реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная структура общества: эволюция теорий социального неравенства

Социальная структура общества: эволюция теорий социального неравенства

Предмет: социальная философия

Тема реферата: Социальная структура общества:эволюция теорий социального

неравенства

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и

исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа

непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения

человека и мира.

Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась

от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы

исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия

перестала бы быть учением о всеобщем, её познавательная и методологическая

ценность была бы значительно снижена.

Все это превращает системное философско-социологическое осмысление

общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом

органически составную часть философии.

Понятно, что философско-социологический анализ общества не должен вести к

узурпации прав и территории других наук об обществе. Это должен быть именно

философский анализ общественной жизни под углом зрения основного вопроса

философии, с позиций выявления не частных, а общих законов движения и

развития общества и т.д. Общество – особая подсистема объективной

реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие

этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества

делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь

приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает

в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и её

процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким

образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение

социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные

границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и

специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования

конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели

общества с использованием целой системы философских категорий. К ним

относятся категории деятельности, материального производства, общественных

отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д.

Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет

решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость,

отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно

развитой форме, выявить законы его движения.

Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает её

суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в

конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той

или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной

ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на

непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и

явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно

поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске её решения.

Что же такое общество? Прежде всего, общество - это определенная

целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система,

то её основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым

должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать

простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-

третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков

системы. Что же это за элементы?

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект

истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного

здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой

общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного

отношения к миру в виде деятельности,содержание которой составляет его

целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых

различных формах, причем формы деятельности и её виды с ходом истории

становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве

второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной

системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего

многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как

способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует

их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов

в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество.

Но что такое общественные отношения? Общественные отношения это

многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также

внутри них, возникающие в процессе материально-производственной,

экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются

первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные,

т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их

числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения

(наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как

организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют

идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня

складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных

идей и взглядов.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных

системой общественных отношений, складывающихся на основе всего

многообразия социально значимых видов деятельности.

Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Источники его

саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в диалектических

противоречиях, приобретающих в обществе характер специфических, социальных

противоречий.

Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступающая в

качестве способа существования социального, поскольку всякое изменение

общества реализуется через деятельность. Деятельность ( основная и решающая

сфера проявления социальной активности субъектов истории, начиная с

отдельных индивидов и кончая человечеством в целом. Но что же побуждает

людей к деятельности, питает их социальную активность?

Социологи до Маркса, полагали, что все дело в свободной воле, в желаниях,

мыслях и идеалах, которые рождаются в головах людей и движут их поступками,

их действиями.

Здесь есть доля истины. "Все, что приводит людей в движение, (

справедливо отмечал Ф.Энгельс, ( должно пройти через из голову". Но сами

воля, желания, мысли людей детерминированы материальными факторами, за ними

следует видеть их материальную объективную основу в виде потребностей и

интересов масс, социальных групп, отдельных личностей. Роль потребностей и

интересов в побуждении к деятельности отчетливо просматривается в самоё её

структуре, основными соподчиненными элементами которой выступают:

потребность, интерес - цель деятельности - её мотив - собственно

деятельность - результат.

Потребность выступает как исходный момент в пусковом механизме развития

общества. Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания

жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы,

общества в целом. При этом объем и характер потребностей зависят как от

уровня развития общества и общественного производства, так и от условий

деятельности и места различных групп людей в системе общественных

отношений.

Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными потребностями,

вновь выступают и как потребности социальных групп, общества в целом. Они и

побуждают не только отдельные личности, но и большие группы людей либо

поддерживать старое, либо выступать за его устранение, за утверждение

нового, побуждают к разрешению назревших противоречий.

При этом потребности выступают и в конечном счете осознаются как

интересы. Интересы выражают отношение общества, данного класса, социальной

группы ко всей совокупности общественных институтов, материальных и

духовных ценностей на определенном этапе развития. Можно сказать, что

интересы представляют важнейший элемент механизма, посредством которого

объективные, сложившиеся в обществе потребности осваиваются социальными

группами, социальными силами и превращаются в мощный фактор, побуждающий их

к социальному действию.

Интересы имеют объективное основание в системе общественных отношений.

"Экономические отношения каждого данного общества проявляются, ( писал

Ф.Энгельс, ( прежде всего как интересы".

Поскольку положение социальных групп, индивидов в системе общественных

отношений неодинаково, различны и их интересы. Больше того, на каждом этапе

истории складывается сложная, многомерная система интересов. Борьба за

реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за

удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и

неосновные, материальные и духовные.

Учет интересов различных общественных групп в экономической и

политической сфере деятельности людей играет огромную роль. Это положение

имеет большое значение и в наши дни. Долгое время считалось, что советское

общество существует как нечто единое, монолитное слабо структурированное.

Допускалось, что между двумя дружественными классами и интеллигенцией имеют

место лишь небольшие различия в интересах. Сейчас обнаружилось, насколько

различны интересы различных классов, социальных слоев, национальных

общностей.

И хотя исследование этой сложности только началось, в практической

деятельности необходимо учитывать сущность и динамику интересов различных

профессиональных, возрастных, демографических, национальных и иных групп.

Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил

развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического

процесса, является деятельность всех его "участников" – и социальных

общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной

деятельности и развивается история общества.

Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и вместе с тем

широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей,

поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории

и её движущих сил.

Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что

в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы.

Так, миллионы простых людей и целые общности, в прошлом весьма далекие от

политики, сегодня превращаются из пассивных свидетелей в активных и

сознательных субъектов исторической практики.

В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность,

действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь

идет об общественной истории было бы неверно ограничивать понятие субъекта,

трактуя его только в личностном плане. Социальная группа тоже может быть

субъектом, если у неё есть общие интересы и цели. В отличие от

индивидуального субъекта группу можно рассматривать как социального

субъекта, в качестве которого может выступать та или иная социальная

общность. Иначе говоря, реально существует множество социальных субъектов.

Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают их к

историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом,

выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного

саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами субъекты

истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих

противоречий и поступательное движение общества. Особое место среди

субъектов истории занимают народные массы.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как

целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные

части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные

социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между

собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают

большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь

оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в

современных условиях представляет собой не просто некое множество

параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную

систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит

сложность существования и функционирования социальной структуры общества,

что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь,

взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно

устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды

структур и представляет собой объективное деление общества по различным,

жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в

широком смысле слова являются социально-классовая, социально-

профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.

д.

Социальная структура в узком смысле слова ( это социально-классовая

структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые

находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная

структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем

социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились

задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-

классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства.

Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь

между различными элементами социальной структуры. Более того, в

определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие

общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер.

Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная

структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те

или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо

известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и

культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы.

Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии

общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой

структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре

общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о

том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на

социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности

воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-

классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни

общества. Однако не менее важное значение, особенно в современных условиях,

принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим,

профессиональным, социально-демографическим и т. д. ).

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание

философы разных времен и поколений. Во все времена учёные задумывались над

природой отношений между людьми, над проблемой угнетённых и угнетателей,

над справедливостью или несправедливостью неравенства. Вот как развивались

взгляды на социальное неравенство до XIX века.

ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО 19 ВЕКА

Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает

разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным

римским Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают

их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким

образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же

общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими

силами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают

разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Особое

место среди субъектов истории занимают народные массы.пять классов в

соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии.

Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим понятием

обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в

определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба

между ними как результат противоположности ихинтересов были очевидны уже

для античных философов.

Древнегреческий философ Платон, по словам Карла Поппера, был «первым

политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». Общество, по его

мнению, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трёх

классов: правителей; воинов и чиновников, работников (земледельцев,

ремесленников, врачей , актёров). Правители подразделялись им на правящие и

неправящие группы. По отношению к двум другим классам мудрые правители

выступали как родители. Платон исключал всякую возможность наследования

классового статуса, предполагая полное равенство всех детей, чтобы каждый

имел возможность проявить свои способности. Во избежание влияния семьи,

Платон предлагал упразднить её в классе правителей, сократив при этом их

владение частной собственностью до минимума.

Платон спроектировал высокостратифицированное общество, где правящий

класс характеризуется равенством возможностей, полным устранением частной

собственности и концентрацией на достижении общего благосостояния.

Вопрос о социальном неравенстве не миновал и Аристотеля. В своей

«Политике» он писал о трёх элементах для всех государств: один класс –

очень богат; другой – очень беден; третий – средний. Он же – наилучший,

поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать

рациональному принципу. Лучшее общество формируется именно из среднего

класса, и государство, где он многочисленнее и сильнее, чем два других,

вместе взятых, лучше управляется, так как там обеспечено общественное

равновесие. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не считал, что частная

собственность вредит моральному совершенству, подкрепляя это хотя бы тем,

что, если бы строй с общественной собственностью был хорош, его примеры

давно были бы известны. Но для равновесия государства неравенство

собственности опасно, поэтому Аристотель за общество с сильным средним

классом и за уравнение собственности.

Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. По

существу все обсуждения проблем социального неравенства и справедливости

сводятся к вопросам, которые ставили ещё великие греки.

Спустя почти две тысячи лет, один из выдающихся мыслителей эпохи

Возрождения Никколо Маккиавелли в знаменитом произведении «Государь»

рассуждал, кто пригоден управлять и какая форма правления способна

обеспечить порядок и благополучие людей. Маккиавелли подметил, что в

организованном обществе всегда существует напряжённость между элитой и

массой. Будучи в большей степени сторонником демократического правления,

Маккиавелли в то же время сомневался в рационализме масс, понимая, что они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.