реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возрождение (Ренессанс)

Возрождение (Ренессанс)

Введение.

«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической

категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря

работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой

известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В

работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного

итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический

и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью,

светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти

авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и

чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса —

антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения

новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит

её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что

мы должны установить в качестве существенного момента – это то, что не

возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым

итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1]

Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс»

(Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней

действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью,

и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает

новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительно

интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.

И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное,

произошло много событий в политической, экономической и духовной жизни

Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные

национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться

европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной

монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию

городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой

Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые

производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства

утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре.

Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали

подвергаться обсуждениям.

Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI

вв. и считается важным периодом в истории философии.

Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих книгах:

Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. –

М.,1978; Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поисках

индивидуальности».-М.,1989; Горфункель А.Х., «Философия эпохи

Возрождения».-М., 1980; Сергеев К.А., «Ренессансные основания

антропоцентризма».-СПб., 1993; «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х

томах».-М., 1981; Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» -

М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;

Глава 1.

Общие положения эпохи Возрождения.

1.1. основные понятия Ренессанса.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.

В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно

человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-

космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.)

Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как

антропологическое.

В новое историческое время человек приобретает гораздо большую

самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан

традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит

вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все

заслуги только самому себе.

Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры,

человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широко

распространено было мнение о том, что главное в человеке — его

добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в

происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям

«беседы с древними», в творческой деятельности.

Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют идеалу человека

этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.

Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография,

философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг занятий

флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.

Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового

тем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что его

границы были определены его природой и от него зависело только — последует

он природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, что

человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек

нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот

библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и

своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным

господином над природой. Географический детерминизм утрачивает своё

значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и

сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.

Известный гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей

знаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что Бог, сотворив

человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностей

и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, и

лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]

Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «О

достоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из всех живых

существ «самым богатым и могущественным, потому что он может пользоваться

по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляет

все то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли,

поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный

скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все

виды рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая для

средневековья показалась бы слишком смелой: «...И что может показаться

наиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит

апостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».

1.2.Культ творческого индивидуализма человека.

В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника,

скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе,

чем в античности или в средние века.

У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение

составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков,

приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того,

не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков

дискредитированы рабским трудом.

В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство

рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» («в поте лица

твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем

не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к

спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.

В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С ее

помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир,

создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личность

теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она

способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики

встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как

бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает

и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который

творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в

эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это

была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический

протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом

восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен

быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором

пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от

церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое

мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные

навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже

самодовлеющее произведение искусства.

Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень высокое положение и

характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна

быть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формы

как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.

Преклонение перед человеком порождает особый эстетический настрой — культ

красоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи,

Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее

выражение.

Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата

красоты, и притом чувственной красоты.

1.3.Проблема личности.

Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность

отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала

необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника.

Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не

ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает

нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны,

извне.

Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие

в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и

любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями.

Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный

исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние

ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная

сторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете

имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона

предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно

дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового

коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и

самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии

предельных выражений.

Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся

деятелей Ренессанса.

«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика

пересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А.

Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные

ущемления тщеславия»[6].

Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность

ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979)

полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени,

которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху

средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая

граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья,

«Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».

Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что

нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления

мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались

философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру,

гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что

совсем не были философами.

"...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее

культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но

ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного

центра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наук

или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой.

Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов

посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты

впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное

образование включениет философию и этические дисциплины, но исключает

логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право

и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели

явно определенное место в программах университетов и в классификационных

схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает

неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм

эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того

времени"[7].

Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует,

между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру,

итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой

энциклопедической системы знания на другую новую, и что» "напротив, они

сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и

ограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм не

представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского

Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих

учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".

1.4. Пантеизм и алхимия.

Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. (В переводе с

греческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог утрачивает свой

внеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самым

обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В

значительной степени она становится «натурфилософией», которая представляет

собой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд

формирует новую картину мира.

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою

философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно

ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод —

изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования.

Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное

начало исключается из природы и из сферы

философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть.

Так, в частности, причину движения нужно искать в самой природе. Небесные

тела находятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает

огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы

этого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное магическими

силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог

Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи между

веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них

соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами

природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.

Глава2.

Основные представители эпохи Возрождения.

2.1.Известнейшие деятели Ренессанса.

Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог,

а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его

свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи,

Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень

и другие.

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно

различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они

стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о

дефинициях (определениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и

откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На

основе рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальное

государство, — «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.[8]

Основным представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского,

Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора,

Николая Коперника и многих других.

2.2. Учёное незнание Николая Кузанского.

Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464) - это

выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической

церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.

Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «О

предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445).

В своей философии он отходил от ортодоксальных традиций средневековой

философии и методов схоластики. Особое внимание уделял проблемам

астрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античной

философии, обращался к диалогической форме изложения ее проблем, высокая

филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют

отнести его систему к философии Возрождения.

Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку

познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это

Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно,

конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможно

ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея

Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела.

Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания,

но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не

познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого

познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения

предельных божественных истин.

Вот заключение Кузанского: «Наш конечный разум, двигаясь путём

уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не

бывает больше или меньше, она заключается в чём-то неделимом, и, кроме как

самое же истинной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие

которого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не

являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно,

чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине,

как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем

больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он

никогда не станет равен кругу, если не разрешится тождество с ним».[9]

С другой стороны — Бог есть всеобщее, Бог — «максимум вселенной». Поскольку

Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум»

Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром»,

включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего

«я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И

человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен.

Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мир

постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы

для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь

макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это

деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек —

деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через

деятельность, через творчество личности.

В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрические

термины и доказательства, имея образцом Платона и его школу, в которой

геометрия была необходимым условием изучения философии. Интерес к

античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу,

гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая

Кузанского повлияли на его современников.

2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения.

Другим выдающимся представителем Возрождения был Франческа

Петрарка(1304—1374) — выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен»

Основные философские труды Петрарки следующие: «Моя тайка» (1342—1343),

трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347),

«Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о

делах повседневных» (1366).

Он единодушно считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XV

века это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "Франческо

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.