реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

Увереность в себе; Способность подобрать нужную команду;

Предпринимательская среда – это общественная экономическая орг-ция включ-

щая в себя степень экономической свободы, наличие пред-ких кадров, рыночные

связи, использования ресурсов.

Билет№41

Смысл «Об-ва» и системы …

В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко.

Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них

интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и

ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи),

В научной литературе существует немало определений «общества». Простейшее

из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.

Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие

особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность

возвыситься всем вместе над своейчисто животной, биологической природой и

творить собственно человеческую надбиологическую реальность"

Cовременная философия рассматривает общество как совокупность различных

частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно

взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный

организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного

развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где

общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей.

Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из

самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы

которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более

позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы.

Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют

иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет

под- системы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г.Спенсер, К.Маркс,

М.Вебер, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии

общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и

изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики

общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие,

самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе

взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика,

политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином

отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного

уровеня стабильности.

Билет№42

О природе соц.формы движения

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий

существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и

человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми

узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,

происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену

первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между

человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в

том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей

степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в

развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек

подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся

зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических

проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое

появилось в человеческом обществе не так давно), то не известно сколько

человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития

отношений между природой и обществом относился к природе главным образом

как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о

регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана

покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология. Эта

наука появилась не так давно. Она появилась как следствие появления

глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических

проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей

численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий

труда и технологий.

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать

такие технологические способы производства которые как бы сливались с

природой. Другими словами должен произойти переход человечества из биосферы

в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку

выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную

колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Билет№43

Соц. Деятельность как способ воспроизводства соц.процессов… ?

Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его

развития. Чтобы вскрыть эти з-ны , нужно было прежде всего выявить роль

материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может

существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит

в том , что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных

отношений от способа производства материальных благ. В процессе пр-ва люди

создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому

исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть

механизмы, действующие в обществе.

Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого

люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во,

человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию

истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и

духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и

объяснены только из конкретно-исторически существующего способа

производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует

основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения

(искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.

Способ производства состоит из ПС (предмет труда, средство труда, люди) и

ПО (отношения по поводу форм собственности, отношения по поводу обмена рез-

тами деят-сти, отношения по поводу распределения продукции)

Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть

ПС)

Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства

труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.

Способ пр-ва - 1. соединение техники человеком. 2. Способ добывания мат

благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми.

Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид

жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития

производительных сил является производительность О труда.

Билет№44

Общество, общественно–экономическая формация. Соц.организм.

Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех

общественных явлений материальным отношениям производства.

Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений

выделил производственные отношения как главные и определяющие, как

объективный критерий для различения определенных ступеней развития в

общественной жизни. Действительно, совокупность производственных отношений

является тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни людей, и

все другие общественные явления.

Общество проходит в своем развитии определенные ступени (экономические

общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным

(индустриальным) и автоматизированным производством. Теория общественно-

экономической формации помогает понять общество как цельную социальную

систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и

объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа

производства. Социализм - идеал, весьма и весьма привлекательный для людей.

Однако практическое создание коммунистической общественно-экономической

формации в современных условиях невозможно.

Понятие общества. Общество как система.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между

собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это

высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их

совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы

собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность

разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни

- труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их

воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь.

Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся

связи явлений общ. жизни, хар-щие основную направленность соц. развития от

низшего к высшему.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2)

целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3)

самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка

системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем

развития культуры.

Структура общества. Социальные образования и исторические формы их

эволюции.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин:

классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению к средствам производства, по их роли общественной организации

труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или

иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц.

структура современного общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие.

Билет№45

СФ как наука и как форма обществ. сознания. …

Формы общественного сознания.

Политическое – совок. полит. доктрин, концепций, программ и взглядов.

Правовое – совок. норм и правил повед. людей, утвержд. государством.

Нравственное - совок. норм и правил повед. людей, не утвержд. государством.

Эстетическое – дух. деят. людей в сфере культурной жизни.

Религиозное – религ. верования в дух. жизни общества

Философское

Научное – научные представления

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС

интересует природа и О, то ПОС интересуется взаимоотношениями между

классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают

реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях.

Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе

взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь О связана с

удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между

людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл:

1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.

Билет№47

Социальная структура общества и состояние общественного разделения труда.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом

обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему

отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют

социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной

организации является феодальное общество с характерным для него различием

людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец

как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -

представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились

по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.

структура совр. общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда

относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог

обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные

взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и

интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -

частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций

определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.

действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от

общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная

психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать

по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии

приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к

дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений

большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его

можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

Билет№49

Предмет СФ … Соотношения с науками ..

Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов

жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией

однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.

анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,

но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности

людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.

Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как

результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве

и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и

закономерных.

Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об

условиях и факторах его развитие.

Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова

его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой

познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет

заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает

материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни

людей, выявить свойства различных общественных процессов.

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является

общество, но все эти науки различаются по своему предмету.

Предметом экономики является знание развития производственных отношений,

правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.

знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются

знания об обществе в целом.

Билет№50

Основ. Категории и понятийнный аппарат соц.Ф.

фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц

противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание.

Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ

производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди имеют свободу в выборе своих производительных сил, кот образуют

основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная

сила, продукт предшеств деятельности.

В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней

соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И

необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функции,

нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое,

сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает

развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости.

Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен

или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в

каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность

едина - наличие разнообразных возможностей.

Билет№51

Материальное производство и его структура. Способ производства.

Все животные, без исключения, только присваивают то, что дает природа

(приспосабливаются к среде), а люди же создают вещи которых в природе не

существуют (преобразуют среду). Отличие людей от животных в том, что они

производят, занимаются производством. Только производство могло породить

разум и мышление, дать жизнь обществу. Породив общество, производство

превратило животное в соц. Существо (в человека).

Материальное производство – отношение людей к природе и друг к другу.

Труд – деятельность человека с целью создания предметов удовлетворяющих его

потребности (создания потребительных ценностей – благ).

Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит

проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х

труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда.

Труд – деятельность человека в результате которой предмет труда

превращается в продукт труда.

Производств. отн-ия (ПО) – отнош. между людьми в процессе произ-ва жизн. ср-

в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение

ее; 3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и

непроиз.) ПО на основе отн-ий

собственности(общественная,коллективная,индивидуальная: личная и частная).

2 подхода к частной: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка;

Маркс - ч/с - зло - эксплуатация.

Билет№52

Общественное производство как единство производства, распределения, обмена,

потребления.

Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без

потребления, также как потребления без производства. Все вещи созданные в

процессе производство рано или поздно потребляются, поэтому, они снова и

снова должны производиться, процесс производства всегда есть и процесс

воспроизводств. Между производством и потреблением всегда вклинивается

распределение и обмен (выступающие как моменты производство). Произв. И

потр. не только связанны друг с другом но и тождественны. С одной стороны,

произв. есть одновременно и потр. с другой стороны, потр. есть одновременно

и произв. (производство рабочей силы). И произв. и потр. – это отношение

человека к вещам.

Билет№53

Понятия собсти, частная и общественная.

Собственность- такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и

людей и вещи особыми соц.качествами: делает людей собственниками, а вещи

собственностью.

Понятие «ячейка собственности»-образует её собственник вместе с

принадлежащими ему вещами. Вещи могут перемещаться из одной ячейки в другую

(соц. движение).

Для соц.экон. структуры общества огромное значение имеет понятие

пользование и распоряжение. Пользование-право употребить вешь для своих

надобностей, для удовлетворения своих потребностей. Распоряжение-есть право

передачи вещи, распределении.

Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются

общественная и частная собственность.

философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на

протяжении многих столетий.

Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности

лучше.

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение,

заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность

земные блага и богатства, вместо то- го чтобы, как следовало бы, всем

владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый

старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно

большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно,

является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее

хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказываются

наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами"

Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) -

атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний

класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является

главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает,

что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к

противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению

стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в

любом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская

философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за

представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную

собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема

собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

Билет№54

Понятия “способ производство”,…..

Способ производство – производство взятое не вообще, а в определенной

общественной форме. Способов производство существует столько сколько

существует общественных экономических укладов. Он определяет общественное

сознание и волю живущих в нем людей, а тем самым и все остальные

существующие в нем общественные отношения.

Общественной бытие определяет общественное сознание.

Общественное сознание в совокупности с волевыми общ. отношениями

представляют собой надстройку над соц.экон. базисом.

Так как соц.экон. отношения составляют базис- фундамент любого общества, то

совершенно спокойно можно положить в основу классификации социо

истор.организмов тип господствующих в них производственных связей. Тип

общество выделенный по такому признаку принято называть общ. экон.

формацией.

Кроме общ.экон.формаций существуют и такие типы общество которые не

представляют собой стадии развития чел.общество в целом. Эти типы общества

представляют собой дополнение к общ.экон.формациям – их можно назвать пара

формации.

(Первобытн. Феодальн. Крепостной. Капиталистич. Социолистич.)

Билет№55

Соц. Пространство и время

Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет

ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться

иначе как в пространстве и во времени.

В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научныых

представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории

относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное

пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как

сущетвует абсолютное время, типа щистая длительность, протекающая сама по

себе. Ньютон: «Пространство -есть вместилище для тел»

С точки зрения вторых, пространство и время проявлятся лишь в отношении к

другим телам и их характеристика зависит от сост материальных тел.

Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию

материальных объектов, их расположение друг относительно друга и

относительную величину.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга

состояний(явлений) , их последовательность и длительность.

Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства

и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от

материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время

есть формы существования материи в равной степени, между ними все же

существуют различия, а так же есть и общие свойства.

Общими свойствоми являются: сила вечности существования материи, вечны

пространство и время и их бесконечность и безграничность.

Важным свойством является и то, что они непрерывны.

В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и

последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира,

харак-ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и

образований.

Основные состояния времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется

необратимостью и однонаправленностью.

Билет№57

Свобода и необходимость.

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим

социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема

свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда

все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое

достижение.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Произвольное

ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения

наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно

благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто

приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам

окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со

своими целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее

соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как

правило, в виде судьбы, рока, предопределения поступками человека и

отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и

“необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из

них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей,

так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в

деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для

оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни

право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее

нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не

обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их

ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам”

превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по

поводу свободы и ее атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек

вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь

своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что

человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в

борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение,

когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в

себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то

своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем,

чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Билет№59

Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а

затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то

термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,

государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина

применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале

века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и

образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность

предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может

дать полное представление о человеке.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория, согласно которой

цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и

растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы,

для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В

цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют

техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в

безликие существа. Концом развития любой культуры считалась стадия

цивилизации характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники,

упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов

(урбанизацией).

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,

между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве

примера концепция в которой рассматривается цивилизация в качестве

определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая

религию главным и определяющим элементом. Цивилизация–всегда эпоха

деградации и упадок. Цивилизация- характеристика конкретного общества,

предлагается рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен,

ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий

четко выраженные параметры технологического развития. Считается, что каждая

цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на

«вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать

ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и

происходит ее гибель.

По данному мнению, в современном мире существуют одновременно пять

цивилизаций- китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая

из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые

стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в

каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время

существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2%

времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем,

как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это

предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции

смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Билет№60

Россия, Восток, Запад: диалог культур

Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции

развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас

приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и

цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток

рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип

цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в

XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее

характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря

применению науки. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с

эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления,

становления гражданского общества и правового государства. В

технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший

название “традиционного общества”. Восток связывается с культурами Древней

Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями

масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты:

ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию

устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт

предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-

мифологические представления. Восточным людям чужд дух демократии,

гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как

соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и

необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в

сформировались идеологии западничества и славянофильства. Западники считали

что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы

отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту

самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению,

православие явилось источником особенностей русской души.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской

истории и культуры у представителей так называемого евразийского движения.

Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир,

занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную

культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию.

Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит

России и православию.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и

кризиса в странах СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.