![]() |
|
|
ФилософияВ структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти - эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое - два подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Наука имеет дело с особым набором объктов, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфич способы обоснования истины знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием. 54. Эмпирический и теоретический уровни знания. Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи. 55. Понятие метода и методологии. Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного знания. 56. Методы эмпирического познания. 1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент 57. Методы теоретического познания. 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта) 58. Гипотеза и теория. Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке. Теория должна быть непротиворечивой и основываться на аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо испоьзуют абстрагирование. 59. Особенности социального познания. см 49. Социальная природа человеческого сознания. 60. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истинность - соответствие знания объективной реальности. Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич. подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой. Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая. Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана - предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн. истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц. условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях). Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне познания. Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне, исчерпывающее знание о каком-либо явлении. 61. Природа и общество. Их нельзя рассматривать поотдельности. Ч - основа О. и природное существо. Его интересы и возможности определяют О жизнь. Природные факторы также влияют на О, а О на П. Различают первую и вторую природу. Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч. П влияет и на политическую жизнь О. (демография, здоровье президента, ...). Сила России в природном факторе, ее многонациональности. 62. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико- гуманистические аспекты. см 71. 54 63. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой и неживой природы. 64. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории. Материальное и идеальное общество. Роль субъективного фактора в истории. Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч. Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). 65. Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от законов природы. Деретминизм - противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. 66. Проблема биологического и социального в человеке. Критика биологизаторских и социологизаторских трактовок человека. ??? 67. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как ценность. Жизнь - смерть: пограничная ситуация. Ч - О. явление => смысл жизни в служении О. Что Ч оставит после себя ? Существует биологическое время и духовное. Ч может долго жить после смерти тела. Право на смерть не только личный выбор - ведь существуют семья, ... Упомянуть о камикадзе и Руссо. 68. Человек и человечество. Глобальные проблемы выживания человечества. Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч. Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис. 54 69. Понятие науки. Социальные функции науки. 1) культурно-мировоззренческая 2) наука как непосредственная производительная сила 3) функция как социальной силы 70. Основания науки. Диалектика опыта и теории. ??? 71. Наука и нравственность. Этика науки. Общечеловеч. ценности так же применимы в науке. Бескорыстие ученого, его заинтересованность, отстаивание истины. "Платон мне друг, но истина дороже" (Аристотель). Наука предполагает обоснованность суждений => они более ценны, чем бытовые. Признание коллег - высшая награда для ученого. Несоблюдение этических норм - черевато. Нравственность пронизывает все стороны деятельности ученого. Определения должны быть точны (Ленин). Сократ "Человек добр, а зло творит по неведению". Генная инженерия. Сциентизм - научно - технический прогресс - абсолютная социальная ценность- предел развития. Диалектика созидательного и разрушительного в науке. 72. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства. Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч. 73. Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретноисторической определенности. Структура способа производства: 1) производительные силы (предмет труда, орудие труда); 2) производственные отношения (экономические и производственно - технические отношения). Базис - совокупность 1 + 2. Надстройка - теории, концепции, учереждения, материализующие 1 и 2. Материальное производство характеризует то что производится. Способ произв. - как производится. Эпохи различаются способом производства. 74. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений. ??? 75. Социальная революция и ее роль в развитии общества. Соц. революция - качественное изменение в О. отношениях , во всей их системе. Это закономерные явления в О. жизни. Способ смены О. формаций. В основном - это политическая революция. Класс - основная движ. сила революции. Насилие - вынужденная мера. Диалетическое отрицание старого. Тесно связана с культурными традициями. 76. Общественно-экономическая формация. Диалектика базиса и надстройки. Общ - экон формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Общ - экон формация впервые выработана максизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет 1) отличить один период истории от др 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран 3) позвляет рассмотреть человеческое общество в каждый периож его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местомв системе общественных отношений данной формации. Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для харрактеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Ленин: Базис - экономический скелет общественной формации, Н - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми 3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н. 77. Развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно- экономических формаций. Формация и реальное общество. История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от истории П. О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока нет понятия, нет и объекта иследования. Формация - исторические формообразования - представляют собой органическую целостность, включающую в себя как материальные так и духовные компоненты. Способ мат. произв. - важнейший, определяющ. ее функционирование, компонент. Смена формаций характеризует исторический процесс. (первобытнообщ., рабовл., феодальн., капитал.). Далее коммунизм !. Маркс делит историю надвое: предистория и истинная история (человечество свободно от продуктов своего труда). Формацион. подход к О. рассматривает О. как единое целое. Цивилизационный подход к О. появился в 18вв (Данилевский, Гумилев). Он тесно связан с понятием культура. Цивилизованное О - О, основанное на понятиях разума и справедливости. Этот подход основан на множественности культурно - исторических типов. Однако, то, что производят цивилизации - является достоянием всего человечества. Цивилизация одновременно чужда и ценна для др. цивилизаций. Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное большенство. Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит стадии: зарождения, развития, надлом, разложение. 78. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы, классы, нации, личности. Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара. Нация - фундаментальная характеристика гос. Этнос - объединяет близкие нации. Причина всех соц. катаклизмов- национальные отношения. Классы различаются: по образаванию, кастам, политич. положению. Партия - объединяет авангард класса и определяет его идеологию. Соц. революция - локомотив в развитии общества - высшая форма классовой боьбы. Также существуют прослойки - религиозные , ... . Соц. пространство (айкумена) - все время расширяется (во все стороны). Общ. отношения (отношения между субъектами О.): 1) производственно - экономические; 2)идеологические; 3)политические. 79. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе. ??? 80. Содержание понятий "индивид", "индивидуальность" и "личность" в марксистской философии. Личность и ее социальные роли в обществе. 52 81. Социально-политические, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии. ??? 82. Возникновение и развитие диалектико-материалистической философии. Развитие философии К.Марксом и Ф.Энгельсом. Маркс ведел оторванность от реальной жизни (истории и соц. реальностей) Гегелевской теории (был ее стороником). Попытка создания Ф для эксплуатируемых пролитариев. Основные позиции: 1) Отчужденный труд - ни предмет труда, ни орудия труда, ни результат труда пролитарию не принадлежит - непорядок. 2)Т.к. рабочий вынужден работать (жизнь заставила) => труд унижает Ч. (он свободен вне труда) 3) }=> Ч. относится к природе враждебно, прервана родовая связь; 4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми - конкуренция. Капиталисты тоже отчужденные люди. }=> ликвидация частной собственности. => появляются свободные, одаренные, гармоничные люди Практика - основа всего. Все познается через практику. Труд преобразовывает П. и О. отношения. Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара. Уровень развития производства - основной критерий познания О. Государство должно упорядочивать - структуру собственности. Ограничение свобод Ч.: 1) разделение труда на физический и умственный; 2) принадлежность к определенному классу 3) культурологический фактор. 83. Основные направления и черты немарксистской философии ХХ века. 19 84. Основные черты философии неопозитивизма, его разновидности. Ученые, применяющие Ф к современным разделам науки. => математизация, формализация Ф знания. Основное достижение связь логики с кибернетикой. Герменевтика - семантический анализ текстов. 21 85. Проблема человека в философии экзистенциализма. 22 86. Основные черты философии неотомизма. 20 87, Буржуазная философия истории. Футурологические модели общества (технократические, технофобские, информационные). "Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции. "Антитехницизм" - техника - злой демон. 23 88. Основные черты и проблемы русской философии Х1Х - начала ХХ веков. 25 89. Диалектика исторической необходимости и свободы в общественном развитии. Всестороннее развитие личности - гуманистический идеал марксизма. 52 90. Сущность общественного прогресса и его критерии. Исторические типы прогресса. см 77. 91. Противоречивый и целостный характер современного мира. Соотношение научно- технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху. 53 92. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества. 54 "Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции. "Антитехницизм" - техника - злой демон. 93. Диалектика общечеловеческого и классового. Приоритетность общечеловеческих ценностей. 52 94. Единство и многообразие мировой истории. Объективные предпосылки, закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории. Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч. Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис. 46 95. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация. 50 96. Научно-техническая революция, ее сущность и перспективы. 53 97. Категории "общественное бытие" и "общественное сознание" и их методологическая роль. Формационный подход был выработан на основе анализа обществ. бытия. "О. бытие" - объективная О. реальность, соц. материя, отражающаяся в О. сознании. Материалестич. подход к определению этих понятий позволяет "соц. детерминизм". Эти понятия объективны. Коммунистич. теория продполагала, что О. сознание окрылит людей. Недооценка Ч. фактора. О. сознание - активно. 49 98. Общественное сознание и его структура. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой «Общественное сознание». Уровнями О С являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно - теоретическое сознание, включающее идеологию. Формы О С представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. 49 99. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. ??? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |