реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные особенности и идеи русской философии. Реферат.

Основные особенности и идеи русской философии. Реферат.

1. Материя и её основные свойства.

Материя - одно из фундаментальных понятий философии. Однако в различных

философских системах его содержание понимается по-разному. Для

идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем

отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так,

выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как

проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы

превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как

возможность, которая превращается в действительность только в результате

соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от

Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи,

абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о

том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это

понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.

Он писал, что можно употреблять понятие \"материя\", если уж очень хочется,

но только как синоним слова \"ничто\". Для Беркли существовать - это быть

потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до

человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители

субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают

существование материи, но сводят ее к \"совокупности (комплексам)

ощущений\". Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений

человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным

количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны,

поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь -

абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна

(характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам

присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения

для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и

движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных

объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования

материальных образований в их соотношении с другими материальными

образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении

пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии

существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и

времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время -

самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от

нее. .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости

их свойств от характера протекающих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое

воплощение она нашла в .классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного

пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической

картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность

отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом,

инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на

расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно,

неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени,

они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из

пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся.

Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище,

напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена

материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет

одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому

время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность

существования материальных систем.

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как

реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по

отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно

этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а

системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера

взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое

начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в

неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А.

Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия

абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым

несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как

самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения,

особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость

пространства и времени, их свойство от характера движения материальных

систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее

бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из

этих форм свойств.

Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность.

Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет

материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим

трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время -

это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность,

изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и

специфические свойства времени: длительность, однородность .(равноправие

всех моментов),, одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в

микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной

действительности.

Объективная непрерывность пространства и времени, и их прерывность

обусловливают движение материи, которое является основным способом ее

существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как

всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и

процессов (их местоположение и объем) понятием \"перемещение\", а

изменчивость их качественной определенности как результат их существования

во времени условным термином \"изменение\", приходим к следующему выводу.

Движение в самом широком его понимании представляет собой единство

моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина

перемещается в пространстве, \"старая\" книга на полке \"стареет\", изредка

\"перемещаясь\".

Именно такой смысл вкладывают в термин \"движение\", когда говорят, что

материя не может существовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что,

в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя

(вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с

точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и

умозаключение о существовании материи без движения.

В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -

производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению

свойственна объективность, т. е. независимость его существования от

сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих

изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений

материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые

явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет

объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание

материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется

движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость.

Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение

о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал

возможность божественного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что

движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В

явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале

(исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами.

Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип

самодвижения материи, .диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и

его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и

данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно

существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие

в механическом движении, более высокая и более низкая температура

(энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в

электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в

общественном развитии и т.. п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий

характер движения, философский материализм не отвергает существования в

мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм

подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.

Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в

определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных

условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно

поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент

движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы

.движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и

он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как

некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к

определенной точке отсчета.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с

определенными материальными носителями. Это дает возможность построения

разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана

с определенным материальным носителем, имеет определенную область

распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

Химическое движение - движение атомов внутри молекул.

Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой

формы жизни.

Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас

неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому

современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных

частиц;

гравитационную форму движения;

сильное (ядерное) взаимодействие;

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах

- материках, слоях земной коры и т. д.):

биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне, наследственность и т. д.;

социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои

коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,

представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из

принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

2. Проблема неравенства между людьми в философии Ж.Ж. Руссо.

«Я замечаю всякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову

естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в

различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных

качеств. Другое же может быть названо нравственным или политическим, так

как оно зависит от своего рода договора и установлено или по крайней мере

стало правомерным с согласия людей. Оно состоит в различных привилегиях,

которыми одни пользуются к ущербу других, в том ,например, что одни более

бога ты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их

повиноваться себе...»

Способность к совершенствованию, которая при содействии различных

обстоятельств ведет к постепенному развитию всех остальных способностей.

Она также присуща всему нашему роду, как и каждому индивидууму, тогда как

животное по истечении нескольких месяцев будет тем, чем останется оно всю

свою жизнь, а его вид через тысячу лет тем же, чем был в первом году этого

тысячелетий.

Печально было бы, если бы пришлось признать, что эта своеобразная и почти

безграничная способность является источником почти всех человеческих

несчастий, что она, в союзе с временем, выводит в конце концов человека из

того первобытного состояния, в котором он вел спокойную и невинную жизнь,

что она способствуя в течении целого ряда веков расцвету его знаний и

заблуждений, пороков и добродетелей, заставляет его сделаться тираном над

самим собой и природой...

У всех народов мира умственное развитие находится в соответствии с теми

потребностями, которые породила в них природа или заставили приобрести

обстоятельства, и, следовательно, с теми страстями, которые побуждают их

заботиться об удовлетворении этих потребностей.

Можно отметить то обстоятельство, что северные народы опережают в общем

южные в области промышленности, так как им труднее обойтись, и что,

следовательно, природа, как бы стремясь установить известное равенство,

наделила умы продуктивностью, которой отказала почве. Но если даже мы не

станем прибегать к малонадежным свидетельствам истории, разве не ясно для

всякого, что все как бы намеренно удаляет дикаря от искушения и средства

выйти из того состояния, в котором он находится. Его воображение ничего

ему не рисует, его сердце ничего не требует, все что нужно для

удовлетворения его скромных потребностей, у него под рукой, он нисколько

далек от уровня знаний, обладать которыми необходимо, чтобы пожелать

приобрести еще больше, что у него не может быть ни предусмотрительности,

ни любознательности...

Не имея никакого нравственного общения между собой, не признавая за собой

никаких обязанностей по отношению к себе подобным, люди не могли быть,

по-видимому, в этом состоянии ни хорошими, ни дурными и не имели ни

пороков, ни добродетелей, если только мы не будем, понимая эти слова в

физическом смысле, называть пороками в индивидууме те качества, которые

могут препятствовать его самосохранению, и добродетелями те, которые могут

ему способствовать; но в таком случае наиболее добродетельным пришлось бы

назвать того, кто менее других противиться внушениям природы...

После того как доказали, что неравенство едва заметно в естественном

состоянии и его влияние там почти ничтожно, остается показать, как

возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого

ума.

Первый кто напал на мысль, огородив участок земли, сказав: \"Это мое\">

нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным

основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и

убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: Не слушайте

лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные

принадлежат всем, а земля никому!>.Но весьма вероятно, что дела не могли

уже тогда оставаться дольше в том положении, в каком они находились. Идея

собственности, зависящая от многих идей предшествующих, которые могли

возникнуть лишь постепенно, не внезапно сложилась в уме человека. Нужно

было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических

навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век, чтобы

приблизиться к этому последнему пределу естественного состояния...

Пока люди довольствовались сельскими хижинами, шили себе одежды из

звериных шкур с помощью древесных колючек или рыбьих костей, украшали себе

перьями или раковинами, разрисовывали себе тело в различные цвета,

улучшали или делали более красивыми свои луки и стрелы, выдавливали

острыми камнями немудрёные рыбачьи лодки или делали с помощью тех же

камней грубые музыкальные инструменты, словом, пока они выполняли лишь

такие работы, которые были под силу одному, и разрабатывали лишь такие

искусства ,которые не требовали сотрудничества многих людей, они жили

свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми, насколько могли быть

таковыми по своей природы, и продолжали наслаждаться всей прелестью

независимых отношений. Но с той минуты, как человек стал нуждаться в

помощи другого, с той минуты, как люди заметили, что одному полезно иметь

запас пищи, достаточный для двух, равенство исчезло, возникла

собственность, стал неизбежен труд и обширные леса превратились в веселые

нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых скоро

взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета.

Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: об работки

металлов и земледелия. В глазах поэта золото и серебро, а в глазах

философа железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий...

Все способности наши получили теперь полное развитие. Память и воображение

напряженно работают, самолюбие всегда настороже, мышление стало

деятельным, и ум почти достиг уже предела доступного ему совершенства. Все

наши естественные способности исправно несут уже свою службу: положение и

участь человека стали определяться не только на основании его богатства и

той власти приносит пользу или вред другим, какой он располагает, но также

на основании ума, красоты, силы, ловкости, заслуг или дарований, а так как

только эти качества могли вызывать уважение, то нужно было иметь их или

делать вид, что имеешь. Выгоднее было казаться не тем , чем был в

действительности: быть и казаться это для того времени уже вещи различные,

это различие вызывало появление ослепляющего высокомерия, обманчивой

хитрости и пороков, составляющих их свиту. С другой стороны, из свободного

и независимого, каким был человек первоначально, он превратился как бы в

подвластного всей природе, особенно же ему подобным, рабом которых до

некоторой степени он становится, даже становясь их господином. Если он

богат, он нуждается в их услугах, если он беден, он нуждается в их помощи,

и даже при среднем достатке он все равно не в состояние обойтись без них.

Он должен поэтому постоянно заинтересовать их в своей судьбе, заставить их

находить действительную или мнимую выгоду в том, чтобы содействовать его

благополучию, а это делает его лукавым и изворотливым с одними, надменным

и жестоким с другими и ставит его в необходимость обманывать тех, в ком

нуждается, если он не может заставить их себя бояться и не находит

выгодным у них заискивать. Ненасытное честолюбие, страсть увеличивать свое

благосостояние, не столько ввиду истинных потребностей, сколько для того,

чтобы стать выше других внушают всем людям низкую склонность вредить друг

другу и тайную зависть, тем более опасную, что, желая вернее нанести удар,

она часто прикрывается личиной благожелательности. Словом, конкуренция и

соперничество, с одной стороны, а с другой стороны противоположность

интересов и скрытое желание обогатиться за счет другого ближайшие

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.