![]() |
|
|
Физика и богословиеФизика и богословиеФизика и Богословие |Для обычного научного работника, давно переставшего в суете задумываться| |над вечными вопросами, новые результаты, появившиеся в последние 15-20 | |лет, стали полной неожиданностью. К тому же эта неожиданность для многих| |оказалась неприятной. | |Дело в том, что новая ситуация в науке ставит человека перед | |нравственным выбором. Либо принять доводы здравого смысла с неизбежно | |вытекающими последствиями - жить по Божиим заповедям и выполнять его | |благую волю. Либо сделать вид, что ничего не произошло, и ждать каких-то| |дополнительных уточнений, которые, быть может, вернут утраченную опору | |из-под ног. Но в действительности же реализуется нечто, неподдающееся | |разумному объяснению. | |Сегодня в самых высоких научных кругах считается, что традиционный | |научный метод исчерпал себя, и для того, чтобы продвинуться вперед в | |познании природы, необходимо привлечь иные “каналы” поступления | |информации, понятия о которых заимствуются из восточной оккультной | |мистики. Складывается весьма многозначительная ситуация. Наука, вошедшая| |сегодня в зрелый возраст, накопила рациональным методом познания целый | |массив системных, фундаментальных знаний о природе. Долгая, честная и | |кропотливая работа многих поколений ученых, наконец, начала приносить | |добрые плоды. | |Но именно теперь, когда из несвойственной и навязанной науке извне роли | |противницы восстанавливается ее истинное лицо верной дочери и ближайшей | |помощницы веры, происходит сознательный отказ от рациональной логики. | |Последняя заменяется теософией с ее мутной иррациональностью и | |болезненными фантазиями, не имеющими под собой никаких реальных | |оснований. | |Несколько слов здесь уместно сказать о деструктивной роли, так | |называемой брюссельской научной школы, возглавляемой И.Пригожиным. Ее | |основополагающий тезис носит откровенно богоборческий характер: “хаос | |является причиной упорядочивания, он несет в себе свойства организующего| |начала”. Или, другими словами, “хаос творит порядок” сам без всякой | |посторонней помощи. Этот мировоззренческий постулат основан на неверной | |интерпретации некоторых физических экспериментов, ложность которой | |недавно была убедительно показана теоретической группой под руководством| |С.И.Яковленко . | |Действительно, “на суд пришел (Господь) в мир сей, чтобы невидящие | |видели, а видящие стали слепы” (Иоанн, 9: 39). Но оставим последних | |“погребать своих мертвецов” (Матф., 8: 22). | |Чудесное “рождение” Вселенной и ее удивительная природа | |Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в 20 веке | |решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены| |на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В | |свою очередь и они сами состоят практически из пустого пространства. | |Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного | |объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про | |носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто | |условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные | |островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, | |воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков - | |элементарных частиц выходит за рамки обыденного здравого смысла. По | |современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных| |сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в | |себе корпускулярные и волновые свойства. С точки зрения современной | |физики статусом реальности обладает лишь некоторая совокупность частиц, | |рассматриваемая как энергетическая среда, ни одна часть, из которой не | |обладает полной независимостью от всего остального. Таким образом, | |Вселенную нельзя себе представить, состоящей из некоторых первичных | |“кирпичиков”, которые могут существовать отдельно и независимо друг от | |друга. Мир задуман и создан как единый гигантский пестрый ковер, каждая | |из “ворсинок” которого не существует отдельно от всего целого, но имеет | |смысл лишь, будучи вплетенной в его ткань, в рамках всеобъемлющего | |бытия. | |Вселенная не существовала вечно, а имела начало во времени. Само время, | |как и пространство, появились одновременно с первичной материей, ибо | |неотделимы от нее. Процесс “рождения” мира описывается научной теорией | |“Большого взрыва”. Следует сказать, что этот термин чрезвычайно | |неудачен, неверно передает смысл явления, поскольку наблюдаемый процесс | |увеличения объема Вселенной никак невозможно представить как следствие | |какого-то взрыва. Расширение мира происходит поразительно равномерно и, | |в первом приближении, пропорционально расстоянию между двумя типичными | |скоплениями галактик. Таким образом, чем дальше галактики находятся друг| |от друга, тем выше скорость их взаимного удаления. Это, действительно, | |довольно странное свойство для обычного взрыва. | |Вещество и излучение во Вселенной в большом масштабе распределено | |чрезвычайно однородно во всех направлениях. Но взрыв не может привести к| |равномерному распределению вещества по объему. Более того, сила, | |действующая на осколки вещества при обычном взрыве, вызывается разностью| |давлений. Однако Вселенная - это все, что существует в материальном | |мире. Вне ее границ нет ничего - ни какой-либо материи, ни пространства,| |ни времени, т. е. нет той “пустоты”, в которую можно было бы | |расширяться. Поэтому само понятие разности давлений неприменимо в этом | |случае. Лучшему пониманию проблемы может служить аналогия равномерно | |раздувающегося воздушного шара, на поверхности которого нанесены точки, | |изображающие галактики. Когда шар раздувается - его оболочка | |растягивается, и расстояния между точками увеличиваются. При этом сами | |точки на поверхности остаются без движения. Таким образом, само | |пространство между галактиками, растягиваясь, раздвигает их относительно| |друг друга. Однако расширение Вселенной никак не влияет на отдельные | |тела. Точно так же, как в разлетающемся облаке газа отдельные молекулы | |не расширяются. | |“Большой взрыв” имел совершенно определенную, с невероятной точностью | |рассчитанную силу. Теоретический анализ показывает, что если бы в момент| |времени, соответствующий первой секунде по абсолютной шкале времени, | |когда картина расширения уже полностью определилась, скорость разлета | |вещества отличалась бы от реального значения более чем на 10-18 доли | |своей величины в ту или иную сторону, то этого бы оказалось вполне | |достаточным для катастрофических последствий для жизни: Вселенная либо | |давно сколлапсировала в исходное состояние “материальной точки” под | |действием сил гравитации, либо вещество в ней полностью рассеялось [2]. | |Неужели такой тонкий баланс есть следствие лишь слепой игры случайных | |сил?! | |Для полноты картины необходимо упомянуть и о самой первой по времени - | |“инфляционной” стадии расширения Вселенной, которая продолжалась всего | |около 10-35 секунды, начиная с того времени, как “заработали” мировые | |часы. Однако за это время вдруг появившийся из абсолютного ничто | |"зародыш” Вселенной успел увеличить свой размер до 10100 раз . | |В древние времена толкователи библейского текста уподобляли свиток | |Пятикнижия Моисея - Вселенной. Развертывание свитка подобно расширению | |Вселенной, а свертывание - ее сжатию. Согласно одному из древних | |толкований Библии, имя Бога “Всемогущий” (по древнееврейски "Ше-дай”) | |объясняется так: “Тот, Кто сказал “Довольно”. Это толкование | |сопровождается преданием, согласно которому Вселенная, будучи сотворена,| |стала расширяться с огромной скоростью, и тогда Бог сказал ей: “дай" - | |"довольно”! Быть может, на этом и закончилось мгновенное и гигантское по| |масштабам растягивание пространства, что на научном языке ныне называют | |“инфляционной” стадией расширения. Согласно этой научной концепции, | |далее расширение продолжилось, но не с такой колоссальной скоростью, а | |(по сценарию “Большого взрыва”) благодаря первоначальному импульсу, | |приобретенному в период инфляции. Температура Вселенной стала постепенно| |уменьшаться, расходуя свой потенциал на расширение мира. | |Человечеству потребовалось затратить колоссальные интеллектуальные | |усилия, чтобы прийти к непостижимому, удивительнейшему выводу о | |“рождении” мира из ничего. Однако он не является новостью для христиан. | |Задолго до появления научного метода познания природы истина о | |сотворении мира ex nihilo была указана в Библии и подтверждена | |специальным постановлением IV Латеранского собора. | |Бог Отец сотворил все мироздание Словом, именно сотворил, ибо Вселенная | |- плод творческого акта. Удивительная гармония, красота, изящество мира | |вызывают у человека благоговейный трепет перед величием Божьим. Бог - | |дивный Художник и величайший Поэт, написавший изумительную поэму, вызвав| |из небытия в бытие весь этот великий мир. Поэтику творения мира хорошо | |чувствовали и осознавали святые Отцы эпохи Вселенских соборов, которые | |отразили это понимание в словах Символа Православной Веры. Его первые | |строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: “Верую во | |единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли...”. | |Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц приводит к | |поэтической аналогии нашего мира - к представлению его в виде гигантской| |“звуковой волны” от струн “волшебного” музыкального инструмента. Этот | |инструмент находится в руках невидимого и всемогущего Творца, который | |трогает струны и поддерживает “звук”, тем самым сберегая нынешние небеса| |и землю, содержимые словом (2-е Петра, 3:7). Если на миг остановится | |вибрация - “улягутся волны”, то, быть может, и “свернутся небеса”. Из | |этого живительного Источника льются “звуки”, приводя все из небытия в | |бытие. | |Совершенство конструкции человеческого организма | |Да, действительно, человек всегда с изумлением останавливался перед | |совершенством и гармонией окружающего его мира. Но и само устройство | |человеческого организма поистине достойно не меньшего восхищения. Оно | |превосходит по своей сложности все остальное вместе взятое. Рассмотрим, | |например, количество информации, которую может содержать человеческий | |мозг. Оно оценивается числом между 1010 и 1015 бит. При этом нижняя | |цифра предполагает, что 1 бит информации в среднем содержится в каждой | |из 1010 "ячеек” человеческой памяти. Скорость же вычислений | |человеческого мозга оценивается величиной от 10 до 1000 гигафлопов. | |Минимальная скорость в 10 гигафлопов определяется всего лишь той | |быстротой, с которой глаз обрабатывает информацию перед тем, как послать| |ее в мозг без учета всей остальной многообразной деятельности | |человеческого интеллекта. Для сравнения, такой один из самых мощных | |компьютеров на сегодняшний день, как Cray-2, имеет скорость всего лишь 1| |гигафлоп и объем памяти в 2*1010 бит, что от 10 до 1000 раз меньше, чем | |у человека.Однако человеческий мозг скорее всего сознательно ограничен | |Творцом в своих возможностях. Поэтому лучшей иллюстрацией могут служить | |более “простые вещи”, например, цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты | |(ДНК), которые содержатся в каждой клетке человеческого организма. Эти | |цепочки ДНК несут в себе информацию о всех частях человеческого тела - | |от кончиков пальцев до корней волос. Причем способность ДНК хранить | |информацию настолько эффективна, что все сведения, необходимые для | |описания всех видов организмов, когда-либо существовавших на нашей | |планете, могут уместиться в чайной ложке, и еще останется место для | |содержания всех когда-либо написанных книг. | |Думается, что работающим в этой области науки специалистам, мысль об | |“автоматической” эволюции, основанной на действии случайных сил, должна | |казаться просто противоестественной. | |Свидетельства фундаментальной науки | |Что же говорит современная фундаментальная наука о проблеме сотворения | |мира? Чтобы попытаться по-настоящему оценить ее вклад, следует перейти | |от частностей, исследуемых той или иной дисциплиной, к неким общим | |категориям, лежащим в основании каждой области знаний. Аналогией, хотя и| |несовершенной, может послужить гипотетическое дерево, каждая ветвь | |которого представляет собой ту или иную отрасль человеческого познания. | |Общим стволом, от которого в разные стороны расходятся эти “ветви”, | |являются фундаментальные физические законы. Действительно, всего имеется| |четыре основных физических взаимодействия. Из них непосредственно | |вытекают все те частные законы, посредством которых управляется вся | |неживая материя. Фундаментальными взаимодействиями обусловлены и | |структурные свойства вещества - от строения атомов до галактик. Но и | |сами эти взаимодействия “произросли” не на голом месте. Ведутся | |небезуспешные попытки построить всеобщую теорию поля, которая призвана | |объединить все взаимодействия в одно целое. При этом начинает все более | |отчетливо проступать некое общее положение, находящееся в основании | |всего мироздания. Это эстетический принцип симметрии. Сегодня ученым, | |работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно | |очевидно, что мир построен по законам красоты. Именно идея красоты, | |которая на математическом языке выражается законами симметрии, “питает” | |все древо. Основанием такому утверждению может служить тот факт, что все| |физические взаимодействия, как теперь это стало очевидно, по своей сути | |есть проявление и даже средство для поддержания в природе присущего ей | |набора определенных скрытых симметрий. Под последними в физике | |понимается неизменность ее законов относительно некоторого | |калибровочного преобразования. Поиски таких симметрий лежат в основе | |научной стратегии, призванной привести к более глубокому пониманию сути | |вещей. Предполагается, что в первые мгновения существования Вселенной | |при энергиях порядка 1015 ГЭВ все физические взаимодействия представляли| |собой проявления единого фундаментального взаимодействия, единую | |константу. Симметрия же, служившая основой объединения этих | |взаимодействий, была идеально точной. | |Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов | |природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе | |строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике и | |вы в этом сразу убедитесь - основные законы записаны просто, нигде нет | |длинных, сложных и аляповатых формул. Последние встречаются разве что в | |приближенных, компьютерных расчетах, весьма далеких от совершенства. | |Так, формулируя закон всемирного тяготения, Исаак Ньютон заботился | |главным образом о функциональной и алгебраической простоте этого закона.| |Иоганн Кеплер, руководствуясь стремлением к лаконичности, добился | |большей точности в описании движения планет и большей простоты | |вычислений, введя эллиптические орбиты и т.д. | |В истории науки очень часто бывает так, что существенно различные | |теории, призванные описать новые явления, в одинаковой мере | |подтверждаются экспериментально. В таком случае более предпочтительными | |оказываются те концепции, которые являются наиболее простыми. Таким | |образом, принцип простоты представляет собою специфическое требование к | |построению научной теории. Многие известные ученые полагали простоту | |гипотез одним из наиболее решающих критериев их корректности. В этом | |находит свое выражение простота и гармония самого мира. | |В современную эпоху эта простота природы мыслится как наличие в ней | |тенденции к ограничению разнообразия. Как свидетельствуют данные науки, | |за различием и сложностью постоянно обнаруживаются ритмы и повторения, | |симметрии и инварианты. Они находят свое выражение в “способности | |природы”, используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все | |многообразие материального мира. В них находит свое последнее основание | |сама возможность существования законов науки, в частности, законов | |сохранения. Само призвание науки как бы и заключается в нахождении за | |видимой сложностью мира его невидимой простоты. По словам знаменитого | |натуралиста Ж.-Л. Бюффона, “Верховное Существо, создавая мир, пожелало | |использовать лишь одну идею, варьируя ее сразу всеми возможными | |способами так, чтобы человек смог восхищаться совершенством исполнения и| |простотой замысла.” | |Совершенно невозможно представить себе, чтобы все это реализовалось | |случайным образом. Гораздо легче помыслить, что в мире без Творца скорее| |самопроизвольно реализуется хаотическое нагромождение бесформенной | |материи, чем гармоничное благообразие стройного порядка, совершенного в | |своей полноте и единстве, на основах высокого эстетического принципа. | |Без Разумного, Всемогущего, Щедрого Творца - Устроителя и Промыслителя о| |всем сущем здравый человеческий рассудок отказывается воспринимать мир | |таким, каким он видится и невооруженным глазом, и в свете последних | |научных данных. Мир не только сотворен, но и содержится Словом Божиим, | |поэтому печать Божественной красоты неотъемлема от него. Особым образом | |она касается человека. Как цветы украшают любое растение, так и | |человечество по Божественному замыслу увенчивает все древо мироздания. | |Между этими “цветами” и всеми остальными частями строения Вселенной | |существует очень строгая, жесткая зависимость, нашедшая в науке название| |“антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная приспособлена | |для существования жизни и что как законы физики, так и начальные | |параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление. | |Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень | |“чувствителен” к численным значениям универсальных мировых констант, | |поскольку все основные особенности реального мира (размеры ядер, атомов,| |планет, звезд и т. д.) в конечном итоге определяются величинами | |фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено | |выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, с | |человеческой точки зрения, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной| |и невероятно точной числовой соразмеренности значений мировых констант | |привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее | |природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь. | |Литература: | |С.А.Майорова, А.Н.Ткачева, С.И.Яковленко, «Физика и Религия», 1994, | |Девис П., "Суперсила", Москва, Мир, 1989. | |Линде А.Д., "Физика элементарных частиц и инфляционная космология", | |Москва, Наука, 1990. | |Библия | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |