – выдвигать вопросы и проблемы для научного поиска в области фундаментальных исследований и таким образом осуществлять прогноз дальнейшего их развития. Если верно, что результаты фундаментальных исследований в настоящее время являются основой для решения прикладных вопросов, то верно и обратное – многие достижения фундаментальных исследований невозможны без решения специальных прикладных проблем(2. Связь между различными объектами прогнозирования носит сложный диалектический характер, ввиду чего на практике деление научно-технических прогнозов на прогнозы науки и прогнозы техники нередко оказывается весьма условным. Развитие научных представлений может привести к формулировке новых взглядов на будущее технических средств, а долгосрочный прогноз направлений развития техники требует, как правило, учета тенденций развития науки как системы знаний. (2. Классификация прогнозов. Изложим далее функциональную классификацию научно-технических прогнозов как инструмента управления развитием науки и техники. В основе ее положена идея, вытекающая и принятого определения прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок( целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах. Каждый из типов прогнозов является фактически результатом специального этапа прогнозных работ, использующих свои специфические методы. Прогноз первого типа, опирающийся на познание тенденции и закономерности, на накопленный опыт конкретных наук, призван выявить и сформулировать новые возможности и перспективные направления научно- технического развития. Этот тип прогноза в научной прогностике назван исследовательским прогнозом (ИП). Его наиболее трудный и ответственный, чаще всего заключительной фазой является оценка гипотетической результативности или, обобщенно говоря, значимости возможных вариантов развития. Полученные таким образом сведения являются существенной частью формируемой с участием научной прогностики концепции будущего науки и техники. Второй тип научно-технического прогноза назван программным прогнозом (ПП). Он исходит из познанных общественных потребностей, тенденций и закономерностей научно-технического развития, а также данных, полученных ИП. Он призван придать этим знаниям прикладной характер( сформулировать программу возможных путей, мер и условий для достижения целей и решения задач развития науки и техники. Сформулировав гипотезу о перспективных для данных условий возможностях взаимного влияния различных факторов, ПП (чаще всего на заключительной своей стадии) стремится дать оценку гипотетических сроков и очередности достижения различных возможных целей. Тем самым ПП завершает начатую на этапе ИП формулировку возможностей развития. Уместно отметить, что если ИП имел своим объектом намечающиеся внутренние возможности научно-технического развития, то ПП имеет дело больше с проблемами, обусловленными потребностями практики (техника, медицина, сельское хозяйство и т.п.). Так, прогноз складывающихся перспектив развития кибернетики, тенденций роста быстродействия ЭВМ, увеличения объема их памяти расширения диапазона логических возможностей – это типично исследовательский прогноз. Его основная цель – раскрыть гамму принципиально возможных перспектив. С другой стороны, прогноз, ранжирующий по оси будущего времени ряд важнейших ожидаемых событий прогресса кибернетики и вычислительной техники, фиксирующий наиболее перспективные связи этого процесса и возможные пути его реализации,– это типично программный прогноз. Организационный прогноз (ОП) основывается на знаниях и представлениях об общих закономерностях и тенденциях развития науки (как организационной системы), в том числе полученных ИП и ПП. Он исходит из представлений о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. ОП призван сформулировать обоснованную гипотезу относительно объемов и состава ресурсов, требующихся, чтобы теми или иными путями (ПП) достигнуть тех или иных целей (ИП). Понятие ресурс трактуется не только в смысле время, деньги, люди, а также в случае необходимости и как комплекс организационных и социально-экономических предпосылок эффективной реализации прогнозируемого состава ресурсов. Обычно наиболее трудной и ответственной фазой ОП является оценка гипотетических размеров требуемой финансовой поддержки различных программ исследований и разработок. Выступая в комплексе, охарактеризованные выше три этапа прогнозирования взаимно дополняют друг друга, предоставляя в распоряжение принимающих решения особо ценную систему данных. Заметим, однако, что мера управляемости ходом реализации прогнозов, возможности непосредственного влияния на них организационных и экономических факторов и соответственно возможности предвидения хода развития существенно различны. В этом отношении ОП > ПП > ИП. Чтобы логически завершить приведенный выше пример, укажем в качестве иллюстрации на возможность получения комплексного прогноза ЭВМ будущего. В свое время на смену ламповых ЭВМ первого поколения пришли полупроводниковые ЭВМ второго поколения. Ныне их закономерность меняют ЭВМ с интегральными схемами высоким быстродействием и другими важными признаками и существенно новыми свойствами. Научно обоснованный прогноз ЭВМ четвертого и частично пятого поколений должен дать оценки относительной значимости различных необходимых для их создания событий, представления о вероятности свершения таких событий во времени, а также ориентировочную оценку размеров и структуры относящихся к этой проблеме ресурсов. В таком комплексном прогнозе важное место заняла бы аргументация организационно-технических мер( исключение ряда промежуточных стадий развития, параллельное осуществление некоторых других событий, использования новых возможностей резкого повышения (интеллектуальной мощи( ЭВМ (например, агрегатирование, создание однородных вычислительных систем, территориальной сети вычислительных центров и др.). На основе этих данных можно было бы попытаться спланировать стратегию ускоренного достижения высших уровней научно-технического прогресса в этой важной области. Каждый научно обоснованный прогресс содержит как бы сплав времен( прошлого (тенденции развития), настоящего (потребности и возможности). В зависимости от того, на какой срок в будущее делаются прогнозы, они имеют различный характер, существенно отличаются по достоверности и по-разному используются в практике принятия решений. В научно-технической прогностике можно довольно четко выделить три типичных интервала упреждения, названных нами эшелонами прогнозирования. Прогнозы первого эшелона рассчитаны обычно на срок до 15-20 лет. При сложившихся темпах развития за указанный период произойдет одно-два удвоения общей численности выполненных научных работ, удвоится количество технических средств производства, окончится срок действия большинства Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |