реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сознание как отражение и деятельность

Сознание как отражение и деятельность

План

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации

и преобразования мира, инструмент познания реальности. 3

2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение

форм отражения на различных уровнях развития материи. 7

3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного

и бессознательного в психики человека. 10

4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание

12

Список литературы. 16

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации

и преобразования мира, инструмент познания реальности.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,

который представляет собой единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками

предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,

являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и

обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления

и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия

человека с действительностью и управления ею.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил:

“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя

главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и

экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт

проверяет результат комбинаций...

...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого,

будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не

менее реально”[1].

Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,

приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял

природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения

накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения

являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе

логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную

связь вещей и явлений.

Мнение З.Фрейда:

“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,

который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,

однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых

условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно

сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в

любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое

бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

(бессознательное( мы применяем только к вытесненному динамическому

бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

(сознательное( (Bw), (предсознательное( (Vbw) и (бессознательное(

(Ubw)”[2].

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически

человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в

рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-

мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению

вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный

смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует

общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего

основного вопроса.

Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку

рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто

таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.

Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит

из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как

отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической

точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При

подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не

является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Действительно, значительный материал о физиологических основаниях

сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,

поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими

процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные

для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее

продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства

людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и

этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные

стороны сознания.

Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой

сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во

всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы

сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,

что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и

материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,

характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -

это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно

не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными

словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата

бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает,

что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что

человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.

Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и

средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,

целостную системы бытия.

Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве

свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции

материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых

элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения

определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей

отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в

практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках

определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,

в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его

отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только

изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение

форм отражения на различных уровнях развития материи.

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от

материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи,

предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а

во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о

предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой

природе, в самом фундаменте материи.

Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а

материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на

самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для

порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,

однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту

сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-

материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью

чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении

сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма

стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время

ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю

свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна

пассивная, а живой - активная чувствительность.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в

самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом

надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не

удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание

материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные

предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира

имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является

открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно

этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической,

образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых

и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы -

человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство

материи?

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить

в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих

свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые

примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на

фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или

атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы

базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой

природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к

другой и выступает в виде механического, физического, химического

отражения.

Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется

рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей

системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит

от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от

среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения

активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое

проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть

лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы

отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой

природе (исключая некоторые технические средства) не становится для

отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной

активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,

несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров,

определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на

внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием

результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под

информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать

активной ориентации в окружающем мире.

Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные

особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность

отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно

важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как

важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает

целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В

этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве

источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно

поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.