![]() |
|
|
Философское отношение к вереФилософское отношение к вере|НАУ | | | | | | | | | | | | | |Р Е Ф Е Р А Т | |по философии | | | |Философское отношение к вере | | | | | | | | | |Выполнил: ст. гр. 205 ФИТ | |Головин В.А. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Киев | |2001 | |ФИЛОСОФСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕРЕ | |Критическими точками, которые на протяжении полутора тысячелетий | |определяли направление истории становления западноевропейской | |христианской духовной культуры, были учения о вере Августина, Фомы | |Аквинского и Мартина Лютера. Все они возникали в конкретном | |социально-культурном контексте, который в первую очередь определялся | |основополагающей ролью христианской церкви в политическом и духовном | |развитии Европы. | | | |При всех содержательных различиях эти три учения объединяет одно | |обстоятельство: они возникли как результат глубокого осмысления | |уникального личного опыта их создателей, опыта обретений и потерь, | |разочарований и надежд. Но этот опыт, будучи в силу обстоятельств | |включенным в опыт церкви как института, призванного к распространению и| |поддержанию веры, неизбежно трансформировался в теологические догматы, | |призванные сохранять и поддерживать веру миллионов людей, не только не | |имевших такого личного опыта, но и не нуждавшихся в нем. Учения | |Августина, Фомы и Лютера, так же, как и все другие великие достижения | |человеческого духа, будучи транслированными для “массового | |употребления”, неизбежно превращались в свою противоположность. | | | |Мистический символизм средневекового мышления сформировался на почве | |платонизма, переосмысленного Августином с христианских позиций, и | |долгое время являлся питательной средой, обеспечивающей сохранение и | |поддержание средневековой веры с присущим ей стремлением видеть | |проявления Бога во всех предметах и событиях земного мира. Постепенно | |этот символизм потерял свою жизненную силу и смысл и уступил свое место| |стремлению заменить мистические связи между явлениями и предметами | |каузальными естественно-научными закономерностями. | |В свою очередь, аристотелизм, призванный Фомой для возврата к пониманию| |естественной иерархии земного и небесного миров, дал толчок к развитию | |рационалистической схоластики, направленной на исследование логических | |предметных взаимосвязей. Но разум, который Фома привлек на службу | |откровению, в его системе вовсе не имел приоритета над верой, поскольку| |и вера, и разум, согласно Фоме, проистекали из одного источника и | |служили одной цели - богопознанию. По словам Э. Жильсона, “Св. Фома уж | |точно никогда бы не согласился с тем, что какое-либо метафизическое | |доказательство бытия Божия может хоть на мгновение избавить христианина| |от необходимости веры в Бога, который Сам говорит нам с Своем | |существовании”. 1 | |Однако из истории философии хорошо известно, что именно система Фомы, | |гармонично сочетавшая философию и теологию, знание и веру, явилась тем | |катализатором, который в конце концов привел к их постепенному отрыву | |друг от друга, а затем и к открытому противостоянию между ними. Теория | |“двойственной истины”, эта alter ego системы Фомы Аквинского, одержала | |в европейской философии Нового времени, и прежде всего, в философии | |Декарта убедительную победу, поскольку в гораздо большей степени | |соответствовала интеллектуальным потребностям человека новой эпохи | |европейской истории, который обрел уверенность в своих способностях | |рационально познавать мир, а потому нуждавшегося в возможности свободно| |выбирать между знанием и верой. Собственно же томизм, сделавшись | |официальной доктриной католической церкви, утратил смысловую глубину, и| |только в начале XX неотомизм снова вернулся к пониманию | |экзистенциального смысла учения Фомы о разуме и вере. | |Еще в большей степени торжеству рационализма, характеризовавшего | |наступавшую эпоху Просвещения, способствовало учение Мартина Лютера об | |оправдании верой. Католическая церковь придерживалась принципа fides | |implicita, “внутренней веры”, согласно которому для спасения человеку | |достаточно было верить в то, во что верила церковь, или хотя бы просто | |принимать церковные таинства и исполнять обряды. Реформация | |основывалась на совершенно ином принципе, согласно которому каждый | |человек должен был иметь личный опыт благодати, получаемой через веру, | |личные отношения с Богом, независимо от того, ходит он в церковь или | |нет. Но для появления этого личного опыта была необходима | |содержательная почва, для обретения которой каждый человек должен был | |иметь представление о фундаментальных основах христианского учения. | |Это породило специфическую образовательную проблему протестантизма: | |христианское учение теперь должно было быть изложено в доступной для | |каждого человека форме, следовательно, оно нуждалось в упрощении, а | |упрощение было неизбежно связано его с рационализацией. Неслучайно | |протестантизм с самого начала придавал огромное значение делу | |образования, и университеты, возникшие в Германии после Реформации, | |вскоре стали интеллектуальным центром европейского Просвещения. | |Другой стороной учения Лютера об оправдании верой было признание особой| |роли мистического элемента в личном религиозном опыте. Одной из | |фундаментальных и неразрешимых по сей день проблем, унаследованных | |протестантизмом от средневекового католицизма и пронизывающих собой всю| |проблематику немецкой философии XIX-XX вв., было противоречие между | |“естественной теологией”, которая считала понятие о Боге внутренне | |присущим человеческой душе и выражала его в терминах разума, и | |теологией, опиравшейся на личный опыт, опыт мистического | |соприкосновения с высшим началом. Иначе говоря, это было противоречие | |между верой, стремящейся опереться на доктрину, обладающую истиной | |безотносительно к тому, насколько ее разделяют или не разделяют люди, и| |верующим индивидом, переживающим мистическое сопричастие откровению в | |своем экзистенциальном опыте. И в том, и в другом случае протестантизм | |не мог более опираться на авторитет церкви как института, сохраняющего | |и поддерживающего истинность веры, и должен был надеяться только на | |человеческие силы и способности, главной из которых была способность | |интеллектуальная. Кроме того, личный мистический опыт, в свою очередь, | |нуждался в трансляции, которая неизбежно приобретала рационалистическую| |форму, поскольку иначе этот опыт легко мог быть интерпретирован в духе | |сектантского спиритуализма. | |Это противоречие прекрасно характеризуется новым отношением к Библии, | |возникшим вместе с Реформацией. Протестантизм, поставивший Библию на | |место церкви и сделавший ее настольной книгой для каждого человека, с | |самого начала выдвинул принцип Scritura suiipsius interpres - Писание | |интерпретирует само себя. В свою очередь, этот принцип породил | |историко-критический подход к изучению Библии, который целиком и | |полностью опирался на научно-рационалистические методы исследования | |происхождения и авторства библейских текстов, на их филологический и | |литературоведческий анализ и т.д., отвлекаясь от так называемой | |проблемы “священной инспирированности” библейских книг. И хотя в целом | |историко-критический подход к Библии на протяжении последних трехсот | |лет в протестантизме является преобладающим, с другой стороны, не менее| |сильной была и остается традиция прочтения Библии “под водительством | |Святого Духа”, согласно которой никакие научные знания о библейских | |текстах ни на шаг не приближают к постижению истины Святого Писания, | |если человек мистическим образом не приобщен к этой истине. | |Общее отношение к человеку, возникшее вместе с Реформацией, было | |противоречивым: с одной стороны, именно протестантизм, оставив | |изолированного индивида один на один с Богом, который, лишившись земной| |опоры в виде церкви, стал теперь одиноким не менее, чем человек, дал | |толчок становлению личности буржуазной эпохи, ответственной за свои | |действия только перед собой. С другой стороны, в этом отношении | |присутствовал глубокий пессимизм, вытекающий из признания | |фундаментальной испорченности человеческой природы первородным грехом. | |И теперь, как пишет Ж.Маритен, “этот развращенный человек, который не | |может обладать ценностью для неба и которого вера прикрывает именем | |Христа, подобно покрывалу, хочет быть ценным для земли в том самом | |своем виде, в каком он существует, в самой развращенности его природы. | |Этому очерненному существу место именно здесь, ибо необходимо, чтобы | |оно жило в этом аду, каким является мир”.2 | |Фундаментальным принципом эпохи Просвещения, появлению которого с | |разных сторон способствовали и католицизм, и протестантизм, был принцип| |автономии индивидуального разума, согласно которому каждый человек имел| |возможность, способность и право свободно использовать разум, не | |оглядываясь на религиозные, политические или философские авторитеты и | |опираясь на законы самого разума. Эта автономия распространялась на все| |проявления человеческого духа, в том числе, на мистический опыт | |переживания личной встречи с Богом в вере. Сама возможность | |рационального мышления человека воспринималась в эту эпоху как наиболее| |полная манифестация человеческой сущности, как страстная уверенность в | |рациональной структуре реальности и способности человека к ее разумному| |изменению, как право выступать от имени истины и справедливости. | |Но, как пишет П.Тиллих, “рационализм и мистицизм не противоречат друг | |другу, как думают некоторые. И в греческой, и в современной культуре | |рационализм рождался из мистицизма. Рационализм развивался из | |мистического опыта “внутреннего света” или “внутренней правды”, | |переживаемого каждым человеком”.3 | |В основе свойственной Просвещению уверенности в особых правах человека | |как существа разумного, в конечном счете, лежало мистическое ощущение | |причастности человека к Богу, который является причиной и источником | |разумного устройства мира. Поэтому свойственная некоторым философским | |направлениям этой эпохи интерпретация веры в терминах разума, в | |сущности, не посягала на мистическое содержание веры как личной встречи| |человека с Богом. С другой стороны, Просвещению не в меньшей степени | |было свойственно стремление отодвинуть сферу деятельности Бога за | |пределы эмпирической реальности человеческой деятельности, оставив за | |Богом репутацию создателя мира, действие которого носило единовременный| |характер. В этом смысле главным занятием теологии эпохи Просвещения | |было рационалистическое доказательство существования Бога, которое | |являлось манифестацией рациональных способностей человека и в конечном | |счете способствовало отделению Бога от мира и от человека и | |секуляризации жизни. | |В этих условиях вера и разум должны были заново определить сферы своей | |компетенции. В новой постановке проблемы веры можно выделить следующие | |основные особенности: во-первых, проблема сущности и смысла веры | |перешла из сферы теологии в сферу философии. Во-вторых, вера теперь | |стала пониматься в двух смыслах: традиционном, как свойство | |религиозности, и в более широком, как фундаментальная установка | |человека в его отношении к миру. Соотношение веры и разума | |рассматривалось в различных философских концепциях в зависимости от | |того смысла, в котором употреблялось само понятие веры, и тот или иной | |мыслитель, исходя из своих методологических предпочтений, мог | |рассматривать или веру, или разум в качестве первичной способности | |человека и выводить одну из другой и наоборот. | |В-третьих, в тех случаях, когда о вере в традиционном христианском | |смысле вели речь теологи, или когда философы выступали как теологи с | |целью сохранения и развития христианской веры, они неизбежно должны | |были пользоваться философским языком, языком разума и рефлексии. | |Проблема соотношения философии и теологии тем самым получила новое | |развитие. Результатом было то, что теология стала специальной наукой о | |Боге, а экзистенциальные и методологические вопросы, в том числе, | |проблема веры, стала обсуждаться преимущественно в рамках философии. | |Философы и теологи, такие как Ф.Шлейермахер, С.Кьеркегор, А.Ричль, | |Г.Коген и другие были людьми, которые имели личный опыт состояния веры | |в том же самом смысле, как это было свойственно их великим | |предшественникам. Но в тех условиях, когда между светской и религиозной| |культурой возникла отчетливая граница, те мыслители, которые желали | |артикулировать свой личный опыт веры, тем самым высказывали прежде | |всего свое отношение к этому состоянию, которое было оформлено по | |правилам философского мышления. | |Вера относится к числу тех понятий, которые по самому своему содержанию| |всегда являются предметом непримиримых споров. Веру страстно защищают и| |не менее страстно отвергают. Однако гораздо чаще происходит другое, | |когда вера обсуждается в контексте, отличном от ее бытийственного | |содержания и смысла. Именно это произошло в европейской философии | |последних веков, которая стала рассматривать веру как некое переходное | |состояние, где вынужденно принимается без доказательств то, что | |впоследствии непременно будет рационально обосновано. В этих условиях | |стратегия защиты веры религиозной философией и философской теологией | |была заведомо ограничена рационалистическими | |содержательно-методологическими рамками, в результате чего вера | |превратилась в одну из категорий, анализируемых согласно законам | |философского дискурса. | |Вера как особенность сообщества и как ситуация индивидуального выбора | |человека в иудео-христианской библейской традиции не взаимоисключают, | |но подразумевают друг друга. Человек и Бог соотносятся как личности, и | |это всегда означает интимный, непосредственный диалог между ними. | |Согласно ответу, который Иисус дает фарисею (Мат. 22:37-40), | |“наибольшая заповедь” ветхозаветного закона: “люби Господа Бога твоего,| |всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими” | |(Втор.6:5) требует в высшей степени личного отношения человека к Богу. | |Но первым следствием любви к Богу для человека является его отношение к| |другому человеку: “люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19:18).| |Это именно та заповедь, которую Иисус пришел “не нарушить..., но | |исполнить” (Мат.5:17). Другими словами, любовь к Богу, составляющая | |содержание и смысл веры, наивысшим образом проявляется в возникновении | |сообщества верующих, которое объединено отношением людей друг к другу | |как к Божественным творениям, то есть относительно Бога как конечной | |причины самого существования человека. В этом, согласно словам, | |сказанным Иисусом своим ученикам, заключается миссия церкви на земле: | |“что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на | |земле, то будет разрешено на небе... Ибо, где двое или трое собраны во | |имя Мое, там Я посреди них” (Мат. 18:18, 20). | |И западное, и восточное христианство, при всех отличиях в понимании | |вероучительных догматов, никогда не подвергало сомнению важность личной| |ответственности человека за свою веру. Радикальный призыв Мартина | |Лютера к личному обращению человека к Богу, как уже отмечалось, имел | |своей целью не подрыв церкви, но ее очищение от авторитарных искажений.| |Поэтому было бы значительным преувеличением утверждать, что | |протестантизмом в его историческом споре с католицизмом был сделан | |выбор в пользу индивидуализма в вере. Скорее, история протестантизма | |демонстрирует присутствие в нем не менее сильной, чем в католицизме, | |тенденции к авторитаризму и конформизму, основанной на убеждении в том,| |что именно возможность свободного обращения каждого человека к Богу и | |личный мистический опыт приведут к подлинному, а не навязанному | |церковным авторитетом согласию между людьми в церкви, бывшей синонимом | |общества. | |Эпохе Просвещения в целом был присущ пафос такого понимания человека, | |согласно которому индивидуальное самоутверждение есть утверждение | |личности как носителя разума, предстающее в качестве ее родовой | |способности. Просвещению была свойственна глубокая вера в | |справедливость и истину, в возможности разума, позволяющего человеку на| |равных соучаствовать в Божественном творении - именно таким был смысл | |дуализма рационалистической философии со времен Декарта, отстаивавшей | |принцип, согласно которому Бог и человек в мире имеют собственные сферы| |компетенции. Заметим, что как только этот дуализм подвергся “снятию” в | |гегелевской системе, соединившей Бога и человека в абсолютной идее, его| |непосредственным и ближайшим следствием оказался материализм и атеизм в| |духе Фейербаха и Маркса. | |Новая постановка проблемы соотношения веры и знания, возникшая в эпоху | |Просвещения, заключалась в том, что на место веры как средства познания| |смысла Божественного творения в философии и теологии теперь был | |поставлен разум, а “вера” в собственном смысле стала пониматься как | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |