реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проектирование как самостоятельная сфера культуры

Проектирование как самостоятельная сфера культуры

ТЕМА: Проектирование как самостоятельная сфера культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и

сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса

о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно

из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника

казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением

теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако

сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь

бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления

техники современные философские исследования были бы не полными.

Существует огромная исследовательская область философии техники –

инженерная деятельность и проектирование. В жизни современного общества

инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы

практического использования научных знаний, повышения эффективности научных

исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край

всей экономики и современной культуры. Современный этап развития инженерной

деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-

технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных,

естественных и технических дисциплин [2].

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,

связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису

традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и

проектной культуры, появлению новых системных и методологических

ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение

действительности.

1. Понятия "философия техники", "техника", "проектирование".

Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных

дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так

и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует

противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу

проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие

общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к

специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом

специального анализа и исследования, что привело к возникновению

самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия

техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром

Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].

Философия техники исследует:

1) Феномен техники в целом;

2) Место в общественном развитии;

3) Широкую историческую перспективу техники.

Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность

материальных средств, создаваемых человеком для облегчения и повышения

продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой

мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека

обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются

"технические объекты", которые являются результатом материального

производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных)

потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].

С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта,

способность создавать или организовывать некоторую деятельность,

необходимую для создания технических объектов и способов их использования

[2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека,

для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности

создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и

затем в реальном виде.

Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с

помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более

эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности,

знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда

вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью

которой является формулировка и моделирование представления:

- о будущей деятельности (производственной или

непроизводственной), предназначенной для удовлетворения

о бщественных и личных потребностей;

- о будущем конечном результате;

- o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания

и функционирования ее продукта [1].

Т.о. проектирование является необходимой составной частью технико-

экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее

определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов.

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные

с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм

инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и

проектной культуры, появлению новых системных и методологических

ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела

проектирования:

1) классическое инженерное;

2) системотехническое;

3) социотехническое (гуманитарное) [2];

2. Инженерное проектирование

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в

начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,

необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его

передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность

связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров

будущей технической системы, ее предварительном исследованием.

В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"

проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих чертежей

(технического и рабочего проектов), которые служат основными документами

для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено

на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических

средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование

следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности

исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании

определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от

конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов,

чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является

опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в

проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой

технической системы [2].

В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется

исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их

сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает

анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов

управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на

теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на

анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т.

д.

Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами

научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть

куновское исследование структуры научных революций и анализ функций

парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются

в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности

междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы

выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и

инженерных дисциплин, разных критериальных систем.

Для современной проектировочной деятельности характерны следующие

тенденции:

a) расширение спектра информации, которая принимается в процессе

проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и

отношения систем, большое число различных профессиональных сфер,

которые замыкаются на проектировочную деятельность. Эта тенденция

проявляется и в создании многоцелевых банков данных и

автоматизированных систем. Сложные проекты дают возможность

многоцелевого применения данных на различных фазах процесса

проектирования и последующих фазах использования;

b) возрастающая сложность и математическая трудность инженерных

расчетов в процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за

необходимости более детального анализа и моделирования основных

компонентов с помощью компьютера. В области применения теории

вычислительных машин недавно выделились две новые сферы – обработка

данных и научно-технические расчеты;

c) сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную

необходимость его специального исследования, имитации, проверки

возможности различных вариантов планируемых решений. Отсюда

возникает совокупность технических информационных и других

требований, включаемых в оценочную деятельность;

d) прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность

должна быть научно и технически обоснована на базе новейших

результатов исследования и разработок, доступных здесь и сейчас. Но

в то же время проектировщик всегда должен принимать во внимание

более или менее отдаленное будущее, перспективу. Т. е.

проектирование все более смещается с эмпирически данного мира на

область "возможных миров", которые могут и улучшить и ухудшить

ситуацию, существующую в нашем современном мире [1].

3. Системное проектирование.

Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:

1) этапы разработки системы;

2) описание последовательности фаз и операций системотехнической

деятельности;

3) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и

специалистов.

3.1. Этапы разработки системы.

Этапы разработки системы разделяются в соответствии с

системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования

представление о сложной технической системе изменяется. Происходит

последовательная конкретизация моделей этой системы. Обычно при

проектировании технических систем представлены общие процедурные правила

создания систем на различной материальной основе [2]. Сначала

рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее

преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан

с определенными средствами графического и символического представления

системы. Здесь могут вводиться определенные промежуточные преобразования

(операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к течению

процесса). Например, в качестве функциональных моделей могут быть

использованы алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы

протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма показывает последовательность

операций (более детально, чем в функциональной модели, где не соблюдается

строгая последовательность) и дает минимум информации о плане построения

системы: идентификацию элементов и схем связей. В блок-схеме даны форма

субстанции на входе одного и выходе другого элемента [1].

Функциональные модели могут быть получены тремя способами [2].

1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.

2. В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть

получена диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная

модель. Из последовательности инструкций сначала строятся диаграммы

для различных групп инструкций, из которых затем складывается

единая функциональная модель.

3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде

аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель

составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной

системы.

Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то

на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной

диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели

получается множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм,

проектировщику необходим каталог элементов, из которого выбираются

системные, имеющие близкие свойства к идеализированным элементам поточных

диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим

условиям технического задания [2].

Для создания системы недостаточно какого-либо единого описания,

необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной

модели. В процессе проектирования они постоянно корректируются за счет

возвращения на предыдущие стадии. В результате получается целостное

описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При

разделении системного проектирования в соответствии со структурой

технической системы выделяются следующие этапы: макропроектирование

(внешнее проектирование) и микропроектирование (внутреннее проектирование)

и проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей

системы [2].

Микроуровень включает в себя системное представление различных видов

деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа

они дифференцируются по-разному, например [1]:

- в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности (бригады

проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В

дальнейшем субъекты можно разделить в зависимости от их профессий

- проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;

- в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология

видов деятельности может быть сделана и детализирована различными

способами в зависимости от характера процесса проектирования в

целом. Например, если строится сетевой график строительной,

инвестиционной и проектировочной деятельности разграничивают два

вида деятельности: операционная (изыскательская, познавательная,

проектировочная) и оценочная деятельность принятия решений

(утверждение, оценка и т.п.). В данной модели выделяется второй

тип деятельности.

Разделение субъектов и типов деятельности, участвующих в процессе

проектирования, может повысить адекватность и семантическую культуру тех

макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.

Микроуровень анализирует отдельные виды деятельности, входящие в

процесс проектирования. Для этого уровня важным является понятие

"деятельность" [1], а также различные возможности моделирования, входящего

в процесс проектирования. Значит возможности для моделирования различных

типов деятельности представляются математическими и семантическими

информационными теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия

решений. Весьма прогрессивны средства анализа, которые базируются на

экономических моделях. Они необходимы:

- для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом

количестве;

- для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами,

нужными ценами и т. д.

Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь

между отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью

определенных лингвистических средств, выражающих соответствующие

первоначальные или выведенные данные, цели и требования, связанные с

рассматриваемой проблемой и т. д. Формы данных должны обеспечивать не

только многоцелевое использование, но и преобразование данных из одной

формы в другую (например цифровую, графическую и т. д.). В анализе

информационных процессов в проектировочной деятельности проявляется

тенденция, которая характеризуется как информационный взрыв [1]. Если мы

понимаем информацию как такое свойство данных, которое может приводить к

снижению первоначального уровня энтропии, то это явление означает рост поля

данных, из которых только некоторые способны к осуществлению информационной

функции. Т. о. при проектировании происходит сложный процесс превращения

данных в информацию, который включает в себя селекцию существенных данных и

пропуск несущественных.

3.2. Фазы и операции системного проектирования.

Данный способ описания системного проектирования заключается в

выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи

действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность

делится на следующие пять фаз:

- подготовка технического задания;

- изготовление;

- внедрение;

- эксплуатация;

- оценка.

Иногда добавляется фаза "ликвидация" из-за возможных экологических

последствий этого процесса [2]. На каждой фазе системотехнической

деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных

операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор

альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения.

Системотехническое проектирование как последовательность фаз, шагов и задач

может быть представлено в виде следующей таблицы:

|Фазы |Шаги |Задачи |

|1. Изучение |1.Анализ |Получить множество |

|осуществимости |потребностей |пригодных решений |

| | |проектной проблемы и |

| | |проанализировать |

| | |потребность, |

| | |существующую в |

| | |определенной сфере. |

| |2. Проектная проблема|Определить и |

| | |сформулировать |

| | |проектную проблему на|

| | |основе информации |

| | |первого шага. |

|3. Синтез возможных решений |Из полученных в результате синтеза

множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения

проблемы и получить интегрированное целое. | | |4. Физическая реализуемость

|Определений физической реализуемости проблемы. | |

| |5. Экономические |Выбор из реализуемых |

| |рентабельные решения |решений экономически |

| | |рентабельных |

| |6. Финансовая |Сопоставление |

| |осуществимость |экономических решений |

| | |с финансовыми |

| | |ресурсами, получение |

| | |множества пригодных |

| | |как результата первой |

| | |фазы. |

|2. Предварительное |1. Выбор из проектных |Определить из |

|проектирование |идей |множества пригодных |

| | |решений наиболее |

| | |перспективное как |

| | |предварительную идею |

| | |проекта. |

| |2. Формулировка |Сформулировать |

| |математическихмоделей |математические модели |

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.