реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


В чем смысл жизни

В чем смысл жизни

План

|Введение |3 |

|Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа. |5 |

| | |

|Часть 2. Свобода личности. |19 |

| | |

|Часть 3. Смысл и цель жизни. |26 |

| | |

|Заключение |33 |

|Список использованной литературы |35 |

| | |

ВВЕДЕНИЕ

Мы – источник веселья – и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны – и чистый родник.

Человек – словно в зеркале мир, - многолик,

Он ничтожен – и он же безмерно велик.

Омар Хайям

На пороге нового тысячелетия проблемы философской антропологии

становятся наиболее актуальными. В переломные периоды развития истории

наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только

отдельного индивида, но всего общества.

Актуальность разработки проблем свободы личности также обусловлена

набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки

ценностей», задачей которого является создание целостной концепции

человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-

практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена

общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности

человека и содержащей общечеловеческие ценности.

Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно

справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда

традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными

путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования

человека. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными –

чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» уйти от старых

шаблонов, настоять на своем и искать новые пути для лучшей

самоактуализации.

В первой главе данной работы будет рассмотрено само понятие личности,

прослежены подходы различных философов к этому понятию, история его

становления. Будут затронуты также вопросы взаимоотношений общества и

личности, а также взгляды современной психологии на структуру и природу

личности.

Вторая часть работы будет посвящена вопросам свободы личности: что

это такое, где ее границы, что значит выбор в жизни человека. Так ли все

предопределено в нашей жизни или человек – кузнец своего счастья и судьбы?

Свобода – это благо или зло для современного человека?

В третьей части будут рассмотрены различные подходы к определению

смысла жизни – проблемы, которая занимала человека во все времена. Для чего

нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К чему стремиться? Чему

посвятить жизнь: борьбе за идею, накоплению богатства,

самосовершенствованию, служению Богу?

Тематика данной работы была выбрана не только в связи с ее

актуальностью для общества в целом, но важностью данных вопросов для автора

лично. Автор признает, что в ходе исследования ему вряд ли удастся

однозначно правильно ответить на эти вопросы – для этого нужны годы и опыт,

не только знания. И тем не менее эта попытка будет сделана, поскольку

только через первоначальное познание себя можно познать мир. В наше

непростое кризисное время как никогда необходимы ориентиры, маяки в виде

ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также необходимы ответы на вопросы

о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без четкого понимания

этих проблем невозможно строить будущее – свое и своей страны.

Часть 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРИРОДА

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении,

месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской

мысли.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в

философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип

философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и

необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.

Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и

таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека - это

жить в согласии с этим миром.

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как

умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были

заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает

человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип

мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той

эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь

как одно из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к

нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в

Бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание

на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки

для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного

противопоставления ему.

В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила

человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался

антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,

осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.

Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия

человека.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила

человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и

безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени

подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат

собственной деятельности.

В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно

противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма

как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,

тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением

природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это

его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с

помощью силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к

пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,

творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

История общества рассматривалась как история становления свободы

человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории -

гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения

свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял

кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его

духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,

создал человеческую религию.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей

совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные

идеи марксизма - идея социальности человека, социальной сущности человека,

понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека -

совокупность общественных отношений).

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,

она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл

истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная

проблема для нее - усовершенствование человека. Русская религиозная

философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к

самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в

совести.

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать

этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные

и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно

ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества

человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии

человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении

гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме

человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных

проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной

ситуацией в мире.

В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как

«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии

стала тема существования человека в отчужденном мире общественных

отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если

он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,

только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а

творить этот мир, делая его более человечным.

Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход

оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных

знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.

Человек не только материально-социальная система, которую можно изучить и

измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, “микрокосм” управляемый

ценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека

является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных

мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными

причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о

сущности и природе человека, смысле его существования.

Для исследования человека как весьма сложного объекта научного

познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий

достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе

человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле,

субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек -

понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,

социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и

общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется

понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,

неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в

процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и

взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными

качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована

лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся

динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и

обретение, преодоление рабства и обретение свободы.

Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва

определить само понятие “личность” в его социологическом аспекте и

проанализировать современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся

между собой личность и общество.

Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств,

свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре,

более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто

человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто

биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку,

не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в

тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид,

соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости,

присущей данной личности.

Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,

исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и

сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может

быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных

относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах:

а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена

социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом

соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и

могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются

исключительно собственной логике развития.

Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность

так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду

социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в

конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый

социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с

тем, приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает

собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных

связей между людьми.

Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.

Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории

человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на

поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций

и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения,

социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки

зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах

социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том

числе самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких

исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика

приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека.

Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и

практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав

человека, в жизни развитых демократий и т.д.

На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные

процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется

независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего

бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво

функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать,

изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической

протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще

большую) часть человеческого общества.

б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность

взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна

проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные

связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию,

жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство,

что не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и

неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным

моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских

знаний.

Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при

описании личности, связаны не только и не столько с тем, что

социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы

автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит

гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией,

проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные,

несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во

многом решающие моменты.

Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как

совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее

напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность

личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления

производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д.

Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания.

Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды,

социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных

структурах человека определенные типологические свойства.

Сейчас же взаимодействие личности и социальной среды в самом общем

виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности,

преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях

индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих

потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего

лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего

существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних

условий, обстоятельств своей жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по

формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из

предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности

проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий,

требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-

своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном,

благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной

личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,

прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-

это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и

идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в

целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В

значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он - автор

истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,

политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования

человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не

только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и

способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они

изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все

пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.

Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-

вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве

своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального

наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.