реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс.

Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в

жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир

и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями

мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы.

Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.

Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.

Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути

человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование.

Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-

волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения

человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды

мировоззрения:

1. Обыденное – формируется самостоятельно.

2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко

систематизированное мировоззрение.

3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.

Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения

зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира.

Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:

1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений

бытия, но не сущностей).

2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира,

обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их

тождества и различия)

3. Миропонимание (это есть уже философия).

Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии.

Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на

мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия

философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это

теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути

она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности

существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система

знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.

В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя

конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия.

Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой

систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем,

раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности.

Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия

учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира.

Черты философского мировоззрения:

1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать

всеобщно)

2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного

бытия)

3. Системность

4. Сомнение

Структура философии:

1. История философии.

2. Онтология – учение о бытие.

3. Гносеология – теория познания.

4. Логика.

5. Аксиология – общая теория.

6. Методология – познание и освоение мира.

7. Этика.

8. Эстетика – наука о прекрасном.

9. Философская антропология.

10. Социальная философия.

Функции философии:

1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением

мира).

2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих

методов познания и освоения действительности человеком).

3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития

материи и сознания, человека и мира).

4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).

5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных

ценностей)

6. Гносеологическая.

7. Эвристическая.

8. Гуманитарная.

9. Социальная.

Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной

духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.

Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего

формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей,

социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые

разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,

религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах

самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов

символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними

представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила

системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а

представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый,

неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию

социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и

универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой

практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в

системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую

ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на

мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его

базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:

1. Отличительные определенные идеалы.

2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.

3. Почитание предков.

4. Объявление непонятного сверхъестественным.

5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.

6. Боги наделяются человеческими качествами.

Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития

религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек

представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:

1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.

2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.

3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и

сверхъестественным миром.

4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую

благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.

Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном

культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные

религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении

является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует

вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и

самого себя.

Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие

науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде

мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы

являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа –

«физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый

философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой

вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес

Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит,

она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой

нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен

утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или

разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много

других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал

первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была

единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением

Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И

изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о

первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что

первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет

вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода

– мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и

холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее,

значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и

юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители

такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой

семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл

выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17

века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух

и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии

своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость.

Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное

и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит

лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему

универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты

выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить

движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не

только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в

виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те

свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –

изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы

предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего

объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.

На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование

множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,

атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы

соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят

временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение

атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую

форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и

приходила к саморазложению.

Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в

месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.

«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное

образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло

к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса

к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором

поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не

знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником

интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти

по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется

демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в

беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и

использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.

Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином

до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим

ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как

искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для

Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе

ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь

мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и

Аристотель.

Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира

бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и

потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не

воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У

Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после

физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание

познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа

обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного

человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек

занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на

конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому

человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,

чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному

пониманию сущности.

|Мир Бытия |Мир Становления |

|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |

|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|

|неделим. |делим. |

Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и

естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе

Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось

тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в

Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был

известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)

вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а

впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в

стенах Платоновской Академии, куда он

поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии

прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с

Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.

Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и

пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля

проходит 3 этапа:

1. Вегетативный (есть даже у растений)

2. Чувственный (есть уже у животных)

3. Разумный (есть только у человека)

Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи

идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал

учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего

вещи нет).

2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то

из чего состоит уже оформленный материал).

3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или

самодвижущей причины, которая определяет активность формы)

4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать

полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).

Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.

Аристотель создает специфический язык философии

Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая

характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская

религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной

Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами

образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а

ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости

христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В

ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В

XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.

Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в

немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи

Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный

реализм:

I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.

Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает

троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в

разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная

форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался

«примирить» реализм и номинализм

Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и

гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала

свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,

творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор

самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на

творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные

стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в

1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через

несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности

бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и

раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки

равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой

момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем

неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические

фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом

случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они

отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических

фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга

приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –

1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой

космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к

характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный

характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а

опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности

Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира,

отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы.

Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует

бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр –

его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно

оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и

его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о

пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.