![]() |
|
|
Шпаргалки по философии для магистранта БГУи толпы отождествлял. Лебон выступал противником идей демократии и равенства; резко критиковал социализм – с властью толпы эволюционирует к анархии и диктатуре, экономическому краху. Канетти, Элиас – австрийский писатель. Творчески развил традицию Ницше–Лебона–Фрейда–Ортеги-и-Гассета. По Канетти, смерть – идеология и главный инструмент власти. Именно страх смерти, стремление к выживанию придают динамику системе «масса – власть». Полинная власть не может не основывваться на массовых убийствах. Не история губит массы, а антигуманная власть. В трактате «Масса и власть» показал значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых религий. Пришел к выводам о связи феноменов власти и массы; паранойа и власть – два аналогичных способа реализации единой тенденции личности. Результат исследования – политическая антропология власти», из которой следует, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев деспотизма. Однако существует положительная альтернатива: угроза гибели человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и массы. №35. Философская антропология. Шелер, Макс – нем философ и социолог, один из основателей филос антропологии, аксиологии. Критически проанализировал основные подходы к познанию человека в европейской культуре и поставил перед филос антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия. Филос антропология призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным филос пониманием сущности человека и критическим переосмыслением филос традиций. Шелер утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному, высшему воплощению своего единства. Для выражения человеческой сущности ключевыми выступают понятия могущественного, но слепого жизненного «порыва» и всепосигающего, но лишенного самостоятельной энергии «духа». Только жизнь способна привести в действие и осуществить «дух» – принцип, выражающий надвитальное (vita – жизнь) предназначение человека. Дух предстает как нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных, абсолютных ценностей. Самобытность человека выражает соотнесенность порыва и духа. При этом, хотя челловека может свободно отвергнуть жизнь, он призван испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую жизнь. Шелер стремился построить иерарахию объективных ценностей и обосновать идею Бога в качестве высшей ценности. Переживание человеком ценностей (любви к Богу, жизни, другому человеку) Шелер трактует не как психический, а космический акт. Ученый рассматривал многообразие историч условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных «жизненных», «духовных»и религиозных ценностей. Проблема соотношения мира ценностей и наличного реального бытия у Шелера решается с позиций дуализма. В стремлении человека к созерцанию и постижению абсолютных ценностей – проявление акта божественной любви. Бог – гарант единства мира и коммуникативности личностных человеческих миров. Посредством самореализации личность обеспечивает реализацию духа и своего надвитального предназначения, трансцендируя (выходя за пределы, перешагивая) за пределы исходных витальных влечений (голод, инстинкты секса и власти, задающие социальные структуры хозяйства, семьи, государства). Однако, именно укоренение духа в витальной сфере, питаемой мощным импульсом жизни, обеспечивает возможность преодоления им «немощи», энергетической недостаточности: снятие в духе витальных влечений и обретение им «мощи» является изоморфным становлению «божественного в человеческом». Плесснер, Хельмут – немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии. Задачу филос анропологии видел в выявлении базисной структуры человеческого бытия, объясняющей все специфические свойства и характеристики человека. Хотел понять человека в единстве биофизической и духовной сторон, выразившихся в достижениях культуры. Общей базисной структурой любого живого тела является позициональность=способность организма во взаимодействии с окружающей средой («позициональным полем») поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Согласно Плеснеру, позициональность реализуется: у растений – вчленением в среду, у животных – проявлением самостоятельности и способностью отличать себя от чужого, у человека – «эксцентричностью». Но животное не обладает самосознанием. Человек же способен осознать себя как «тело», «я в теле» и как «я». «Я» не дано само по себе как предмет, на ходится вне центра позициональности, что и выражается понятием экс-центричности. Эксцентричность имеет универсальное значение определяющей черты человека, что проецирует структуру человеческого мира – внешний мир, внутренний мир, мир других людей. С этим связано и обращение к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котром человек может обрести опору существованию. Онако в сил своей эксцентричности человек постоянно стремится к самоизменению, познанию (Рене Декарт:«Я мыслю значит существую»). Философия призвана постоянно указывать человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания кардинальные вопросы бытия, котрые он постоянно должен решать. №36. Биологич пдоход в философской антропологии Гелен, Арнольд – немецкий философ, один из основателей философской антропологии. Главное антропологическое исследование – «Человек. Его природа и его положение в мире» (1940) – издавалось тоько при жизни 12 раз. Гелен стасит задачу в своей антропологической концепции: в противовес метафизической спекуляции (размышлению о сущности) дать интегративно-научное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две субстанции – «тело» и «душу». Средствами такого описания должны служить «психически нейтральные» понятия, среди них ключевые – «действие», «сообщество», «культура». Гелен определяет человека в морфологическом аспекте человека как неспециализированное, незавершенное и «биологически недостаточное существо». В отличие от животных, человек живет не в окружающем мире, а в культурной среде, которая для него предстает как «поле неожиданностей». будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать себя. Человек как таковой раскрывает себя в этом, а также – в создании ценностной ориентации в мире. Тем самым природа предопределяет открытось челолвека миру и его творческую способность к созданию культуры. Гелен относит культуру к коренным условиям существования человека. Важнейшим культурным средством самосознания человека и регуляции отношений в сообществе Гелен считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием дисциплины понятие морали. Истоиря, общество, социальные институты и нормы предстают в концепции Гелена как формы, восполняющие биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные устремления. №53. Структурно-функциональная модель общества Парсонс, Толкотт - американский социолог. Основная научно- исследовательская задача - построение системной социологической теории. В ссоей первой книге «Структура социального действия» (1937) утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, состоящий из - актера; целей деятельности; и социальной ситуации. Система действия является структурированным набором единичных актов. Парсонс описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков - «нормы» и элементами «условий». Так, процесс социального действия описывается как «последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности (согласованности) с элементами норм». В свою очередь социальная система преполагает наличие трех подсистем: 1) личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на котрое общество должно ориентироваться. В каждой системе существует внутренняя проблема достижения социального порядка или интеграции. Парсонс в связи с этим формирует концепцию систем и подсистем, каждая из котрых отвечает внутренним и внешним функциональным требованиям: - адаптация (к физическому окружению; экономика); - достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика); - интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; социум); - поддержание образцов, латентность (средства достижения отностельной стабильности; социоализация). Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация-цель- интеграция-латентность). Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена» - деньги (A), власть (G), влияние (I), обязательства (L). Все существующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и отношения типа «система - окружение»; для анализа обоих типов отношений ключевой является концепция функции. Согласно теории «социокультурной эволюции общества» Парсонса, человеческое общество развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления и дифференциации с последующей повтроной интеграцией. Фактором, направляющим эволюцию, является способность к адаптации. Основными характеристиками современного обществаа являются: 1) полная дифференцифция систем в соответствие со схемой AGIL; 2) доминирование в экономике массовго производства, наличие бюрократической организации, - рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена; 3) система права - основа социального контроля и координации; 4) наличие социальной стратификации (разных слоев общества), в основе которой лежит критерий успеха; 5) дифференцированная, сложная система взаимосвязей. №54. Модель общества в концеции коммуникативного разума Хабермас, Юрген (р. 1929) В 80-е 20 века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии, вбирающей в себя идеи гуманизации и фиксирующей статус интеллигенции в системе общества («новый класс», группа высокообразованных специалистов). В центре концепции уже не технический специалист и не менеджер, но эксперт специалист-ученый. Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса. Центральная проблема современного европейского общества - преодоление неадекватного статуса интеллектуально активной общественности. Причина кроется в позднекапиталистическом проявлении общего кризиса европейской культурной установки на вертикальную (сверху вниз) структуру субъект- объектного отношения. Соответственно и отношение к миру - субъект=объектное («извне деформирующее»). Стратегическое поведение, ориентированное на достижение цели, означает прагматическое (корыстное, с пользой) использование другого в качестве объекта = средства. Хабермас полагает необходимой переориентацию на субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением, - «интеракцию» (не просто как у Мида социальное взаимодействие), глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимом плане («коммуникативное поведение»). То есть человек стремится к освобождению от любого насилия, и такой его интерес может быть реализован посредством подлинной «интеракции». «Интеракционное» взаимодействие должно доминировать над «технологическим» (выражающим себя наиболее полно в процедуре овладения внешней природой). Структуры социальных институтов современного общества центрированы вокруг технических интересов, в результате чего сфера подлинности реального жизненного мира и система общества оказываются разорванными. Радикальный поворот к свободе - это прежде всего преориентация субъект=объектных отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных, предполагающих понимание. Важнейший момоент - необходимая смена субъект- объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую «коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная структура. В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического дискурса (фр. - речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию (толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания. Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного гражданского общества. №52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации. Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально- экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и динамику общества. Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми индивидами) господства с точки зрения типологии социального действия: 1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех); 2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха); 3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией); 4) традиционное (определяемое привычкой). Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в священность существующих властных порядков является привычка к определенному действию, укладу жизни. В основе легального типа господства (к которому относятся современные западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально- правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех- четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее («традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные «перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни. №58. Концепция информационного общества О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации. 1. Первая технологическая революция – аграрная – дала волну с/х цивилизации (основа экономики, культуры – земля; авторитарная власть; сословность). 2. На смену ей приходит индустриальная цивилизация (символ – заводская труба; работники промышленного производства становятся придатками машин; единообразие = массовидность во всех сферах жизни; экологические проблемы, конечность природных ресурсов). 3. В пределах индустриальной цивилизации во втрой половине ХХ века возникла Третья волна технологических и социальных транформаций (рапространение компьтеров, генной инженерии, теле- и видеокоммуникации). Главными становятся – информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату-придатку машин приходит «когнитариат» = интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что позволяет ему работать со все более сложной информацией. Инвестиции – в обучение, переквалификацию, социальную и культурную адаптацию. Самое важное – трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной роли культуры. Одновременно происходит революция в инфосфере: для восприятия мира необходимо непрерывное образование, широкомасштабное мышление, постоянное развитие способностей. Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают: – экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к природе с губительными последствиями для человека; – информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы («инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний. По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой «первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории». Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся транформациям в техносфере, экономике и культуре. №55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и культуре ХХ в. Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско- исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через критику классического историзма, представляющего исторический процесс как прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе. Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ. Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение, расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую, вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее «душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу, его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет фундаментальное значение для современного западного самосознания. Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное «Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации – |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |