![]() |
|
|
Вопросы и ответы к экзамену по философиикачество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д. Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С. Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. 20. Сущность и явление. Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность. Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные. Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс). Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и определяющее его. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”. 22. Взаимодействие противоположностей Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное. Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба). Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое - цвета. Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными. Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт, который может возникать между странами, социальными группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т.д. 23. Форма и содержание "Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет ничего такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения, относящиеся к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного содержания, но не бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл положения, утверждающего, что нет бессодержательных вещей. А теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором существует содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания. Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той или иной формы ("бесформенная груда" и т.п.). Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды (не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний являются капля, лужа, море и т.п. Форма зависит от количества содержания, здесь также количество переходит в качество. Неверно, что разное содержание может быть выражено в одинаковой форме и наоборот. Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается. Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы, в конечном счете, разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Разрешение противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...” 24. Необходимое и случайное Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей. Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей. Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие, любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях». Вот поэтому закон связи необходимости и случайности можно сформулировать так: все возникает, исчезает, существует на достаточном основании в определенном ходе событий, но не имеет основания в других связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только доброе, ценное, полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения необходимости и случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет основание в какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями, в которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически, т.е. полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен что-либо изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё возникает на какой-то основе. 25. Возможность и действительность Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность - противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность. Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия. Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием превращения реальных возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без усилий, действий. 26. Общество и природа. Проблемы экологии Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна. С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно... 27. Формации и цивилизации Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества. Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно- нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода. Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско- ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом. Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. 28. Общество и культура Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. ( Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть, овладев культурой этих видов деятельности. Овладение культурой – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне культура человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого культура часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному. 29. Структура общественного сознания Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по- разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”. Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом. 30. Основные направления зарубежной философии Философия XXb. является продолжением развития философии XIXв. и прежде всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии. Философия всегда была связана с социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени. В связи с развитием теоретического естествознания в конце прошлого и начале нынешнего века спекулятивные как материалистические (Спиноза, Фейербах), так и идеалистические системы (Шеллинг, Фихте, Гегель) обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области науки и в развитии общества. В философских школах XXв. противостояние идеализма и материализма не занимает того места, как в эпоху Нового времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика не имели большого влияния. На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма (антропологический материализм, научный материализм) и некоторые системы спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). В то же время просматривается тенденция к диалогу и синтезу (но не к слиянию) ряда современных направлений в области философии. В XX столетии философия представлена, в частности, такими противоположными направлениями, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scientia — наука) ориентирован больше на развитие естествознания и является продолжением позитивизма XIXв. Образцом научности прежде всего рассматривается современная физика. Однако ее новейшие открытия, приведшие к созданию теории относительности и квантовой теории в ее новейшем варианте, обусловили появление нового вида рациональности, исходящей из учета противоречивой природы физических объектов. В силу этого противоположность сциентизма и антисциентизма, который отнюдь не полагается на ясность научного мышления, оказывается весьма относительной. Стирается также резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и иррационализмом. Философию XXв. отличает также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского осмысления. Вопрос о классификации направлений и школ философии XX в. разработан пока не очень подробно и глубоко. Можно предложить следующее разграничение современной философии на три, иногда пересекающиеся группы школ: • аналитически-позитивистские школы (Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм, логический позитивизм, современный эмпиризм. Её представители считают себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли.); • экзистенциально-феноменологические (Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия жизни, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XXв. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире); • религиозно-философские. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |