![]() |
|
|
Соловьевв узкое Фермопильское ущелье. Персы не могут в нем развернуться во всей своей мощи, и там их встречает царь Леонид со своими воинами (их всего было 300 человек). Молодежь, я думаю, смотрела, у нас лет десять назад шел фильм о них "Триста спартанцев". Греки не дали пройти гигантской армии Ксеркса, они умерли все в этом ущелье, и Ксеркс, не зная, сколько там еще стоит воинов противника, вынужден был повернуть. И вот для Соловьева это историческое событие двух с половиной тысячелетней давности стало символом столкновения двух миров. "С Востока свет, с Востока силы! И, к вседержительству Ирана царь под Фермопилы Нагнал стада своих рабов. Но не напрасно Прометея Небесный дар Элладе дан, Толпы рабов бегут, бледнея, Пред горстью доблестных граждан" И стихотворение о борьбе Востока и Запада Соловьев завершает призывом к отечеству: "Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?" Востоком деспотии, насилия, подавления, хотя и при внешней мощи, - или духовной силой в первую очередь? Для него это было очень важно, потому что духовная сила всегда стояла впереди. Трагически развиваются события общественно-литературной жизни В. С. Соловьева. Он выступает с докладом на тему о средневековом мировоззрении. Доклад вызывает бурную реакцию, в газетах его поливают грязью! Богословы его считают почти отступником от христианства. Начинается отвратительная травля. Казалось бы, ну что такого могло быть страшного в докладе о средневековом миросозерцании? А дело вот в чем. Соловьев впервые ясно сказал: не думайте, что средние века - время торжества христианства! Средневековый строй был ублюдком, который соединил в себе христианские формы и языческие понятия. В силу этого обстоятельства, когда нехристианская мысль стала говорить о свободе, о достоинстве личности, о том, что унижение человека - это зло, она, отвергая христианство, на самом деле служила его идеалу... И Соловьев бросил смелую мысль, он говорил: кто отменил пытки? кто запретил инквизицию? - христиане или нет? Нет, не христиане. Это был очень острый и суровый вопрос, над которым, если думать честно, то думать было трудно. И.это. Понятно, почему на Соловьева так взъелись пресса и многие другие... Когда Соловьев жил в Лавре, в Сергиевом Посаде, он чувствовал себя спокойнее. Он писал, что монахи очень за ним ухаживают, хотят, чтоб он принял постриг. "Но я дешево не продамся", - шутил он. Его, действительно, как ученого тянуло остаться в монастыре, тем более что жизнь его была такая аскетичная, и заниматься наукой. Только наукой. Но этот соблазн он преодолел. Невозможно перечислить, что он делал и в каких направлениях. Он писал об экологическом кризисе, о поэзии Тютчева... О чем бы он ни писал, там всегда была глубокая, интересная мысль. Скажем, один греческий епископ публикует древнехристианский трактат (1-11 века). Соловьев дает его в переводе своего брата и снабжает комментариями. Это не просто ученые комментарии, а это целая... бомба! Потому что он показывает, как было в первоначальной церкви и что изменилось потом. И всегда ли к лучшему? - ставит он вопрос. Реформатором церковным он быть не собирался, но вопросы эти ставил. К концу жизни Соловьев понял, что его проект соединения Церквей рушится, что он неосуществим. Он пытается начать работать над теоретической философией. Он написал огромный труд - христианскую этику. "Оправданием добра". В ней содержится так много важного и ценного! Соловьев говорит сначала об идеалах человеческих. Что такое добро? Внешнее счастье, гедонизм, власть, еще что- то? Он показывает, что все это, в конце концов, лопается! И дальше анализирует - научно, философски, богословски, поэтически - сущность того, что мы называем добром. За несколько лет до смерти он причащается у католического священника. Этим самым он хотел как-то показать, что он лично уже не признает разделения Церквей. Когда он сообщил об этом своему православному духовнику, тот ответил, что этого не надо было делать. Они резко поспорили. И когда Соловьев умирал, он сказал: "Я был не прав". Он писал, что личные унии, личные переходы из Церкви в Церковь не помогут единству христиан, а наоборот, только вносят лишний соблазн. За Беляево есть парк - это бывшее поместье "Узкое". Там сейчас санаторий Академии наук. Если пройти по дороге, ведущей вглубь, к санаторию, то вы подойдете к церкви. Она отремонтирована только снаружи, внутри там свалены книги, в свое время вывезенные из "канцелярии Гитлера" (они лежат с самой войны). Рядом с церковью, за оградой, дом, типичный помещичий дом. Это имение князя Трубецкого. Сергей Николаевич Трубецкой, бывший недолго ректором Московского университета, умерший через несколько лет после смерти Соловьева тоже молодым, блестящий философ, острый полемист и критик, благороднейший общественный деятель, - принял его под свой кров в критический момент, когда тяжелые и многочисленные болезни внезапно обрушились на Владимира Соловьева. Но на самом деле он постепенно скитальчеством убивал себя, - и вдруг все вышло наружу. И в кратчайший срок ему стало настолько плохо, что... он уже не мог оттуда уехать, и умер он на руках Сергея Трубецкого. Перед смертью Соловьев причастился, исповедовался. Умер в сознании. Он читал и писал на еврейском языке, потому что любил всегда к своим молитвам прибавлять язык Христа, чтобы это звучало как связь с христианской древней традицией. Он знал многие псалмы наизусть. Теряя сознание, потом, приходя в себя, он говорил: "Трудна работа Господня". Действительно, этот совсем не старый человек нес на себе колоссальное бремя. Простой, как ребенок, и одновременно мудрый. Человек, который вызывал восхищение, зависть, ненависть, поношение, презрение. Человек, о котором потом напишут сотни книг и брошюр, - уже через десять лет после его смерти библиография о нем имела несколько сот названий. Итак, он умер и был похоронен в Москве в Новодевичьем монастыре. Прямо напротив входа, по первой же аллее, слегка направо повернув, вы подойдете к памятнику Сергею Михайловичу Соловьеву - белому мраморному памятнику с его рельефом. Крест, конечно, сбит. Рядом - могилы его сына и дочери. Памятники, конечно, уничтожены. На могилах Владимира Соловьева и его сестры стоят обломки чужих надгробий, без креста. Но, слава Богу, что и такие стоят. Сейчас обещают к 90-летию со дня его смерти, на средства Московской епархии, епархиального управления восстановить памятник в первоначальном виде. Туда, к этой могиле, приходили очень многие. Соловьев оказал огромное влияние на Андрея Белого, на Блока, который называл его рыцарем-монахом. Тема прекрасной Дамы у Блока, конечно, навеяна Соловьевым. Вся блестящая плеяда русских религиозных мыслителей - Булгаков, Флоренский, Бердяев, Франк, Евгений Трубецкой и многие другие - были бы невозможны, их трудно представить себе без Соловьева. Концепция положительного всеединства Концепция положительного всеединства строится методом «критики отвлеченных начал». Отвлеченные начала (категории, критерии), устанавливаемые сознанием в итоге дискурсивной работы над данными опыта, выражают, согласно Соловьеву, не целостный предмет познания (сущее), но его предикаты и необходимо заключают в себе тенденцию к гипостазированию, обособлению и стремление незаконно занять место целого. Однако «отвлеченность», обособленность – главный порок не только категорий мышления, но и «тварного» падшего мира, и в этом пункте критика их приобретает онтологическую окраску (феноменологическое определение зла как извращенного взаиморасположения элементов). Задача критики отвлеченно начал мыслится Соловьев, не как ниспровержение старых начал и категорий во имя утверждения неких собственных, но как «органический синтез» начал, уже бытующих в данной сфере и лишь препарированных «критикою». Такой синтез обязан обеспечить внутреннее единство возникающей системы понятий, предохранить ее от эклектизма, привести к гармонии с положительными, т.е. религиозными началами. Верховный принцип синтеза, удовлетворяющий поставленным требованиям, и был определен Соловьевым как « положительным всеединством» – « полная свобода составных частей в совершенном единстве целого». Гносеологическим аспектом концепции положительного всеединства является теория «цельного знания», в которой должна быть снята отвлеченность опытной науки, философии, теологии и данный органический синтез «типов философии», отвечающих этим началам, - эмпиризма, рационализма и мистицизма. Показательная для раннего Соловьева критика теологии ставит задачу «…ввести религиозную истину в форму свободно- разумного мышления. Реализовать ее в данных опытной науки» Задача «цельного знания» – познание абсолютного «… как в нем самом, так и в его отношении к эмпирической действительности субъективного и объективного мира…» Его необходимые предпосылки суть: вера в безусловное существование предмета познания; воображение, или умственное созерцание (intelektuelle Anschauunq’ Intuition) идеи предмета; творчество – воплощение этой идеи в актуальных ощущениях, или образах внутреннего мира. Принимая кантовское учение об априорности категорий сознания, Соловьев оспаривает безусловность границы между явлением и «вещью в себе» и утверждает возможность действительного познания сущего. Учение об идеях как живых существах, открывающих себя в феноменальном мире через систему соответствий (вариация на платоновскую тему), позволяет Соловьеву разрешить гносеологическую проблему в духе художественного символизма (хотя не вполне осознанного им самим), Условием реализации цельного знания Соловьев считает «организацию действительности», т.е. реализацию человеком божественного начала в эмпирической жизни. Онтологическая разработка понятия положительного всеединства совершается Соловьевым в контексте общей концепции Абсолютного, отмеченной влиянием апофатичной теологии и Шеллинга. Специфика этой концепции заключается в трактовке бытия как предиката Сущего (Абсолютного). Сведение Сущего к бытию – это замена целого его отвлеченным началом, что подлежит критике. В результате Соловьев приходит к утверждению относительности бытия и безусловности Сущего, которое «…есть начало всякого бытия»; оно «… не есть ни бытие, ни небытие…», но то, «…что… полагает или производит бытие…» (там же, с.334). На этом основании Абсолютное, первоначально определенное признаками безусловности и все целости, определенное признаками безусловности и все целости, определяется как Абсолютно-сущее, или Сверхсущее. Являясь сущим, Абсолютное обладает некоторой сущностью, отличное от себя. Критика дуалистической и пантеистической концепции Абсолютного как отвлеченных приводит Соловьева к выводу: сущность Абсолютного есть положительное всеединство, философским определением которого является, безусловно, единая и всецелая идея, а личностным и теологическим аспектом – София, божественная премудрость. Определив бытие как отношение сущего и сущности, Соловьев выделяет следующие модусы бытия: воля (слитность сущего и сущности, нарушаемая лишь потенциально, в стремлении); представление (сущность проявляется как отличное от сущего, представляясь ему); чувство (сущее вновь соединяется с представляющеюся сущностью). От модусов бытия Соловьев заключает к соответственно модусам (образам) положительного всеединства – благу, истине и красоте. Наконец, тройственность отношения Абсолютного к своей сущности свидетельствует о наличии соответственно структуры непосредственно в Абсолютном; три члена этой структуры суть вечные и актуально единосущные субъекты. Так достигается почва христианской концепции трехиконностасного Абсолютного. Диалектика различия и единства Абсолютного и его инобытия впоследствии конкретизируется Соловьевым в теорию мирового процесса. Эти рационально- схематичные конструкции представляют ранний период творчества Соловьева. Зрелым изложением и пересмотром метафизики Соловьев должен был стать большой труд, над которым он работал в последние годы жизни (приступ к этому неосуществленному труду – три статьи по гносеологии, содержащие подготовительный анализ критериев достоверности и предпосылок познания). Можно предположить, что зрелая философско-богословская система Соловьева представляла бы внутреннее «этицизированную метафизику («нравственный элемент…не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии» – там же, т.9, СПБ. 1913, с.97) с центральной темой – онтологией зла, дополняющей онтологическое «Оправдание Добра». Теория мирового единства Теория мирового единства – наиболее синтезирующий и устойчивый раздел системы Соловьева. Она излагается главным образом в следующих сочинениях: неопубликованный трактат «Sophie» Соловьев ставит задачу соединить христианскую телеологию с естественнонаучным и философским эволюционизмом в последовательном финализме (являясь в этом отношении предшественником П. Тейяра де Шардена, создавшего во многих чертах сходную систему). Склонность Соловьева к эволюционным идеям объясняется не только их научной авторитетностью, что было немаловажно для принципиального врага обскурантизма. Эволюционизм входил в самую сердцевину соловьевского построения как орудие его теодицеи. Разделяя, общехристианский взгляд на природный космос как на результат божественного творчества, Соловьев отказывался признать это творение совершенным и готов был «оправдать» его только в качестве идущего к совершенству. Эмпиричное состояние материального мира постоянного ощущается Соловьевым как извращенное и хаотизированное. «Грубая кора вещества» (косность), временная и пространственная разорванность, механическая причинность воспринимается им как тюрьма для всей твари, а не только для человека. У Соловьева было ослаблено библейско-христианское переживание бытия как дара и блага самого по себе, философски оформленное томизмом (связь с которым, однако, у Соловьева несомненна). Он трактует «акт творения» в духе мистического пантеизма Шеллинга как некое выпадение из лона Абсолюта, прискорбное поначалу, но оправданное в итоге «предвечного плана». Элементы гностицизма и романтичная рецепция платонизма сплетены здесь с христианским чаянием «нового неба и новой земли». Сострадание Соловьева с космически- неустроенной твари (природе) возвышается до нравственного пафоса, тем более что философ исповедовал своеобразный гилозоизм и панпсихизм. Кантовские «вещи в себе» (иногда – с лейбницевыми монадами, иногда – с атомами Демокрита) потому и не «переходят» целиком в «вещи для нас», что остаются «для себя» самобытными существами, живыми деятелями и одушевленными средоточиями динамичных сил (ср. с блаженством и страданием атомов в «монизме» и «космической этике» Циалковского). Личностно-собирательное единство этих живых элементов творения определено Соловьевым в мифопоэтическом понятии «души мира» (с прямой ссылкой на платоновского «Тимея»). Мифопоэтический элемент космогонии Соловьева ярче всего выражен в его неопубликованном юношеском трактате, но никогда не выветривается вполне, хотя гностичные и каббалистичные термины вытесняются теологическими и философскими. Учение о душе мира – самое темное место в соловьевской конструкции вселенского процесса. Иногда он отождествляет ее с Софией, иногда, стремясь избавиться от пантеизма, усматривает в ней противообраз Софии, к воссоединению, с которой и стремиться мировая душа, и дает ей имена: первая тварь, materia prima, мать внебожественного мира, душа хаоса, земля; то наделяет ее полноценными атрибутами личности (свободой воли), то характеризует ее как бессознательно реализуемую лишь в человеке – «…центре всеобщего сознания природы» В общем, важно, что не божество, а мировая душа является для Соловьева непосредственным деятелем космического процесса, космическим художником, воспроизводящим зиждит. воздействия абсолютных идеи неадекватно, так сказать, методом проб и ошибок, с катастрофичными уклонениями на каждой стадии. Постулируя этого космогонического деятеля, Соловьев, т.о., удваивает традицию, христианскую концепцию мировой истории: фазы космогонии (от равнозначащего творению ниспадения мировой души в хаос до появления человека) предшествует соответственно фазам человеческой истории (от «грехопадения» до воплощения Логоса); создается грандиозная первобытная мистерия – диалог «первой твари» с богом. Именно издержками ее свободы Соловьев объясняет муки природной эволюции. Оси, этапы космогонии, по Соловьеву: собрание хаоса в первичное единство силой всемирного тяготения, которому Соловьев, следуя теологическим идеям Ньютона, приписывает мистический характер, - это первая «материализация» мировой души (ибо чистый хаос для Соловьева, как и для античного идеализма, - несущее, «меон»); затем гармоничное расчленение и более интимное воссоединение вселенского тела свето-электромагнитными силами (т.о., для Соловьева, как и для позднейшего физического идеализма, в основе мира лежит энергия); возникновение жизни как органичного единства новообразованной материи и световой силы; и, наконец, появление человека. Т.о., ряд «повышения бытия» есть вместе с тем ряд вех собрания Вселенной, ее приближения к всеединству. Этим вехам придается сакральное значение – как цепи «преобразовательных теофаний», т.е. предварительное воплощение божеств, премудрости в ответ на смутные порывы мировой души. Соловьев подводит итог своей космогонии в чеканных поэтических формулах. Именно эти мотивы творчества Соловьева более всего свидетельствуют о его художественном даре и специально художественной окраске его религиозно- философского мышления. В прямой связи с космогоническим построением Соловьева находится важнейший аспект его антропологии – учение о мессианском призвании человека как возделывателя и устроителя природы, ее освободителя и спасителя («теурга»). Именно это учение придает космогонии Соловьева финалистический характер. Человечество, по определению Соловьева, есть «богоземля», посредник между божеством и природой. Софиология Соловьева иногда строится как теологическое доказательство существенной причастности человека божественному миру. София – вечно женственное начало божества, собирательное мистическое тело Логоса – есть вместе с тем и идеальный совокупный человек. Т.о., человек, генетически являясь вершиной природной эволюции, онтологически первичен. Человеческое сознание, способное вместить в себя все, уже содержит форму всеединства. С другой стороны, человек своею телесностью коренится в материальной стихии бытия. В соответствии со своим посредническим положением человек призван перерождать и видоизменять внебожественную природу до совершенной ее интеграции (т.е. до одухотворенности). «Подчиниться богу и подчинить себе природу, чтобы спасти ее – вот в двух словах мессианический закон». «Грехопадение», т.е. стремление овладеть мировым целым собственными силами, и его результат в природном мире – злокачественная реакция хаотической подосновы – отсрочили царственное призвание человека, но не упразднили это призвание. Космическая задача становится исторической. Единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством, выступает теперь у Соловьева как цель мировой истории. Историософия Смысл истории, по Соловьеву, - трансцендировать самое себя и вывести одухотворенное и облагороженное человечество в преддверие божества. Достижение этой цели осложняется греховностью человеческой натуры. Соловьев обращается к заимствованию из английского богословия концепции «трех искушений», развившейся из экзегенического рассмотрения евангелистского эпизода об искушении Христа сатаной. По убеждению Соловьева, именно три искушения – «искушение плоти», «искушение духа» и «искушение власти» – суть основное зло человеческого общежития и основные препятствия, стоящие между эмпирическим человечеством и грядущим богочеловечеством. В трактовке проблемы «третьего искушения» Соловьев более всего сближается с творческим миром Достоевского (сравнение с легендой о Великом Инквизиторе). Если это реализует себя в истории искушением, то противостоящее ему божество реализует себя силою откровения. Акты откровения совершаются в истории, диалектически сообразуясь с уровнем развития человеческого сознания и стимулируя это развитие. Т.о., историю развития человеческой культуры Соловьев мыслит как непрерывный диалог между сознанием совокупленного человечества и божественного разумом. Согласно Соловьеву, существует три ступени откровения: 1) Естественное (непосредственное) откровение, подводящее к познанию чисто внешнего мира, природы. В сфере его находятся языческие верования, а в новое время – опытные науки и материалистические учения. 2) Отрицательное откровение, в котором Абсолютное обнаруживается как сверх природное Ничто, противопоставленное природному миру. Ему соответствует пессимистические и аскетические мировоззрения; древнейшим и самым законченным его выражением является буддизм. 3) Положительное откровение, в котором Абсолютное представляет как таковое. Оно открылось ветхозаветному сознанию (абс. личность бога) и теоретическому эллинскому разуму (абс. Строй бытия – Логос). Но лишь в личности и учении Христа совокупное человечество получило всю полноту положительного откровения. В этой богочеловеческой личности полнота положительного откровения гармонизирована с полнотой реализации благих потенций человеческой природы. Земной путь Христа мыслится как кульминация не только исторического, но и вселенского процесса. Однако, по учению Соловьева, историческое человечество оказалось не на высоте явленного ему откровения. Христианство не смогло побороть культурный вековой антагонизм между Востоком и Западом (хотя, в смысле метафизическом, оно осуществило примирение между ними). Сила Востока, по мысли Соловьева, заключается в глубине его религиозных созерцаний, настолько само владеющих, что человеческая личность выглядит в них приниженной и лишенной смысла; сила Запада – как раз в обратном: в гипертрофии личностного, человеческого начала. Этот антагонизм, вытекающий из фундаментального несовершенства человеческой натуры, расколол историческое христианство. В результате на Востоке восторжествовало почитание «бесчеловечного бога», а на Западе – «безбожного человека». Залог освобождения богочеловеческих потенций человеческого рода Соловьев усматривает в религии и культурном примирении Запада и Востока, распрю между которыми он считал исторически преходящей. Этика. Человек, по Соловьеву, оказывается связующим звеном между божественным и природным миром именно как существо нравственное. Это придает всем областям философии Соловьева этическую окраску. Двойственная природа человека такова, что он томится противоречием между исканием абсолютной свободы («положительной свободы») и пребыванием в мире «суеты беспощадной», которая, выражаясь в неограниченном самоутверждении единичного «Я», только приумножает сумму господствующей в мире механической причинности. «Положительная свобода» у Соловьева, выражающаяся в самоотречении личности, однако, не означает отказ от ее индивидуальности и свободы. Человеческая личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает, что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту «истины, добра и красоты». Так платоническое учение об эросе сочленяется у Соловьева с кантовским категорическим императивом на основе христианской антропологии. Соловьев учил, что не может быть цельного мировоззрения и эффективной жизненной практики без (…господствующей и объединяющей любви…», пронизывающей все существо человека. Проблему реализации добра на земле Соловьев решает как церковный мыслитель, для которого личность Христа – свидетельство и гарантия конечного торжества добра в мире. Выступая против того, что представлялось ему сгустками мирового зла, - смертной казни, религиозного национального гнета, племенной вражды, - Соловьев стремился собственной жизненной практикой обнаружить присутствие в мире самозаконной нравственности, соотносящей человека с миром безусловного. Через драму личных переживаний и чувство личной ответственности за судьбы мира Соловьев хотел найти выход из проблемы, которой он не сумел дать корректное теоретическое разрешение, - из проблемы свободы и необходимости в истории. В этом смысле Соловьев оказался философской предтечей этики религиозного экзистенциализма. Эстетика Соловьева (а также тесно связанная с нею философия эроса) смыкается с его космо-антропологией и этикой. Красота есть введение веществ, бытия и нравственный порядок через его просветление и одухотворение. «Воплощенная идея», «святая телесность» – таковы самые общие определения красоты. Без победы над «физическим эгоизмом» (пространством, временем, причинностью, смертью), т.е. без торжества в красоте, добро, даже победившее в человеческой душе эгоизм нравственный, остается субъективным и призрачным. Эстетика Соловьева претендует на философское обоснование афоризма Достоевского «Красота спасет мир». Как модус Абсолютного, красота является, по Соловьеву, объективной силой, действующей в природе и в истории. Со своей точки зрения Соловьев осуждает «эстетический сепаратизм», лишающий красоту безусловной онтологической основы, и усматривает в «эстетическом реализме» Н. Г. Чернышевского «первый шаг к положительной эстетике». Соловьев соглашается с формальной дефиницией красоты как «чистой бесполезности» в том смысле, что она есть не модифицированное биологическое и социальное приспособление, не средство, а цель становящегося миропорядка. В основном сочинении по эстетике – статье «Красота в природе» - Соловьев прилагает к космогоническому процессу эстетический критерий. Реальная основа и потому необходимый фон всякой земной красоты – хаос, косное стихийное начало, а этапы космической эволюции – это ряд «усложняющихся художественных оформлений хаотической материи идеей. Причем на более высоких ступенях хаотическое начало все сильнее выказывает безмерность своего сопротивления, чем объясняются срывы и конфликты художественной эволюции в природе, резкие рецидивы безобразия. Доказывая, что красота в природе есть реально-объективное произведение эволюции, Соловьев пытается держаться естественнонаучной почвы, но традиционная поэтическая символика света – духовного начала, отраженного неорганическим миром и проникающего внутрь мира органического, - преобладает над арсеналом научных аргументов. Начатое природой («мировой душой») художественное дело не отражается, не повторяется, а продолжается человеческим искусством, которое способное дать более глубокое и полное решение той же задачи. В широком смысле искусство есть «теургия», т.е. жизненно-практичное дело претворения и преображения действительности в идеально-телесный космос абсолютной красоты. Этот взгляд рельефно выражен в стихотворении Соловьева «Три подвига»: истинный художник совершает подвиг Пигмалиона – оформляет красотою косный материал, подвиг Персея – побеждает дракона, т.е. нравственное зло, и подвиг Орфея – выводит красоту - Эвридику из ада смерти. В узком, специфическом смысле миссия искусства заключается во фрагментарных пророческих предварениях «положительного всеединства» Философией эроса представлен глубинный и личностный аспект соловьевской теургии, призванной победить непроницаемость и тленность вещественного бытия. Любовь осознается Соловьевым как спасение человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, как радикальное изживание эгоистичной отъединенности благодаря перестановке центра личной жизни из себя в другого. План реферата 1 Биография Соловьева 2 Концепция положительного всеединства 3 Теория мирового процесса 4 Историософия Соловьева 5 Этика Соловьева 6 Эстетика Соловьева Список литературы: 1 Александр Мень “Мировая духовная культура, Христианство, Церковь. Лекции и беседы” , Москва 1995. 2 Энциклопедия по философии ----------------------- Министерство общего профессионального образования Российской Федерации Кафедра истории и философии Реферат на тему: Философия Владимира Сергеевича Соловьева Выполнила: ст. гр. А 18-1 Силина Наталья Проверил: Красноярск 2000 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |