реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

ГГПИ

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Студентки 531 группы Касимовой И.В.

Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.

Научный руководитель:

Кандидат философских наук, доцент

Гуляев А.А.

Глазов, 2000.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5

§1. Понятие мировоззрения. 5

§2. Молодежь как социальная группа. 7

§3. Понятие о личности и ее особенности. 9

§4. Генезис как процесс. 10

§5. Характеристика социологических методов исследования. 11

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13

§1. Образовательная система. 15

§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17

§3. Средства массовой информации. 20

§4. Межличностные отношения. 22

§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24

§6. Ценностные ориентиры. 26

Заключение. 28

Список использованной литературы. 31

Приложение 1. 32

Приложение 2. 36

Введение.

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой

нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от

нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –

ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас

сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от

нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и

в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание

ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных

идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное

формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное

выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним

миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в

направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее

быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания

облегчают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно

молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.

Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –

займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно

сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения

важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что

современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух

во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,

российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток

на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к

сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных

принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.

Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и

идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.

Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без

знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,

интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе

статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает

убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их

разнородность.

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и

те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.

Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует

расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся

исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность

из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной

группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и

собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

§1. Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об

отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также

обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их

убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира

человеком, в единстве теоретического и практического подхода к

действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями

жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового

начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той

или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и

обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных

представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в

нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим

людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,

определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных

ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и

оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса

или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и

общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует

мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса

принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как

ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет

мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.

Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То

есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная

(аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та

призма через которые видится действительность. Убеждения - не только

интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая

психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,

идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки

человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно

обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как

правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.

Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее

отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует

на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,

воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно

определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только

содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент

мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.

Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,

из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,

которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания

превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер

убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы

поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных

стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через

которую воспринимается и переживается все окружающее.

§2. Молодежь как социальная группа.

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения

ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые

разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,

психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,

сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют

идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической

борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не

рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:

выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о

классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической

доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о

молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,

советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как

некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим

социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.

Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,

усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,

профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от

конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут

колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было

дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая

на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически

универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный

статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую

природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному

обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда

социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению

всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в

рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу

общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей

социального положения и обусловленных теми или другими социально-

психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе.

Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая

группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в

мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но

их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как

социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она

более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового

образа жизни и социального динамизма.

Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории

приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими

ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью

молодежи.

§3. Понятие о личности и ее особенности.

Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций

людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,

этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств

человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и

самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек[4].

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,

формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс

требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной

корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает

необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием

самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот

основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика

личности.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:

биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее

психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,

сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,

уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,

мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств

человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его

Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.

Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только

выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,

получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою

сущность.

§4. Генезис как процесс.

Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к

определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного

познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся

явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта

исследования и выведение из него последующих состояний[5].

Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы

рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования

представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания

действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по

ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.

Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную

долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной

ситуации и\или личности – так как его объектом является явление

формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго

индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности

(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-

возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,

при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с

помощью анкетирования, при конкретной временной и географической

локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или

меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,

конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в

определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что

исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до

положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в

достаточной степени усреднены.

§5. Характеристика социологических методов исследования.

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания

возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления

она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е

годы.

Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим

восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или

менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с

точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в

самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,

в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни

коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат

таких исследований (собственно основания научного знания) и его

методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них

включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения

сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь

как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в

жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования

молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни

молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том

числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей

различными группами молодежи.

Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается

на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на

подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-

теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-

демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и

социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных

ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических

исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и

деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию

самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,

рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее

самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения

молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не

просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую

группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-

физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно

деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в

социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней

дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе

общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и

особенностей образа жизни молодежи.

В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения

необходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются

нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:

1. Охватить необходимую массу респондентов.

2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.