реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по философии

Шпоры по философии

1. Философия, её предмет и характерные черты

Определение предмета философии – довольно сложная задача. Во первых

предмет философии исторически менялся. Во вторых предмет философии

понимается по разному представителями различных фил школ и направлений.

Платон: философия размышление о жизни и смерти

Гегель: философия это самосознание исторической эпохи

Энгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природы

общества и человеческого мышления

Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности

2. Философия и наука

Отвечая на вопрос является ли философия наукой необходимо иметь в виду

следующие. Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? В

науке человек нацелен на рациональное познание мира в философии на

понимание мира с позиции всех идеалов и ценностей. Философия познает мир

через человека и из человека. Именно в человеке философия видит разгадку

смысла жизни. Наука же познает мир как бы вне человека отрешения от него.

В науке действует принцип познания, которые называются принцип верификации

(проверяемости) и фальсификации (опровержения) в философии эти принципы не

работают. Таким образом, философское научное знание различается

существенно, но существовать друг без друга они не могут.

3. Философия и религия

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о

взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть

добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного

совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е.

выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть

и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание

теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия

свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует

любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

4. Философия и мировоззрение. Их взаимосвязь

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим

обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к

мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее

какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В

более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно

стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и

человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,

прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая

является не только теоретической, но и практической его задачей.

Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное

(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

5. Исторические типы мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм…

От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего отметим,

что мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха

человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными

ценностями.

Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника или,

скажем, у героя книги В. К. Арсеньева "Дерсу Узала", который наделял всю

окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое - у

современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности и

даже задающего себе и окружающим вопрос: "Не погибнем ли мы от своего

собственного разума?"

Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако

это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что людей не только разъединяет

нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего

народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно,

что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его

осознании и оценке.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии

выделяет следующие типы мировоззренческих установок:

1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений

упорядоченный мир - космос;

2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений

Бог (Теос);

3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека

становится центральной для философских размышлений;

4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм,

в центре отдельное "Я", субъективность.

5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и

рациональное начало определено вне человека.

6. Основной вопрос философии и 2 его стороны

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении

мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2

свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли

мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе

общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)

идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и

вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее

обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что

материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

(Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма

(Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть:

Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические

явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без

попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за

окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово

существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-

вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания

игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.

«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».

Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по

отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса.

Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь

может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и

сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день,

идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих

ощущений.

7. Проблема метода философии: диалектика и метофизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-

познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а

разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому

методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед

философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для

изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее

правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную

реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и

метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы

физики, химии и т.д.)

2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция)

3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и

эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем

движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия

этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и

качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически

происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть

связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный

источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(

метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная…

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве

теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему

познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в

мире духовных ценностей.Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее

функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-

ориентационная.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий,

отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную

основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.Через систему

категорий и содержание философии в целом реализуется функция

методологическая. критическую функц-я философии - преодоление устаревших

догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах

Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую

функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Существенное место в занимает интегративная, состоящая в обобщении и

систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического,

познавательного, ценностного.

Роль ф исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Ф проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической ф прежде всего как проблемы общественного

бытия. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

Функции философии.

Познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством,

новые знания о законах с общ.

Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная – этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса

или соц. группы.

9. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели

к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была

философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции,

углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и

верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы

возвести новое здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос,

особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы,

космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" -

природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии,

которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема

древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология

отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и

началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и

антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по

себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно

существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только

значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое.

Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон -

идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы,

испытывая всевозможные превращения.

10. Учение о бытии Парменида

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что

истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно

неподвижно. Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так,

то и движения нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря

ему существует мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек

познает мир в котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир

бытия познается только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид

разделил мир на 2 составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2.

Низший мир конечных смертных вещей.

11. Атомистическое учение Демокрита

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей

абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых

промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни

шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека,

по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и

круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов

образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким

образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел

противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу

материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в

истории философии зарождение материализма как собственно философской

доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными

причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед

таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан

богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного

состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления

подчинены в нём причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по

отношению к материи источника движения.

12. Платон. Учение об абсолютных идеях

Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими

тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон

говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и

явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с

человеческим». По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается

видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет

собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто

среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды

или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это

смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь:

они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им

свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы,

парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и

текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал

идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины,

заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения

координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она

своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название

Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего

сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон

говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и

красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в

человеческом теле, как узник в темнице.

Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые

«смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей»,

душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что

«первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что

есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия

которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное

мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи

являются причинами движения и существования вещей.

13. «Государство» Платона как социальная утопия

Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то

идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это

большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно

целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут

законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль

государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается

философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его

отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок

считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы,

войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими

качествами: философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы);

войны – благородством (служить государству и охранять его от внешних и

внутренних врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными

потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так

как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом

работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все

расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку

писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы

распевая веселые песни, славящие государство

14. Философия Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов

расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв

между миром чувственных вещей и миром идей. Признавая объективное

существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и

неуничтожимой. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты

в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого,

энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой

грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в

его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания

объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,

несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не

может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по

себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь

возможность возникновения действительного многообразия вещей. Аристотель

разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была

«сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь

к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными

только три категории: сущность, состояние, отношение.По утверждению

Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно

обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из

понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так

называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая

причина движения, начало всех начал. Аристотель дал анализ различных

«частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.