![]() |
|
|
Содержание и структура философских знаний: аксиологиякрасоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче), “проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота - результат интенционального (направленного, активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) : прекрасное есть естественное свойство явлений природы. Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) : прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством, практикой в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, “одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой владения человеком действительностью. Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира человеком и потому свободы. Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным, желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как прекрасное. Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой. Возвышенное. Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля, техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы. Без имени автора дошел до нас и другой трактат “О возвышенном”, являющийся ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое назначение (впоследствии автора назвали Псевдо-Лонгином). Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного. Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли и страхи, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин подчеркивает, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия, богатства, почестей, славы, неограниченной власти. Все это прельщает людей внешним блеском. В возвышенном Псевдо-Лонгин видит могучие, проявляющие величие бога силы природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником решения проблемы сути жизни. Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает человека до величия божества, дарит людям бессмертие, мощно и неизгладимо запечатляет себя в памяти. В 1757 г. Английский теоретик Э. Берк опубликовал “Философское исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного”, где положил начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже невозможно соединить их в одном чувстве. Кант считал, что “возвышенность содержания не в какой-либо вещи в природе, а только в нашей душе” … возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением. Оно есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления страха в процессе веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает масштабность и неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы человека. Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший, что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство; неприятна, например, величественная гроза и вспышки молний. В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения, сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в. Полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н. Жоффруа) или же прекрасное “в себе, бесконечная красота, которую нельзя постигнуть (Б. Левек). Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей, формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще развитие поэзии и музыки - видев искусство, максимально удовлетворенных и почти оторванных от материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и музыке особенно близки возвышенные образы. Н.Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного, привести к земной основе. Он полагал, что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами. Возвышенное раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определенте возвышенного носит у Чернышевского количественный и чрезмерно широкий характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого явления. И все же определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей материалистической ориентацией на действительность. Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его восприятия. Для него возвышенное - прекрасное, идущее навстречу потребности человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила действует на человека устращающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное, человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство собственной значимости. Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в истории эстетики сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного : 1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно прекрасному, и как его восприятие возникает эстетически негативная реакция. Итак, возвышенное - это объективное эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов и всего человечества. Трагическое. Человек смертен, и личность не могут не волновать проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями. Искусство в своих философических размышлениях о мире внутренне тяготеет к трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и художественный процесс многократно пересекался с проблемой трагического. Переход от скорби к радости - один из великих секретов трагического. Еще Д. Юм в трактате “О трагедии” обращал внимание на то, что трагическая эмоция включает в себя скорбь и радость, ужас и удовольствие. Древние народы, экономика которых зиждилась на земледелии, создали легенды об умирающих и воскресающих богах. Во время культовых празднеств в честь этих богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскрешения. По мере нарастания общественных противоречий природная основа этих мифов усложнялась и все более социализировалась. Со смертью и воскресением богов стали связывать упование на избавление от земных страданий, надежды на вечную жизнь (легенда о Христе). Закономерность трагического в концептуально-событийной сфере - переход гибели в воскресение, а в эмоциональной сфере - переход скорби в радость. Трагическая эмоция - сочетание глубокой печали и высокого восторга - проявляется в искусстве разных народов. Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бескорыстность мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с мирозданием, конечное - с бесконечным. Трагедия - философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость. В трагедии, полагал Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она означает также сохранение в преображенном виде того, что в данный форме должно погибнуть. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, Гегель противопоставляет человека, свободного от “рабского сознания” и способного жертвовать жизнью ради высших целей. Умение постигнуть идею бесконечного развития для Гегеля - важнейшая характеристика человеческого сознания. В осмыслении трагедийных ситуаций в мировой художественной культуре обозначились две крайне позиции : экзистенциалистская и буддистская. Экзистенциализм превратил смерть в центральную проблему философии и искусства. Экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и подчеркивают ее некоммуникабельность, отторженность от общества, что приводит их концепцию к парадоксу : гибель личности перестает быть общественной проблемой. Если личность отторгнута от людей, какое им дело до ее смерти? Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия. Неделимая сверхценностью, отторгнутая от людей личность на деле оказывается абсурдной, а ее жизнь - лишенной смысла и ценности. Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо. Если экзистенциализм приравнивает жизнь к смерти (жизнь столь же абсурдна, как и смерть), то буддистская идеология приравнивает смерть к жизни (человек, умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). И в том и в другом случае фактически снимается всякий трагизм. Гибель личности приобретает трагическое звучание только там, где человек, обладая самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся содержанием его жизни. В этом, с одной стороны, существует неповторимо индивидуальное своеобразие и ценность личности, а с другой - погибающий герой находит продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда скорбь), а в то же время возникает идея продолжения жизни личности в человечности ( и отсюда мотив радости). Источником трагического являются специфические общественные противоречия - коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его осуществления. Неизбежная недостаточность знания, невежество часто становятся источником величайших трагедий. Трагическое - сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск выхода для человечества. В этой категории отражается не просто вызванное частыми неполадками несчастья человека, а бедствия человечества, некие фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности. Таким образом, трагедия раскрывает : 1) гибель или тяжкие страдания личности; 2) невосполнимость для людей ее утраты; 3) бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжении в жизни человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; 5) активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически, временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей. Комическое. Человеческое общество - истинное царство комедий, так же как и трагедии. Человек - единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех, или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Однако не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно. Комическая - прекрасная сторона смешного, порождающая социально значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех, отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или комично. Комизм социален объективной (особенности предмета) и своей субъективной (характер восприятия) стороной. Комическое как противоречие. Сущность комического - в противоречии. Комизм - результат контраста, разлада, противостояния : безобразного - прекрасному (Аристотель), ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному (Жан Поль, А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному произволу (А. Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному и истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на значимость (Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и т.д. Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли, выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако формы комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два противоположных начала, первое из которых кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством. И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении напряженного ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII в. Ш. Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех”. Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большее впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью. Многообразие эстетических свойств. Безобразное. В истории эстетики антипод прекрасного - безобразное не имеет глубокой теоретической традиции. Еще древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, “хорошее превращается в дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход прекрасного и безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде. Вопрос о безобразном в искусстве впервые теоретически поставил Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит не только прекрасное, но и безобразное. Даже явления отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия лежит радость узнавания действительности, которую мастерски передал в произведении художник. По Ш. Бодлеру, безобразное лицо - это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света, внутреннего богатства. Таким образом, безобразное - эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Низменное. Низменное противоположно возвышенному. Согласно представлению древних египтян, покидая мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти охватывает всех. Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном. Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т.к. они еще не освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность. Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к этой грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и т.п.). Ужасное. Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия, бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека, т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не владеет миром. Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания, пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом. Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение). Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма. Литература: 1. Бобров В.В. Введение в философию : Учебное пособие. - Новосибирск : Издательство НГУ, 1998. 2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание. М: Политиздат, 1988. 3. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал//Аксиология :становление и основные этапы развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1. 4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат,1991. Содержание. 1. Введение……..……………………………………………………………..2 2. Аксиологический этап в истории философского знания………..…13 3. Категории эстетического освоения мира Эстетическое и Полезное………..………….……………….19 Эстетическое как ценность…….………………………….…19 Прекрасное…….…………………………………………….…20 Парадигмы теоретического постижения красоты……23 Возвышенное…….………………………………………………24 Трагическое………………………………………………………26 Комическое……………………………………………………….28 Комическое как противоречие…………………………..28 Многообразие эстетических свойств Безобразное………………………………………………..29 Низменное………………………………………………….30 Ужасное……………………………………………………..30 4. Литература………………………………………………………………..31 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |