![]() |
|
|
Экзамен по философии за 11 классЭкзамен по философии за 11 классЭкзамен по философии за 11 класс. Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы. Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу. Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других. Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование. Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально- волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды мировоззрения: 1. Обыденное – формируется самостоятельно. 2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко систематизированное мировоззрение. 3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов. Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира. Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы: 1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений бытия, но не сущностей). 2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия) 3. Миропонимание (это есть уже философия). Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии. Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия. Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем, раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности. Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира. Черты философского мировоззрения: 1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать всеобщно) 2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного бытия) 3. Системность 4. Сомнение Структура философии: 1. История философии. 2. Онтология – учение о бытие. 3. Гносеология – теория познания. 4. Логика. 5. Аксиология – общая теория. 6. Методология – познание и освоение мира. 7. Этика. 8. Эстетика – наука о прекрасном. 9. Философская антропология. 10. Социальная философия. Функции философии: 1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением мира). 2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком). 3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира). 4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»). 5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных ценностей) 6. Гносеологическая. 7. Эвристическая. 8. Гуманитарная. 9. Социальная. Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения: 1. Отличительные определенные идеалы. 2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии. 3. Почитание предков. 4. Объявление непонятного сверхъестественным. 5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень. 6. Боги наделяются человеческими качествами. Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира: 1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира. 2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру. 3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным миром. 4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот. Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и самого себя. Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа – «физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит, она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы. На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и приходила к саморазложению. Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн. «Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу. Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и Аристотель. Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности. |Мир Бытия |Мир Становления | |Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, | |постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,| |неделим. |делим. | Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет) вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля проходит 3 этапа: 1. Вегетативный (есть даже у растений) 2. Чувственный (есть уже у животных) 3. Разумный (есть только у человека) Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего: 1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего вещи нет). 2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то из чего состоит уже оформленный материал). 3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы) 4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу). Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики. Аристотель создает специфический язык философии Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии. Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский. Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм: I Бог (общие идеи) II Единичная вещь III Универсалии Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей. Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался «примирить» реализм и номинализм Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме. В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга. Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 – 1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр – его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |