реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения

выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-

воззрение, согласно

кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания

.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе,

о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели

своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием

кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,

искусства и культуры.

11. Философия Нового времени

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.

Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,

изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

12. Философия И. Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также

крупным ученым в обл естествознания.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и

вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд.

нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о

“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и

естествознание.

Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида

суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения

2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны)

- апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(

все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение

Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей.

Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка.

Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без

понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания , а значит

свободен.

13. Философия Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество

плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода

количественных отношений в качественные (при изменении количественных

отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за

неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).

Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его

уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого

объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед.

Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое

отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация

одной из сторон или компромисс.

14. Антропологический материализм Фейербаха

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности

человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об

отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в

существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение

присущей ему биол, физиолог. Деятельности. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему

прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.

Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир

бесконечна в пространстве.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о

чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

15. Характерные черты марксистской ф.

Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита

теория исторического процесса- исторический материализм..

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только

на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория

исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет

приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы

людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание

средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе

развития производственных сил.

Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия,

искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций

-суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса,

но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый

базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный

переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад, феодал,капитал,

коммунизм первая стадия - социализм. Основной движущей силой истории

выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,

взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты

труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа

делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в

производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них

зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь

средство для поддержания собственной жизни, а не рода.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми

тоже отчужденные.

Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел

собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с

освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если

чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае

труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

16. Этапы становления и характерные черты русской философии

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако

специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,

считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по

себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-

1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как

существо

свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.

Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет

индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная

сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре

их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция

имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен

(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-

1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.

рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр

просвещения.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа

сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов

бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее

отпечаток.

Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,

разработка общинного социализма, признание важной роли экономического

фактора в историческом процессе.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,

поэтому об отмене патриар на Руси.

Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание

есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.

Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,

Мечников).

Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв

интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного

единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Дост.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал

идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь

свободы - путь Богочеловека.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей

любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.

17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века

философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую

можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического

философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и

религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более

плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или

диалога

. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и

пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это

продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и

помогло найти новые исследовательские поля

. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно

освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на

протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и

идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской

теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении

десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми

вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или

иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и

партийные документы.

. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация

научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы

математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для

философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем

сущности и существования человека

. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого

материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все

больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно

. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области

философствования, такие как философия культуры, философия техники,

философия жизни и др..

. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы

современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в

одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым

решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение

человека.

. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,

стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,

а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего

творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-

единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней

инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе

своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже

краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом

веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за

истекшее столетие.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно

развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия

Природы, Космоса, Человечества и Человека

18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий

аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,

кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-

ю, действию отд. Индивидов.

Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия

и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

19. Философское понимание материи

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного

ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно

объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего

превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-

чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.