![]() |
|
|
Шпоры по философииШпоры по философии1. Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» - философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения. Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику. ( Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы. . Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами. 2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения. Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире. О. мировозр. вопросами являются: - как возник окружающий мир - создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн. - изменчив ли мир Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен. В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному. 3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями. Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах мифологии сформировалась религия. Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в сверхестеств. Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления. По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня: 1) жизненно практический или уровень обыденного сознания. 2) теоритический. + 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида. ( не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор. 2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа. Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае 1 - ому уровню соответствует мифология и религия 2 - ому - философия. 4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения. О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д. О.в.фс. имеет две стороны: 1) что первично, что вторично 2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании) При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи) Идеалисты считают наоборот. Разновидности идеализма: 1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель 2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею. Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет) Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком) 3) К решению второй стороны философы относились по разному. субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания) Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух. Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист) Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма) Кант – агностик. Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность. Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма. 5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии. В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ- ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции: 1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики) 2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета) 3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения) 4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей) 5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов) 6. Философия и наука. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: - Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). - Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.) - Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: 1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований. 2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. 3) Помогает критически осмыслить полученные результаты. 4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. 5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. 6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов. 7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское понятие материи. Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты). Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты). Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1. логический – материя как философская категория; 2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; 3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; 3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. 8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение. Существуют различные подходы к понятию движения. Материализм: движение – это 1) изменение вообще; 2) способ существования материи. Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.” Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Основные свойства движения: 1) объективность, 2) абсолютность, 3) относительность, 4) противоречивость. 9. Формы движения материи, их взаимосвязь. Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук: 1. механическое – пространственное перемещение тел; 2. физическое – перемещение атомов, молекул; 3. химическое – различные химические реакции; 4. биологическое – обмен веществ; 5. социальное – общество (мышление, сознание). Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи: 1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; 2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления). Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое. Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.). 10. Проблемы пространства и времени в философии. То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя. Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения. Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих материалистов Древней Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное. Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно. Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта и др. Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения. В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божественного духа. Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах. Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека. Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений. Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы существования материи. Свойства пространства и времени. 1. Общие свойства: 1) объективность; 2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер; 3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи; 4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия. 2. Специфические свойства: 5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим; 6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p. 7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений. Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией. Время – 1) длительность явления; 2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение. 11. Проблема сознания в философии. 1. Развитие представления о сознании в истории. 2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности. 3. Сознание человека и психика животных. 4. Единство языка и мышления. 5. Основные категории: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |